Задания по разделам и темам.

Программа итогового государственного аттестационного испытания

Студентов филологического факультета.

Наименование дисциплин, включенных в программу итоговой государственной аттестации:

  1. Педагогика и методика воспитательной работы.
  2. Педагогическое мастерство.

Разделы и темы.

Общие основы педагогики.

  1. Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия.
  2. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
  3. Цель общественного воспитания на современном этапе. Комплексный подход к реализации цели воспитания.
  4. Личность как педагогическая категория. Развитие и формирование личности.
  5. Целостный педагогический процесс.

Теория обучения.

  1. Сущность процесса обучения. Структура процесса обучения.
  2. Закономерности и принципы процесса обучения.
  3. Содержание образования. Государственные документы, отражающие содержание образования.
  4. Методы, приемы и средства обучения.
  5. Урок - основная форма организации обучения. Анализ различных форм организации обучения в школе.
  6. Диагностика процесса обучения.
  7. Технологический подход к обучению. Модель полного усвоения.

Теория воспитания.

  1. Сущность процесса воспитания. Этапы воспитательного процесса.
  2. Закономерности и принципы процесса воспитания.
  3. Содержание воспитания. Воспитание нравственных ценностей личности.
  4. Методы приемы и средства воспитания.
  5. Коллектив как средство воспитания. Воспитание личности в коллективе.
  6. Стадии и пути формирования коллектива. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.

Общение.

  1. Стили педагогического общения.
  2. Педагогический такт учителя.

Вопросы.

1. Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

2. Методы научно-педагогического исследования. Использование педагогической диагностики в работе учителя.

3. Цель общественного воспитания на современном этапе. Комплексный подход к реализации цели воспитания.

4. Личность как педагогическая категория. Факторы развития и формирования личности.

5. Целостный педагогический процесс. Закономерности и этапы педагогического процесса.

6. Сущность процесса обучения. Функции, структура процесса обучения.

7. Закономерности и принципы процесса обучения.

8. Общая характеристика содержания образования. Основные документы, определяющие содержание образования.

9. Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения.

10. Характеристика словесных методов обучения.

11. Характеристика наглядных методов обучения.

12. Характеристика практических методов обучения.

13. Анализ различных форм организации обучения в школе.

14. Урок – основная форма организации обучения.

15. Диагностика процесса обучения. Проверка и оценка обученности учащихся.

16. Технологический подход к обучению. Характерные черты технологического подхода к обучению.

17. Организация учебного процесса по модели полного усвоения.

18. Сущность процесса воспитания. Этапы воспитательного процесса.

19. Проблемы общественного воспитания на современном этапе.

20. Закономерности и принципы процесса воспитания.

21. Содержание воспитания. Воспитание нравственных ценностей личности.

22. Методы, приёмы и средства воспитания. Классификация методов воспитания.

23. Характеристика методов формирования сознания.

24. Характеристика методов формирования опыта социального поведения и организации деятельности.

25. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности.

26. Коллектив как средство воспитания. Стадии и пути формирования коллектива.

27. Воспитание личности в коллективе. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.

28. Понятие «педагогическое общение». Функции, структура педагогического общения.

29. Требование к профессиональному мастерству учителя.

30. Стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.

31. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Перечень типовых заданий.

1. Прочитайте фрагмент урока. Выделите основные педагогические категории. Дайте научное определение каждой выделенной категории. Раскройте основные теоретические положения одной из тем дидактики, которая в большей степени, на Ваш взгляд, прослеживается в данном фрагменте урока. Проведите аспектный анализ урока.

2. Прочитайте ситуацию. Выделите основные педагогические категории. Дайте научное определение каждой выделенной категории. Раскройте основные теоретические положения темы, с которой соотносится данная педагогическая ситуация. Опишите ситуацию, используя педагогическую терминологию. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения использования методов воспитания. Дайте педагогические рекомендации, выбрав адресат. Предложите варианты решения.

3. Прочитайте фрагмент статьи. Сформулируйте основную проблему, затронутую в статье. Выделите основные педагогические категории. Дайте им научное определение. Раскройте основные теоретические положения темы, с которой соотносится проблема данной статьи. Сформулируйте рекомендации учителю по использованию материалов данной статьи.

4. Используя предложенные педагогические категории, составьте текст выступления на родительском собрании, педагогической конференции и т.д. (по выбору студента). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Соотнесите ее с педагогической теорией, выделите основные положения данной теории.

Педагогические понятия.

