Наблюдения за растительным миром. Прогулки в парк. В парке под деревьями еще лежит снег, так как солнце сквозь деревья проникает медленнее и таяние задерживается

Прогулки в парк. В парке под деревьями еще лежит снег, так как солнце сквозь деревья проникает медленнее и таяние задерживается. Но около стволов всюду появились воронки: это нагрелась от солнца темная нижняя часть ствола и растопила возле себя снег. Садовники обрезают ненужные ветки. Соберите их и поставьте в воду в групповой комнате.
Посмотрите, где уже показалась из-под снега первая проталина, первая травка. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Найдите бурые бугорки корневищ мать-и-мачехи, посадите одно растение в горшочек и поставьте на окно в группе. Скоро на чешуйчатых стебельках появится первый весенний цветок, гораздо раньше, чем расцветет он на участке. Спросите детей почему.
Скоро начнет зеленеть трава. Оживают и деревья. Осина покрылась мохнатыми сережками. И тополь развесил свои сережки. На остальных деревьях уже надулись почки - того и гляди лопнут и появятся нежные листочки.
Полюбуйтесь с детьми красотой весеннего парка, свежестью молодой травы и первых цветов. Скажите, что рвать цветы не нужно: они быстро завянут, а в траве долго еще будут цвести и радовать всех, кто придет в парк.
Цветущие растения. На окне давно отцвели первые цветки мать-и-мачехи, остались лишь пушистые головки, похожие на одуванчик. Пусть дети вспомнят одуванчик и сравнят эти растения: у мать-и-мачехи стебель опушенный, побеги покрыты чешуйками. Листья, которые появляются позднее, сверху гладкие, зеленые, а снизу покрыты мягкими волосками. Если приложить лист ворсистой стороной к щеке, кажется, что он теплый, как ласковое прикосновение матери, а зеленая гладкая сторона холодная. Поэтому так и назвали растение. У одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев.
Необходимо познакомить детей со всеми весенними цветущими растениями леса, рассмотреть их.
Обращайте внимание на форму и окраску цветков растений: на изящную форму подснежника, на разноцветные цветки медуницы. Расскажите, что нектар находится только в розовых цветах и пчелы это знают: ни одна не сядет на синий цветок, в котором нектара нет.
Интересен мохнатый фиолетовый цветок, похожий на колокольчик. Это сон-трава. Рассмотрите кремовый цветок ветреницы, тонкий стебелек которой раскачивается от весеннего ветра. А вот и маленькие желтые звездочки. Это гусиный лук. Рассмотрите хохлатку, ее интересную форму.
Скажите детям, что все это многолетние цветущие растения. Их никто не рассаживает. Цветут они раньше всех, когда деревья еще не покрылись листьями, любят простор и свет. Все эти цветы имеют приятный, слабый запах.
Скажите детям, что поэты написали много стихотворений о весенних растениях. Прочитайте стихотворение Е. Серовой «Подснежник»:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед,-
Раз пришел разведчик -
И весна придет!
Цветущие растения на участке. На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними. Украшают детский сад анютины глазки, рассаженные на широкой рабатке в 3-4 ряда. Получается красивый пестрый ковер, который всегда привлекает внимание детей.
Предложите угадать по цвету бутона, какой расцветет цветок. Через некоторое время дети проверяют свои предположения.
Рано зацветают тюльпаны, нарциссы, которые рассаживаются осенью луковицами. За ними цветут ирис, мак, дельфиниум, флоксы, лилии.
Предлагайте описывать растения и сравнивать их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Расскажите и в процессе работы покажите, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.
Луковицы гладиолусов и клубни георгинов каждую осень выкапывают и хранят в подвалах, а весной снова рассаживают.
Когда цветов будет много, поиграйте с детьми в игру «Магазин цветов». «Продавец» внимательно слушает «покупателя», который рассказывает, какое растение ему нужно, не называя его. Отгадавший «продавец» становится «покупателем».
Прогулки в лес. Побывайте с детьми в лесу в самый разгар весны, лучше в конце мая. Обратите внимание на красоту весеннего леса: на свежую зелень молодой травы и листвы, на яркость солнечного освещения на полянках, на щебетание птиц, на аромат воздуха, на красоту весенних цветов в траве.
Рассмотрите клен, березу, дуб, черемуху в момент их цветения. Найдите фиалку и ландыш. Полюбуйтесь ими, вдохните аромат. Прочитайте уже знакомое стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим - я и ты?
Рассмотрите, как цветут земляника и черника. Перед уходом из леса постойте на лесной поляне, прислушайтесь к лесным звукам. Прочитайте стихотворение Н. А. Некрасова «Зеленый шум»:
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!..
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако; все зелено -
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новый зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Старайтесь чаще бывать с детьми в лесу, отмечать изменения в жизни растений, насекомых и птиц. В природе много интересного, поэтому не следует брать разнообразные игрушки; лучше взять мячи, прыгалки, корзиночки или коробочки для сбора лесных находок.

Труд людей

В парках понаблюдайте за весенними работами. Садовники спешат подготовить все для отдыха людей: сажают цветы на клумбах и рабатках, рассаживают деревья и кустарники. Спросите, что будет сажать садовник возле беседок, чтобы была тень. (Бобы, ипомею (граммофончики), дикий виноград.)
Полюбуйтесь ровными рядами саженцев: здесь будет красивая аллея. Около читальни посадили липу, крона у нее как шатер. Когда липа вырастет, она даст много тени. Прочитайте детям стихотворение П. Воронько «Зеленый город»:
Мы посадим березы и клены -
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами -
Станут площади наши садами...
Любят зелень советские дети,
Любят наши деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым часом все краше
Молодое отечество наше!
Скажите, что каждый человек, любящий родную страну, старается украсить свой город деревьями и цветами.
Осмотрите деревья и кустарники на своем участке до начала сокодвижения и удалите поврежденные и сухие ветви. Теперь дети будут наблюдать за набуханием почек и ждать появления листьев. Они увидят, что листья распускаются в разное время: осина, клен, тополь сначала цветут, а потом у них появляются листья; береза цветет одновременно с распусканием листьев, а липа гораздо позже.
Начитаются работы в огороде: посев ранних овощных растений (моркови, укропа, петрушки) и посадка лука на зелень.

Наши рекомендации