Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач

Прежде чем приступить к решению задач, необходимо изучить соответствующий раздел лекционного материала или учебника. При этом следует обратить внимание на основные способы получения, химические свойства, условия реакций и связь данного класса соединений с другими классами.

Предлагаемые задачи можно разделить на следующие основные типы:

- изомерия и номенклатура органических соединений;

- синтез с помощью заданных реактивов;

- синтез на основании формулы строения заданного вещества;

- синтез заданного вещества из указанного;

- синтез вещества и написание для него ряда химических превращений;

- определение структурной формулы вещества на основании продуктов его превращений

Задание 1. Назовите по систематической номенклатуре следующие углеводороды.

СН3 СН3 СН3

а) СН3- СН2- СН- СН2 – СН –СН3 б) СН3- СН

2,4- диметилгексан СН3- СН-СН-СН3

СН3СН-СН2-СН2-СН3

2,3,4,5-тетраметилоктан

в) (СН3)2-СН-СН-СН3

СН3-СН2-СН2-СН2-СН-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3

5-(1,2- диметилпропил)-декан

Задание2. Какие вещества можно получить из пропена и воды, используя любые условия и катализаторы. Напишите уравнения реакций. Укажите условия их проведения, назовите продукты.

Н2SO4

1. СН3-СН=СН2 + Н2О ¾¾® CН3-СН(ОН)-СН3

пропанол-2

Н2SO4

2. 2СН3-СН(ОН)-СН3 ¾¾® (СН3)2СН-О-СН(СН3)2 + Н2О

диизопропиловый эфир

t,p,Ni

3. СН3СН=СН2 « СН3-С≡СН + Н2

пропин

Hg+2, H+

4. СН3С ≡ СН + Н2О ¾¾® СН3СОСН3

ацетон

5. СН3СН=СН2 + Н2 ¾¾® CН3-СН2-СН3

пропан

электролиз

6. 2Н2О ¾¾¾® 2Н2 + О2

7. 2СН3СН = СН2 + 9О2 ® 6СО2 + 6Н2О

Ag, t

8. 2СН3СН = СН2 + О2 ¾¾® 2CH3 – CH – CH2

O

пропиленоксид

Н2SO4

9. СН3 – СН – СН2 + Н2О ¾¾® CН3 – СН(ОН) – СН2 - ОН

О пропиленгликоль

Задание 3. Определите строение ароматического углеводорода состава С9Н12, если известно, что при его окислении перманганатом калия образуется бензолтрикарбоновая кислота, а при бромировании в присутствии FeBr3 только одно бромпроизводное.

Решение.

Поскольку при окислении ароматического углеводорода образуется бензолтрикарбоновая кислота, следовательно, углеводород имеет три заместителя. Исходя из состава углеводорода С9Н12 , этими заместителями могут быть только три метильных группы. В соответствии с этим можно предположить следующие возможные структуры изомеров:

Однако, только в случае структуры (I) возможно получение только одного бромпроизводного, поскольку эта структура представляет собой симметричный триметилбензол и замещение любого из атомов водорода бензольного кольца приводит к одному и тому же веществу. Бромирование других изомеров состава С9Н12 приведет к смеси бромпроизводных.

Уравнения реакций указанных превращений следующие:



Ответ: Ароматический углеводород имеет строение

т.е. это – 1,3,5-триметилбензол

Задание 4.Напишите уравнение реакции получения 2-метилпентена-2 из соответствующего спирта. Приведите уравнение реакции взаимодействия полученного 2-метилпентена-2 с бромистым водородом.

Решение.

Алкены получаются по реакции дегидратации спиртов при нагревании в присутствии водоотнимающих веществ. В зависимости от условий проведения реакция процесс дегидратации может быть внутримолекулярным (в этом случае получается алкен) и межмолекулярным (в этом случае получается простой эфир).