  1. Внушение
  2. Воспитание
  3. Воспитательная система
  4. Гипотеза
  5. Диагностика обученности
  6. Закономерность обучения и воспитания
  7. Комплексный подход к воспитанию
  8. Личность
  9. Методы воспитания и обучения
  10. Методы научно-педагогического исследования
  11. Наказание
  12. Наследственность
  13. Нравственное воспитание
  14. Образование
  15. Образовательная программа
  16. Образовательная система
  17. Образовательный маршрут
  18. Образовательный процесс
  19. Образовательный ценз
  20. Обучение
  21. Парадигма
  22. Педагогика
  23. Педагогическая деятельность
  24. Педагогическая диагностика
  1. Педагогическая концепция
  2. Педагогическая система
  3. Педагогическая техника
  4. Педагогический процесс
  5. Педагогический такт
  6. Педагогическое общение
  7. Принципы обучения и воспитания
  8. Профессиональное мастерство учителя
  9. Развитие
  10. Рынок образовательных услуг
  11. Самовоспитание
  12. Содержание образования
  13. Социализация
  14. Среда
  15. Стандарт
  16. Стили общения
  17. Структура урока
  18. Технология обучения и воспитания
  19. Убеждение
  20. Учебная программа
  21. Учебный план
  22. Учение
  23. Формирование
  24. Цель общественного воспитания

Задания по разделам и темам.

1. Докажите, что педагогика— это наука, культура, искусство.

2. Используя факты современной жизни, показать возрастающую роль воспитания на современном этапе.

3. Выделить основные проблемы педагогики на современном этапе развития общества.

4. Продумать условия эффективности использования методов научно-педагогического исследования.

5. В процессе взаимовлияния среды и воспитания на формирование личности, в чем конкретно сказывается роль воспитания

6. Сформулируйте цель общественного воспитания на сегодняшнем этапе развития общества и докажите ее актуальность.

7. Проанализируйте цель воспитания в разных концепциях воспитания.

8. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.

9. Объясните взаимосвязь дидактических категорий.

10. В чем специфика предмета дидактики и чем она отличается от предмета других наук.

11. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию функций обучения в учебном процессе.

12. Проанализируйте структуру процесса обучения на конкретном примере.

13. Сравните структуру обучения в традиционном и инновационном обучении

14. Дайте краткую характеристику принципов обучения.

15. Укажите, в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя.

16. На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования словесных методов обучения.

17. Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.

18. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.

19. Сформулируйте достоинства и недостатки классно - урочной системы уроков на современном этапе.

20. Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.

21. Проведите сравнительный анализ сущностных характеристик процесса воспитания и обучения.

22. Выделите основные проблемы воспитания на современном этапе.

23. Определите, от чего зависит эффективность воспитательного процесса.

24. Определите, в каком соотношении находятся понятия: «социализация личности», «формирование личности», «воспитание».

25. Приведите примеры внутренних противоречий процесса воспитания.

26. Подробно опишите последовательные действия по воспитанию любого личностного качества.

27. Докажите, что мораль представляет собой систему отношений личности к различным сторонам действительности.

28. Попытайтесь определить пути осуществления нравственного воспитания в педагогическом процессе.

29. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении методов воспитания?

30. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

31. Дайте характеристику основным этапам педагогического общения.

32. Приведите примеры реализации требований педагогического такта на уроке.

Критерии оценки.

Ответ выпускника на экзамене оценивается Государственной аттестационной комиссией и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится за ответ, в котором предложены различные подходы к решению существующих проблем, выявляется и доказывается фактическими примерами своя педагогическая позиция, педагогическое проектирование отличается осознанностью, изложение учебного материала носит системный характер, содержит чёткую, логическую структуру.

Оценка «хорошо» ставится за ответ, в котором рассмотрены различные подходы к решению существующих педагогических проблем, но их анализ не является достаточно полным, собственная педагогическая позиция отвечающего обоснована, но не всё в ответе доказательно, изложение учебного материала не всегда носит системный характер, иногда нарушается логика ответа.

Оценка «удовлетворительно» обозначает освещение содержания учебного материала в пределах программы без достаточной аргументации, нечётко определена собственная педагогическая позиция, отношение к педагогическим проблемам, отсутствует системный характер в изложении учебного материала, нарушена логика ответа.

Оценка «неудовлетворительно» предполагает случай, когда ответ свидетельствует об отсутствии знаний учебной программы по предложенным циклам и частным методикам, наблюдаются серьёзные фактические ошибки в теоретическом материале и в логике ответа.

Наши рекомендации