По разделам и темам программы

Раздел «Программные средства компьютерной графики»

Тема «Интерфейс растрового редактора Adobe Photoshop»

1. Открыть в программе Adobe Photoshop изображение, увеличить-уменьшить масштаб просмотра изображения при помощи разных инструментов, сохранить изображение в рабочую папку под другим названием, выбирая формат сжатия файла.

Тема «Использование цвета в графической композиции. Инструменты рисования в Adobe Photoshop»

1. Упражнение «Забавные линии»: выбрать инструмент кисть. Задать параметр и жесткость, нарисовать непрерывную линию зигзагообразной формы, свободно изгибая, залить все секторы различными текстурами. Найти образы в работе и, сохраняя определенном формате, дать название.

2. Упражнение «Рисуем домик». Создать новый документ с определенными параметрами (цветовая модель RGB, разрешение 300, формат А4), нарисовать пейзаж с домиком, применяя разные параметры кистей. Используя инструмент Brush, щелкнуть на одной из точек изображения, после чего нажать клавишу <Shift> и щелкнуть в другой точке. Photoshop соединит начальную и конечную точки прямой линией. Можно использовать этот же прием вместе с инструментом Pencil. Затем открыть в программе Adobe Photoshop изображение с цветами и, используя инструмент Eyedropper, выбрать из него необходимые оттенки цвета, раскрасить рисунок.

Тема «Слои в растровом редакторе. Управление слоями. Рисование в слоях»

1. Упражнение «Рисование в слоях». Открыть новое изображение с заданными параметрами и цветным фоном. Создавать новые слои, рисуя на каждом слое простые абстрактные или изобразительные формы, придавая им определенный стиль (используя палитру Layer Style), придавая им разную степень непрозрачности, используя разные режимы наложения цветов в каждом слое. Передвигая их с помощью инструмента Move, создать уравновешенную композицию. Попробовать изменять порядок следования слоев в палитре Layer. Объединить слои. Сохранить в рабочую папку в определенном формате, дав оригинальное название своей работе.

2. Упражнение «Рисунок объемной кнопки в слоях». Открыть новый документ с параметрами 10х10 см, разрешение 300, выбрать светлый цвет фона. Создать новый слой, сделать круглое выделение (удерживая клавишу Shift) с растушевкой 0. Залить выделение простым градиентом. Сверху на этом же слое сделать выделение меньшего диаметра, назначив ему растушевку 5 пикселей, и залить тем же градиентом, но в противоположном направлении. Получилась резиновая кнопка, освещенная сбоку. Назначить слой с кнопкой тень в палитре Layer.

Тема «Выделение и трансформация областей. Монтаж изображений в Adobe Photoshop»

1. Упражнение на выделение областей. Открыть несколько изображений и с помощью разных инструментов выделения вырезать необходимые фрагменты фотографий, применяя различную растушевку, логические операции с выделенными областями и, перенести в другой, заново созданный документ, названный «Монтаж». В документе «Монтаж» применить к каждой области масштабирование, трансформации.

2. Вырезая различные фрагменты изображений из разных фотографий, составить композицию, достигая равновесие элементов различной площади и окраски.

Тема «Векторные инструменты в Adobe Photoshop. Рисование готовыми фигурами»

1. Создать контур нужной формы прямо на открытом изображении и преобразовать в выделенную область. Залить созданную область текстурой и перенести в новый документ. Добавить новые готовые фигуры из меню инструмента Custom Shape (Произвольная фигура). Создать композицию из абстрактных элементов в теплом колорите (2-3 работы).

Тема «Рисование в векторном редакторе. Управление объектами»

Задания, целью которых является наработка навыков определения гармоничной целостности и образности формы в графической композиции. Выполняются в векторном редакторе Adobe Illustrator в слоях с применением инструментов рисования, текстурных заливок.

1. Упражнение «Рисование геометрических фигур». Открыть новый документ и рисовать примитивы (прямоугольник, эллипс, многоугольник, звезда и т.п.), задавая их размеры, окраску и толщину контура. Составить из них композицию, добиться динамического равновесия элементов (ахроматическая гамма).

2. Упражнение «Рисование геометрических фигур». Открыть новый документ и рисовать примитивы (прямоугольник, эллипс, многоугольник, звезда и т.п.), задавая их размеры, заливку орнаментом и цвет контура. Составить композицию, добиваясь динамического равновесия элементов (хроматическая гамма).

Раздел «Основы композиции в графическом дизайне»

Тема «Плоскостная форма. Текстура средствами компьютерной графики»

Задания, целью которых является наработка навыков определения композиционного статичного или динамичного равновесия в графической композиции. Выполняются в растровом редакторе Adobe Photoshop в слоях с применением инструментов рисования, эффектов слоев, текстурных заливок выделенных областей.

1. Составить композицию, достигая равновесие элементов с внутренним движением (ахроматическая гамма).

