Формы статистического наблюдения. С точки зрения организации статистического наблюдения различают три основные организационные формы наблюдения: отчетность

С точки зрения организации статистического наблюдения различают три основные организационные формы наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение и реестры.

Отчетность - это форма наблюдения, при которой каждый субъект деятельности регулярно подает данные в государственные органы статистики и ведомства в виде документов (отчетов) специально утвержденной формы. Отчетность предприятий, учреждений и организаций является основным источником статистической информации в нашей стране. В ней предполагается система четко регламентированных показателей, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений и организаций. Содержание отчета, форма и срок представления устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики - Государственным комитетом статистики Украины.

Отчетность как форма наблюдения имеет свои преимущества. ее составляют на основе данных первичного учета, который обеспечивает возможность сопоставления и контроля данных. Достоверность отчетности гарантируется также юридической ответственностью руководителей подотчетных предприятий и организаций. По разными признаками статистическую отчетность разделяют на отдельные виды. Прежде всего различают типичную и специализированную отчетность.

Типичная отчетность имеет единую форму и содержание для всех предприятий и организаций независимо от формы собственности и ведомственного подчинения.

Специализированная отчетность присуща тем предприятиям или отдельным производствам, которые имеют свои специфические свойства.

В зависимости от уровня утверждения и назначение отчетность делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя утверждается и собирается органами государственной статистики, министерствами и ведомствами, внутренняя — разрабатывается самым субъектом деятельности для собственных оперативных, управленческих и аналитических нужд.

По периодичности представления отчетность бывает текущая (недельная, декадная, месячная, квартальная), которая охватывает показатели текущей деятельности субъектов, и годовая, подбивающая главные итоги финансово-производственной деятельности субъектов за год.

В зависимости от срочности отчеты могут подаваться такими способами: по почте, телетайпом, по электронной почте.

По порядку прохождения отчетность разделяют на централизованную и децентрализованную. Централизованная отчетность проходит через систему государственной статистики, где обрабатывается и передается соответствующим органам управления. Т.е. министерства и ведомства эту отчетность подведомственных предприятий не разрабатывают, а получают в готовом виде от органов государственной статистики.

Децентрализованная отчетность обрабатывается в соответствующих министерствах или ведомствах, а сведенную информацию подают статистическим органам.

Отчетность характеризуется такими свойствами:

- Обязательность — представление отчетов обязательное для всех зарегистрированных субъектов деятельности с соблюдением унифицированной формы, утвержденного перечня показателей, с указанием реквизитов подотчетного объекта (названия, адреса, фамилии и подписи ответственного лица, дать составления отчета).

- Систематичность предусматривает регулярное, своевременное составление и представление отчетности в утвержденные сроки.

- Достоверность — данные, приведенные в отчетности, должны соответствовать действительности и исключать любые искривления (утаивание и приписки). За достоверность представленных данных субъекты деятельности несут юридическую ответственность.

В последнее время отчетность значительно упростилась по форме, сократилась по объему, степени охвата, перечню показателей. Вместе с тем совершенствуется методика вычисления существующих показателей согласно международным стандартам, разрабатывается система новых показателей, адаптированных к рыночной экономике. Переход на систему национальных счетов (СНР) нуждается в не только системе статистических показателей, а и методах сбора данных, широком применении специально организованных наблюдений на макро- и микроравные.

Специально организованные статистические наблюдения охватывают те стороны общественной жизни, которые не отобразились в отчетности. К ним принадлежат переписи, одноразовые учеты, специальные обследования, опрашивание.

Переписи проводятся периодически или единовременно и дают полную характеристику массового явления состоянием на какую-то дату или определенный момент времени. Классическим примером является перепись населения, которая в большинстве стран мира проводится с интервалом в 10 лет и дает информацию о возрастном и национальном составе населения, семейном положении, источниках средств существования, жилых условиях и т.п..

В переписях, кроме статистиков, принимают участие специально подготовленные регистраторы или учетчики, которые записывают данные опрашивания в статистические формуляры.

Учеты — сплошные наблюдения массовых данных, которые основываются на данных обзора, опрашивания и документальных записях. Примером могут быть учет поголовья скота по видам, группами и категориями хозяйств, а также учет земельного фонда по видам угодий, качеством грунту, категориями хозяйств и т.п..

Специальные обследования — преимущественно несплошное обследование массовых явлений согласно определенной тематике, которая выходит за пределы отчетности. Они могут быть периодическими или одноразовыми. Например, специальные статистические обследования применяются для обследования бюджетов семей разных социальных прослоек населения, обследование бюджета времени населения, обследование по вопросам неформальной занятости населения, маркетинговые исследования и т.п..

Опросы — это несплошное наблюдение с целью изучение мыслей, мотивов, оценок, которые регистрируются со слов респондентов. Исключением является сплошное опрашивание всего населения — референдум — массовое волеизъявление относительно принципиальных социально-экономических и политических вопросов. Опросы могут осуществляться в разных формах: устной (интервью), письменной (анкетирование), заочной (почтовые, телефонные).

Третья форма статистического наблюдения - статистический реестр — это список или перечень единиц определенного объекта наблюдения с указанием необходимых признаков, который составляется и обновляется во время постоянного отслеживания. В настоящих планах госстатистики предполагается составление единых государственных реестров: населения, субъектов деятельности, домашних хозяйств, земельного фонда, технологий. Так, например, орган государственной статистики ведут единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, который представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления и обработки данных о всех юридических лицах, их филиалах, отделениях, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, которые находятся на территории Украины, а также о юридических лицах, их филиалах, отделениях, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, которые находятся за пределами Украины и созданы при участии юридических лиц Украины. Этот реестр обеспечивает учет и идентификацию всех замеченных выше субъектов, дает возможность наладить единое информационное пространство, в которое входят все субъекты рынка, а также он является основой для проведения государственных статистических наблюдений.

Реестр населения разрешает нагромождать, сохранять и обновлять паспортные и налоговые сведения о каждом жителе Украины. Такие реестры используются как база данных для составления списков военнообязанных, избирателей, налогоплательщиков и т.п..

В перспективе роль специально организованных статистических наблюдений будет возрастать и они займут надлежащее место в системе сбора информации о сложных и разнообразных явлениях и процессах общественной жизни.

Наши рекомендации