Комментарии к разделам и темам

Раздел 1. Основы обшей композиции.

Первый год обучения. Основы обшей композиции

Данный раздел включает в себя цикл упражнений, который в простой и доходчивой форме знакомит учащихся с выразительными средствами композиции (пятном, линией, штрихом), показывает основные приемы и правила композиционного построения.

Овладение приемами и правилами композиции происходит при размещении простейших геометрических фигур на плоскости. Практическая работа состоит из ряда линейных (аппликативных) упражнений. В этих заданиях под контролем педагога учащимся дается возможность в очень простой форме попытаться овладеть такими приемами и свойствами композиции как масштабность, равновесие, пропорциональность, зрительный центр, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика.

Второй год обучения. Выявление композиционного центра

Этот раздел композиции особенно важен для понимания учащимися. В процессе работы они должны усвоить, что часть произведения, ясно выражающая главную мысль и содержание, является композиционным центром. Композиционный центр должен привлекать внимание зрителя.

Учащиеся должны понять, что такое зрительный центр и равновесие картинной плоскости. Освоить способы выявления композиционного центра. Для этого учащимся предлагается выполнить ряд простых упражнений, помогающих понять правила выделения композиционного центра.

Такой же важной темой для изучения в этом разделе является тема, посвященная роль контраста и нюанса в композиции.

Учащийся обязательно должен понять, что он, как художник, режиссирует - определяет, что будет главным в его произведении, а что - второстепенной деталью.

Завершающей работой будет плоскостная декоративная композиция на заданною тему. Направление темы, которое определяет педагог, созвучно теме стилизации («Морская фантазия», «Мир, окружающий нас», «Цветы луга» и т.д.).

Третий год обучения. Доминанта и акцент в композиции

Данный раздел посвящен рассмотрению важной роли доминанты в создании декоративной композиции.

Итогом работы над этой темой является выполнение декоративного натюрморта с организацией доминантной группы на основе натурных зарисовок.

Четвертый год обучения. Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Выражение свойств и характера предметов

Данный раздел раскрывает влияние характера линий и форм на эмоциональноевосприятие человека. Учащимся предлагается выполнить ряд упражнений, где с помощью различного характера линий можно создать композиции ассоциативного ряда.

Добавление фактуры, может расширить диапазон ассоциативного восприятия композиции.

Учащимся предлагается выполнить ряд ассоциативных упражнений с помощью только линий, только пятен, разнообразных линий и пятен в комплексе; предлагаются темы, свободно передающие накал эмоций, психологическое состояние или физические свойства (например: покой, нападение, битва, полет, удар, сон, радость, болезнь и т.д.).

Итогом работы в разделе является выполнение творческой композиции на выявление эмоционального характера предмета. Тематическая область работы выбирается педагогом или учащимися (от чайника до архитектуры).

Пятый год обучения. Средства и приемы общей композиции костюма

В любой области творчества художник должен уметь располагать все элементы своего произведения, чтобы оно было максимально выразительным и обладало вместе с тем целостностью.

Композиция – это средство приведения всех элементов в единство. Решение этой задачи осуществляется композиционными приемами и средствами, такими, как: пропорция и масштабность, метр и ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, контраст нюанс, статика, динамика.

Без знания правил и закономерностей, на которые опирается композиция, не может быть подлинного творчества.

Термин «композиция» многозначен: он обозначает не только процесс составления и придумывания, но и соблюдения особых правил.

Композиция считается удачной, если соблюдены следующие условия:

- ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

- части не могут меняться местами без ущерба для целого;

- ни один элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для него.

Раздел 2. Стилизация

Наши рекомендации