2. Составить композицию, добиваясь статического равновесия элементов (ахроматическая гамма).

Раздел «Цвет в композиции и в компьютерной графике»

Тема «Способы создания цветовой гармонии в композиции»

Задания, целью которых является наработка навыков определения гармоничной целостности и образности формы в графической композиции. Выполняются в растровом редакторе Adobe Photoshop в слоях с применением инструментов рисования, эффектов слоев, текстурных заливок выделенных областей.

1. Создать композицию из изобразительных элементов на основе нюансных цветовых отношений (2-3 работы).

2. Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного контраста по цветовому тону и светлоте (2-3 работы).

3. Создать композицию из абстрактных элементов на основе нюансных цветовых отношений (2-3 работы).

4. Создать композицию из абстрактных элементов в теплом колорите, контраст по светлоте (2-3 работы).

5. Создать композицию из абстрактных элементов в холодном колорите, контраст по светлоте (2-3 работы).

6. Создать композицию из изобразительных элементов в теплом колорите (2-3 работы).

7. Создать композицию из изобразительных элементов в холодном колорите (2-3 работы).

8. Создать серию композиций на основе образно-ассоциативного восприятия цвета (весело-грустно, жарко-холодно, утро-вечер и т. п.).

9. Построить целостные, сохраняющие плоскость композиции, из простых геометрических фигур с использованием нюансных и контрастных ахроматических цветов.

Раздел «Основы графического дизайна, проектирование»

Тема «Методы стилизации объекта»

Упражнения выполняются в растровом редакторе Adobe Photoshop в слоях с применением инструментов рисования, эффектов слоев, текстурных заливок выделенных областей.

1. Построить формальную композицию в виде абстрактной условной структуры, взаимодействие элементов которой должно служить максимально наглядному выражению (конфигуративному, пластическому, фактурному и т.п.) каждой пары, указанной в теме задания, применяя знания о стилизации изображения: a) тяжесть-легкость; b) жесткость – гибкость; c) хрупкость – пластичность.

2. Выполнение декоративной стилизации растений с обобщением формы, изменением их контуров, отказом от деталей или добавлением не существующих в натуре деталей.

3. Выполнение декоративной стилизации растений с заменой цвета натуры.

4. Выполнение декоративной стилизации растений с насыщением их орнаментом.

Тема «Организация композиционного центра»

Задания, целью которых является наработка навыков определения гармоничной целостности и образности формы в графической композиции. Выполняются в векторном и растровом редакторах в слоях с применением инструментов рисования, текстурных заливок и различных фильтров. Дать название работе. Количество заданий определяется преподавателем.

1. Составить композицию, выделяя главное приемом противопоставления.

2. Составить композицию, выделяя главное центральным расположением и размерами элементов.

3. Составить композицию, выделяя главное местом расположения.

4. Составить композицию, выделяя главное как самый большой элемент.

5. Составить композицию, выделяя главное структурой формы и размером (маленьким).

6. Составить композицию, выделяя главное фактурой.

7. Составить композицию, выделяя главное центром смещения относительно геометрического центра.

8. Составить композицию, обозначая композиционный центр вертикальной осью симметрии.

9. Составить композицию, смещая композиционный центр вверх.

10. Составить композицию, где композиционный центр смещен вверх и вправо.

11. Составить композицию, в которой композиционный и геометрический центры совпадают.

12. Составить композицию, в которой общий центр находится в середине, а вспомогательные - сверху и снизу.

13. Составить композицию, в которой главный центр находится сверху, а уравновешивающий ― внизу.

Тема «Средства гармонизации в графической композиции»

Задания, целью которых является наработка навыков определения гармоничной целостности и образности формы в графической композиции. Выполняются в векторном и растровом редакторах в слоях с применением инструментов рисования, текстурных заливок и различных фильтров. Дать название работе.

Количество заданий для выполнения - на усмотрение преподавателя.

1. Создать ритмическую композицию из геометрических элементов в цвете.

2. Создать ритмическую композицию из растительных элементов в цвете.

3. Создать метрический ритм из изобразительных и геометрических элементов в полосе, прямоугольнике и круге.

4. Создать ритмическую композицию в полосе, квадрате и прямоугольнике, используя геометрические или растительные элементы.

5. Создать ритмическую композицию на основе контраста форм, используя геометрические или растительные элементы.

6. Создать геометрическую композицию с усилением ритмической организации за счет тона.

7. Создать тематическую ритмическую композицию в полосе, квадрате и круге.

8. Составить композицию, добиваясь статического равновесия элементов с помощью зеркальной симметрии (ахроматическая гамма).

9. Составить композицию, изображающую природную симметричную форму (бабочка, стрекоза, пейзаж с отражением).

10. Создать асимметричную композицию из геометрических фигур, букв или цифр (избегая равновесия пятен по массе, тону, цвету и фактуре).

11. Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного тонального контраста (ахроматическая гамма, не менее двух работ на основе повтора одного или нескольких элементов).

