Статья 45. Соревнования по решению задач и этюдов.
Соревнования по решению задач и этюдов проводятся в очной форме. Основными условиями их проведения являются:
· все участники присутствуют в назначенном месте в назначенное время;
· участник может использовать шахматную доску и фигуры, предоставленные организаторами, или свой собственный комплект, использование электронных устройств любого типа во время решения запрещается;
· соревнование состоит из одного или нескольких туров, в каждом из которых для решения предлагаются композиции разных жанров;
· если в один день проводится несколько туров, между ними должен быть перерыв не менее 15 минут;
· композиции, предложенные для решения, должны быть оригинальными или, как альтернатива, уже опубликованными, но малоизвестными;
· представленные для решения композиции должны демонстрировать понятную тему и достаточный уровень качества и трудности, причём в каждом туре задачи должны представлять разные стили;
· все композиции должны иметь только одно решение, за исключением случаев, когда заданием предусмотрено несколько решений, поэтому композиции должны быть предварительно проверены на компьютере;
· композиции, предложенные к решению, должны быть изображены на диаграммах с указанием задания, количества фигур у белых и чёрных, дополнительных сведений (например, близнецы, несколько решений);
· оценка решений производится по заранее установленной форме, с которой участники должны быть ознакомлены после окончания тура.
Решение заданий турнира участник должен представлять с учётом следующих требований:
· в ортодоксальных задачах приводятся все ходы на полную глубину (включая угрозу, если она также проходит на полную глубину), исключая последний ход чёрных и матующий ход, например, в двухходовках — вступительный ход, в трёхходовках — все варианты, кончая вторым ходом белых;
· в задачах на кооперативный мат — все ходы;
· в задачах на обратный мат — все ходы, кроме матующего хода во всех вариантах на полную глубину, включая угрозу, если она также проходит на полную глубину;
· в этюдах — все ходы до явного выигрыша или ничьей;
· в задачах, где заданием предусмотрено более чем одно решение, участник должен указать все решения, а во всех других задачах и этюдах должно быть дано только одно решение;
· если участник считает, что он нашел побочное решение, он может указать его вместо авторского, в этом случае он должен привести все ходы побочного решения в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В зависимости от количества туров и временного контроля очные турниры бывают следующих видов:
· открытый турнир проводится в один тур длительностью 3 часа;
· интернет-турнир проводится в два тура длительностью 2 часа каждый;
· личный чемпионат, проводится в 2 дня, ежедневно по 3 тура, суммарная длительность туров одного дня - 3 часа.
Указанный регламент турниров может быть изменён их организаторами.
Статья 46. Оценка решений.
46.1. В соревнованиях по составлению композиций судейская коллегия должна в сроки, указанные в Положении о соревновании:
· рассмотреть представленные композиции, определить степень их оригинальности, выявить дефектные композиции и имеющие предшественников;
· оценить лучшие композиции;
· составить отчёт, в котором должна быть дана оценка творческих и спортивных результатов участников и организационной стороны соревнования.
46.2. При оценке решений участников соревнования начисление очков ведется с учётом следующих требований:
· правильное и полное решение, в том числе побочное, оценивается в 5 очков, а неполное решение оценивается в меньшее количество очков;
· авторское задание может состоять из отдельных решений, и неправильное указание любого из них оценивается в 0 очков;
· если окажется, что у композиции нет решения, то за неё все участники получают 0 очков и им в зачёт идет полное время тура;
· нелегальная позиция задачи или этюда не является основанием для исключения данного задания из турнира;
· если ход записан неправильно, неясно или двусмысленно, то этот вариант или отдельное решение рассматриваются, как неправильные;
· участник, получивший 0 очков в туре, получает в зачёт полное время этого тура;
· количество очков, набранных участником, определяет занятое место, а при равенстве очков участник с меньшим затраченным временем занимает более высокое место.
Статья 47. Основные художественные требования.
47.1. Выразительность замысла.
Выразительность замысла, как правило, заключается:
а) в чётком выделении тематических вариантов, воплощающих замысел автора (нетематические варианты не должны затушёвывать тематические варианты);
б) в повторении идей в ряде аналогичных вариантов (принцип «эхо»), либо в синтезе нескольких идей в одном варианте, либо в создании тематических ложных следов, иллюзорной игры;
в) в эффекте пуантировки (концентрации идеи в каком-либо ходе решения), комбинационных жертвах, изобретательной контригре другой стороны.
47.2. Экономичность формы.
Экономичность формы состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Общие принципы экономичности формы конкретизируются в частные принципы экономичности начальной позиции, игры, финальной позиции.
47.2.1. Экономичность начальной позиции заключается в том, что все фигуры должны принимать участие в решении. Основная группа фигур, необходимая для осуществления задуманной идеи, составляет схему композиции. Остальные фигуры являются техническими и играют вспомогательную роль, устраняя побочные решения, дуали, нерешаемость.
