Народный орнамент в предметах современности

4.1. Тема: Орнамент народов мира. Знакомство учащихся с орнаментами народов мира и характерными особенностями орнамента региона проживания.

Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам народного орнамента

4.2. Тема: Народный костюм - источник творчества художника-модельера.Знакомство с художественной выразительностью народного костюма.

Основная ценность народного костюма состоит в предельной функциональности, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности, и в то же время, многообразии внешнего вида за счет различных приемов декоративного оформления.

Художественное копирование образцов народного орнамента, костюма.

Подача графическая или цветовая, формат А4. Бумага белая или тонированная.

Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам народного орнамента, выполнение свободных копий народного орнамента.

4.3. Тема: Народный орнамент в аксессуарах и современной одежде. Выполнение эскиза современной одежды или аксессуаров с применением традиционных орнаментальных мотивов.

При создании сложной орнаментированной композиционной формы учащимся необходимо понять, что любой элемент:

· никогда не существует отдельно;

· всегда является частью более крупного целого;

· каждый элемент на любом уровне должен представлять собой законченное органическое единство;

· взаимное расположение элементов относительно друг друга имеет большое значение в организации не только функциональных, но и композиционных взаимосвязей между элементами ансамбля, в достижении его художественной выразительности, целостности и единства.

Подача графическая или цветовая, формат А4, бумага белая или тонированная.

Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскизов одежды, продолжение работы над композицией по утвержденному варианту.

Шестой год обучения

Эскизный проект

К шестому году обучения учащиеся овладевают определенными техническими навыками в ремесле, развивают в достаточной мере свои художественные способности и уже могут представить в графической форме содержание проектной идеи. Учащимся предлагается систематично и последовательно пройти полный цикл: от идеи, через все этапы проектного эскизирования, к конкретному изделию в материале.

Рекомендуется составлять расписание таким образом, чтобы часы прикладной композиции в 6 классе предшествовали ремеслу (работе в материале).

1.1. Тема: Выбор темы проекта.Выбор темы для работы связан с предметом «Работа в материале». Каждый учащийся выбирает индивидуальную проектную тему.

Самостоятельная работа: выбор предполагаемых тем для работы.

1.2. Тема: Изучение материала по выбранной теме.Сбор информации по теме, работа в библиотеке,

Самостоятельная работа: изучение материала, работа с первоисточниками, посещение музеев.

1.3. Тема: Концепция темы работы. Обоснование принятого творческого решения.Проведение анализа собранного материала, переосмысливание, обработка информации. Формулировка основной идеи - творческой концепции. Важно, чтобы в ходе синтеза предварительных исследований рождались собственные мысли, отличные от аналогов.

Творческими источниками для создания работы могут служить любые природные явления, всевозможные элементы природной среды, события истории и современности, различные виды и объекты культуры, искусства, науки, ретро мода, новые технологии и т. д.

Самостоятельная работа: разработка концепции темы.

1.4. Тема: Порядок эскизного проектирования.Эскизный проект создается с учетом законов и средств композиции, с применением способов гармонизации и различных техник изображения.

На этапе эскизного проектирования решаются основные задачи: форма, цвет, масштабность, пропорции, функциональная образность. Главная цель эскизного проектирования – поиск и создание яркого, выразительного, острого образа, наделенного определенной смысловой символикой и знаковостью.

Эскизное проектирование имеет свой определенный порядок:

· наброски (контурные, контурно-тональные, живописно-тональные);

· поисковый рисунок;

· детальная проработка эскизов карандашом;

· заливка основных участков легким тоном определяющего колорита;

· дальнейшая проработка цветовых отношений;

· ввод определяющих контрастов;

· главные элементы эскиза;

· разработка фактуры материалов;

· заключительный этап (проработка и усиление основных и необходимых деталей).

Характер эскизов должен отражать особенности выбранной темы. Чем больше сделано вариантов, тем убедительнее выбор. Однако нельзя допустить, чтобы работа над эскизами сводилась к нагромождению упражнений и механическому их повторению. Поиск должен осуществляться осознанно, а не стихийно.

Подача графическая, цветовая. Эскизные поиски и зарисовки на формате А4, бумага белая, тонированная.

Самостоятельная работа: определяется педагогом в процессе работы над выбранной темой.

1.5. Тема: Технический рисунок. Выполнение технического рисунка проводится строго в соответствии требованиями технологического процесса работы в материале.

Подача графическая, цветовая, соответственно теме проекта.

Самостоятельная работа: определяется педагогом в процессе работы над техническим рисунком.

1.6. Тема: Демонстрационный рисунок. Демонстрационные листы не содержат полной информации по разрабатываемой теме, а служат для ее иллюстрации Учащиеся самостоятельно (по согласованию с педагогом) определяют количество, формат и графическую подачу демонстрационных листов.

Демонстрационные листы могут быть выполнены как в ручной, так и в компьютерной графике.

Самостоятельная работа: определяется педагогом в процессе работы над демонстрационными листами.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате освоения предмета «Композиция прикладная» учащийся должен:

знать:

· основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы;

· принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла.

уметь:

· применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

· находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

· находить живописно – пластические решения для каждой творческой задачи.

владеть:

· навыками по созданию композиционной художественно-творческой работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Наши рекомендации