Наблюдения за растительным миром. Прогулки на луг. В самом начале июля побывайте с детьми на лугу

Прогулки на луг. В самом начале июля побывайте с детьми на лугу. Всюду слышен медовый запах цветущих трав. Обратите внимание, что на лугу теперь преобладает белый цвет: цветут ромашка, тмин, тысячелистник, подмаренник, таволга, донник белый.
Побродите по лугу, найдите знакомые растения, сорвите их для засушивания в альбом «Растения нашего луга». Скажите детям, что траву пора косить: если цветки осеменятся, сено будет невкусным. Поищите среди злаков душистый колосок: если его подсушить и поставить в комнате, то и зимой будет пахнуть свежим сеном.
Вдень косьбы понаблюдайте, как трактор тянет за собой несколько косилок. Скажите детям, что раньше косили вручную, косой. Косить косой долго и тяжело. Спросите детей, что делают с сеном, когда его скосят. Объясните, что колхозники несколько дней просушивают траву. Дети могут им помочь ворошить сено. Посмотрите, как скирдуют сено, загадайте загадку: «Травы пали, горы стали». Пусть дети объяснят ее.
Во время сенокоса по скошенной траве ходит большое количество птиц, прилетевших из леса. Понаблюдав за ними, дети увидят, что птицы клюют насекомых, которых теперь хорошо видно.
Расскажите, как люди берегут луга. Ведь они дают много ценного и обильного корма для животных: там растут лекарственные и медоносные травы.
Прогулки в лес. В лесу тихо и прохладно: листва на деревьях разрослась и дает много тени. Зацвела липа. Скажите детям, что посаженная липа быстро растет и цветет совсем молодой. Около березы видны опавшие семена. Они очень маленькие, и каждое семечко окружено прозрачными круглыми крылышками, напоминая бабочку. Ветер их легко поднимает и далеко разносит. На орешнике видны зеленые орехи в красивой зеленой рассеченной по краям обертке, они как в платьице.
Если есть возможность побывать в сосновом лесу, покажите детям цветение вереска - этого удивительного кустарника, цветки которого они видели в начале зимы на снегу. Кусты его невысоки, но очень ветвисты. Обратите внимание, как на нем много пчел, ос и других насекомых.
Он превосходный медонос. Расскажите детям, что вереск растет на бедных песчаных почвах, на пустырях, на местах бывших пожарищ. Надземные части вереска заваривают в виде чая и пьют от простуды.
Покажите детям маленькое растение - очиток. Стебли его лежат на земле. Мясистые листья с зубчатыми краями густо сидят на стебле. Пятиугольные цветки были раньше; сейчас вы увидите плоды, тоже пятиугольные, как звезды. Плоды днем плотно закрыты, в них находятся семена. Очиток раскрывает плод, когда на него попадает вода, которая подхватывает семена и уносит с собой. Прогулки на водоем. В июльский зной самое любимое место детей - водоем.
Здесь прохладно, много влажного песка, глины, из которых можно лепить и строить. Растительность около водоема густая, разрослись камыш и тростник. По склонам берегов в траве бывает много земляники.
Покажите детям белокрыльник. Его мелкие цветки собраны в початок, который обернут, как воротником, блестящим листом. За белый лист, напоминающий крыло, его и назвали белокрыльником. По листьям этого растения можно предугадать погоду. Если лист отгибается, будет хорошая погода, а если он прижат к початку, жди дождя. Белокрыльник очень красив, но ядовит, и рвать его не следует.
Полюбуйтесь с детьми белой кувшинкой, солнцелюбивые цветки которой выглядывают из воды. Поясните, что свои лепестки она раскрывает утром навстречу солнцу. Когда солнце садится, цветок закрывается и опускается под воду до утра.
В июле все водные растения густо разрастаются, а для рыб особенно много пищи. Поговорите с детьми о том, что нельзя засорять реки и озера.
Прогулки на поле. Покажите детям, что происходит на поле в эти знойные дни: ржаное поле из зеленого стало зототым. Расскажите, что поле называют нивой, и прочитайте стихотворение Ю. В. Жадовской «Нива»:
Нива, моя нива,
Нива золотая!
Зреешь ты на солнце,
Колос наливая.
По тебе от ветру -
Словно в синем море -
Волны так и ходят,
Ходят на просторе.
Над тобою с песней
Жаворонок вьется,
Над тобой и туча
Грозно пронесется.
Спросите, почему так низко наклонились колосья. Предложите высыпать зерна на ладонь и рассмотреть их. Раздавив зерно, дети увидят внутри беловатое вязкое вещество. Объясните, что, когда зерно созреет и его смелют, будет мука.

Наши рекомендации