12. Создать композицию из изобразительных элементов на основе контраста тяжелого и легкого (ахроматическая гамма).

13. Создать композицию из геометрических фигур по пропорциям золотого сечения.

14. Создать композицию из изобразительных фигур, учитывая пропорции золотого сечения.

Тема «Создание сложного коллажа из отсканированных изображений с ярко выраженным композиционным центром»

Задание «Создание цифровой композиции со всеми этапами подготовки проекта» в растровом редакторе: идея – эскиз, создание макета, выбор изображений. Сканирование рисунка, подготовка к работе в растровом редакторе. Открытие необходимого количества фотографий. Цветовая коррекция и «обтравка» необходимых фрагментов. Внимательное отношение к растушевке выделяемой области. Сохранение выделенных областей в альфа-каналах. Монтаж выделенных фрагментов на едином холсте. Определение доминанты в композиции. Управление слоями. Использование фильтров, трансформации слоев, корректирующих слоев. Палитра History. Запись действия в протокол. Создание снимков состояния.

Предлагаемые темы: «Фантастическая география», «Роботы и люди», «Таинственный замок» и т.п.

Тема «Стилизация в графическом дизайне методами компьютерной графики»

Задание «Создание цифровой композиции со всеми этапами подготовки проекта» в растровом и векторном редакторах: идея – эскиз, создание макета, выбор изображений. Сканирование рисунка, подготовка к работе в растровом редакторе. Открытие необходимого количества фотографий. Цветовая коррекция и «обтравка» необходимых фрагментов. Импортирование в векторный редактор и продолжение работы в нем.

1. На основе анализа смыслового содержания общего понятия "дерево" выявить его морфологические, физические, функциональные свойства и признаки, после чего построить графическую композицию, образно подчинив все структурные элементы изображения дерева (корни, ствол, ветви, крона) какому-нибудь одному формообразующему свойству или признаку.

2. Сформировать образную структуру графического изображения объекта под общим названием "животное", используя заданное свойство как смысловую основу, обусловливающую строение всех его элементов, связей и отношений.

Тема «Имитация явлений и поверхностей в векторном и растровом редакторах»

Задания, целью которых является наработка навыков определения гармоничной целостности и образности формы в графической композиции. Выполняются в векторном и растровом редакторах в слоях с применением инструментов рисования, текстурных заливок и различных фильтров.

1. Упражнение на создание имитации воды в растровом редакторе с помощью фильтра Clouds (Облака), фильтра Chrome (Хром).

2. Упражнение на имитацию железных и золотых букв.

Тема «Передача в композиции состояния человека и природы средствами компьютерной графики»

1. Упражнение на имитацию природных явлений – радуги, пейзажа, засыпанного снегом.

2. Упражнение на рисование космических явлений в растровом редакторе.

3. Упражнения на использование трехмерных эффектов для создания объема в векторном редакторе.

Упражнения на добавление глубины и объема в векторном редакторе с помощью инструмента Mesh (Градиентная сетка). Эффекты тени. Имитация глубины с помощью градиентов и свечения

Тема «Эффекты для мультфильмов и игр»

1. Придумать и отрисовать средствами компьютерной графики образы героев любимых мультфильмов, «оживляя» их с помощью имитации объема.

2. Нарисовать фоновую картинку для своего мультфильма.

Раздел «Основы типографики в графическом дизайне»

Тема «Анатомия шрифта»

1. Создать логотип из стилизованного изображения животного (векторный редактор) без надписи.

2. Создать логотип из стилизованного изображения животного (векторный редактор) с надписью.

3. Создать проект разработки графического знака на основе изобразительного элемента и шрифта, при соблюдении читаемости. Ахроматический вариант и хроматический.

Тема «Основы шрифтовой композиции»

1. Создать проект простейшей новогодней открытки, используя текст и изображение (растровый редактор), а также стили слоев, эффекты слоев.

2. Создать проект новогодней открытки, используя текст и изображение (векторный редактор), а также стили слоев, эффекты слоев.

3. Создать динамичную композицию с использованием тонально-шрифтовых форм (векторный и растровый редактор).

4. Создать композицию, состоящую из ряда графических надписей, при соблюдении их ритмичности, читаемости и контрастности (векторный и растровый редактор).

Тема «Типографика средствами векторного редактора Adobe Illustrator»

Задание: Создать информационную страницу на тему «Мой доклад по географии» в векторном редакторе с соблюдением основных правил типографики.

Тема «Компьютерная графика и основы дизайна книги»

1. Создать цифровую иллюстрацию.

2. Создать макет книги.

3. Создать проект рекламного оформления фасада магазина в виде крупномасштабной, яркой и выразительной шрифтовой композиции.

4. Создать проект разработки графического знака на основе изобразительного элемента и шрифта, при соблюдении читаемости. Ахроматический вариант и хроматический.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Наши рекомендации