Необходимо добиваться:
· использования всех белых фигур в тематических вариантах и уменьшения числа технических фигур;
· легкости построения (равномерное распределение фигурного материала по всей доске, отсутствие скученности в расположении фигур);
· естественности построения, особенно в этюде (приближение начального положения к позиции практической партии).
47.2.2. Экономичность игры в задаче заключается в том, что число ходов решения должно соответствовать замыслу композиции. Если для полного представления идеи достаточно, например, трёх ходов, то может быть неоправданным выполнение замысла в многоходовой форме.
47.2.3. Экономичность игры в этюде заключается в том, что все фигуры должны максимально выявлять свои возможности (что, в частности, выражается в их подвижности, в динамичности игры). Желательно, чтобы для создания вступительной игры был использован тот же материал, который реализует основную игру, раскрывает главную идею этюда. Экономичность игры не нарушается, если искусственно удлиняется решение, и через несколько ходов возвращается к авторскому решению.
47.2.4. Экономичность финальной позиции заключается в том, что в ней должны участвовать по возможности все оставшиеся на доске фигуры.
47.2.5. Экономичность мата (пата) не нарушается, если в его создании не участвуют король и пешки противника. Чистота мата (пата) не нарушается, если фигура, блокирующая поле у короля, находится в связке и это существенно для создания мата (пата).
47.3. Красота решения.
Красота решения в этюде или задаче достигается скрытыми, трудными для нахождения ходами (маневрами) обеих сторон.
В этюде красивым считается решение, достигаемое динамичной, жертвенной и тонкой игрой, сопровождаемое сильными ложными следами. Желательно добиваться органического единства вступительной игры и финала.
В задаче красивым считается решение, в котором ходы белых не содержат значительного усиления их позиции или грубого ослабления позиции черных, ограничения свободы и подвижности их фигур. Поэтому предпочтительнее ходы тихие (без шахов, взятия фигур), а также без отнятия полей у чёрного короля. Красивым вступлением задачи считается ход, создающий видимость ослабления белых и, наоборот, усиления чёрных. Поэтому нежелательны объявление шаха чёрному королю, превращение пешки в ферзя.
В этюдах или ортодоксальных задачах взятие фигуры на первом ходу является недостатком и допускается при реализации рекордных замыслов. Взятие пешки на первом ходу допускается, если это оправдано содержанием композиции или техническими трудностями реализации вступления иным способом.
Статья 48. Оформление шахматных композиций.
Композиция, участвующая в российских соревнованиях, оформляется только на отдельном листе формата А5 (148 х 210 мм). Позиция должна быть изображена на диаграмме (напечатанной или нарисованной), чёрные фигуры обязательно зачернены. Над диаграммой приводится фамилия и имя автора, место публикации (если журнал, то его номер и номер композиции), полученное отличие. Для оригинальных композиций указывается «Публикуется впервые». Под диаграммой указывается количество фигур сторон и задание. Задание должно быть выражено словами или в форме обычного сокращения и включать следующие характеристики:
· наличие иллюзорной игры, если она есть, в задачах на кооперативный мат;
· изменения в позиции диаграммы в случае композиции с близнецами;
· число решений, если их больше, чем одно;
· вариации задания в кооперативных жанрах (например, в виде кода — 1.2.1.1);
· наличие попыток также может быть указано (например, в виде «v»);
· все сказочные элементы, если они используются.
На этой же стороне листа - решение в русскоязычной нотации или символьном виде. Если решение не удаётся полностью привести под диаграммой, то оно продолжается на другом, отдельном листе того же формата. В этом случае на втором листе дублируется фамилия автора, и указывается положение королей на диаграмме. Ходы в решении записываются только последовательно, то есть ход белых, ход чёрных. Решение оформляется аккуратно и чётко, не допуская ошибочного прочтения букв. Если композиция прошла компьютерную проверку, рекомендуется указать С+.
Указанные рекомендации оформления композиций на бумажном носителе применяются и при отправке композиций по электронной почте. В этом случае автор должен представить композицию в общедоступном для чтения электронном формате.
Глава 9. Спортивная дисциплина заочные шахматы.
Статья 49. Общие положения.
49.1. Соревнование по заочным шахматам отличается тем, что ходы пересылаются с использованием доступного участникам средства связи, все партии играются одновременно, а время на обдумывание исчисляется днями.
49.2. Правила настоящей главы относятся к соревнованиям по обычной почте и электронной почте и основаны на правилах Международной федерации заочных шахмат (ИКЧФ) с дополнениями и частичными изменениями, учитывающими особенности заочных соревнований в Российской Федерации.
49.3. Арбитр контролирует ход соревнования, ведет учёт результатов законченных партий, фиксирует просрочки времени, принимает решения при нарушении Правил, положения (регламента) соревнования или спортивной этики, информирует участников о ходе соревнования и его итогах, представляет отчёт в организацию, проводящую соревнование.