Напишем формулу алкена, который нужно получить по условию задачи:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2-метилпентен

Формула спирта, необходимого для синтеза алкена, будет иметь тот же углеродный скелет. По правилу Зайцева, при внутримолекулярной дегидратации водород отщепляется от наименее гидрогенизированного из соседних с гидроксилом атомов углерода. Поэтому формула необходимого для реакции спирта будет иметь вид:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2-метилпентанол-3

Уравнение реакции внутримолекулярной дегидратации имеет вид:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2-метилпентанол-3
2-метилпентен-2  
H2SO4 (конц.) t=160 0C

Для 2-метилпентена-2, как для алкена, характерны реакции присоединения по месту разрыва двойной связи. Реакция присоединения проходит по правилу Марковникова: водород присоединяется к наиболее гидрогенизированному атому углерода, а галоген соответственно - к менее гидрогенизированному атому углерода по месту разрыва двойной связи.

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2-бром-2-метилпентан
2-метилпентен-2

Теоретические пояснения

Органическая химия - наука, занимающаяся изучением соединений углерода (как природных, так и полученных синтетическим путем). При­чины выделения органической химии в отдельную науку заключаются в многообразии органических соединений, обусловленном способностью атомов углерода соединяться друг с другом и с атомами других элементов. Кроме того, органические вещества имеют исключительное значение вследствие их важной роли в процессах жизнедеятельности животных и растительных организмов и широко применяются в различных отраслях промышленности строительных материалов, сельского и лесного хозяйства, в производстве промыш­ленных и продовольственных товаров, в медицине и биологии.

В настоящих методических указаниях авторы кратко попытались изложить теоретические аспекты основных классов органических соединений в свете представлений теории химического строения А.М. Бутлерова.

Алканы

Методы получения

Главным природным источником предельных углеводородов является нефть, а для первых членов гомологического ряда – природный газ. Однако, выделение индивидуальных соединений из нефти или продуктов ее крекинга –весьма трудоемкая, а часто и невыполнимая задача, поэтому приходится прибегать к синтетическим методам получения.

1.Алканы образуются при действии металлического натрия на моногало-генпроизводные – реакция Вюрца:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

Если взяты разные галогенпроизводные, то образуется смесь трех различных алканов, так как вероятность встречи в реакционном комплексе одинаковых или разных молекул равна, а реакционная способность их близка:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2. Алканы могут быть получены при восстановлении алкенов или алкинов водородом в присутствии катализаторов.

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

3. Самые разнообразные производные алканов могут быть восстановлены при высокой температуре йодоводородной кислотой:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

4. Алканы могут быть полученыпри сплавлении солей карбоновых кислот со щелочью. Образующийся при этом алкан содержит на один атом углерода меньше, чем исходная карбоновая кислота:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

Химические свойства

Предельные углеводороды при обычных условиях обладают большой химической инертностью. Это объясняется тем, что все Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru -связи углерод — углерод и углерод — водород в них весьма прочны (энергии этих связей порядка 350-400 кДж/моль). К реакциям присоединения они вообще не способны вследствие насыщенности всех связей атомов углерода. C большинством химических реагентов алканы или вовсе не реагируют, или реагируют чрезвычайно медленно. Так, концентрированная серная кислота, обугливающая многие органические соединения, на предельные углеводороды не действует при комнатной температуре. Сильные окислители (например, перманганат калия) при комнатной температуре тоже не действуют на алканы.

1. Радикальное галогенирование. На свету галогены (энергичнее всего хлор, с йодом реакция не идет) последовательно замещают атомы водорода в предельных углеводородах:

CH4 + Cl2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CH3Cl + HCl

CH3Cl + Cl2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CH2Cl2 + HCl

CH2Cl2 + Cl2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CHCl3 + HCl

CHCl3 + Cl2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CCl4 + HCl

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2. Нитрование. Азотная кислота при обычной температуре почти не действует на предельные углеводороды; при нагревании же действует главным образом как окислитель. При нагревании (около1400С) и под давлением азотная кислота действует как нитрующий агент, т. е. один из атомов водорода предельного углеводорода замещается на остаток кислоты –NO2 (нитрогруппа):

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

Эта реакция тоже радикального типа и подчиняется тем же закономерностям, что и реакция галогенирования, т. е. легче всего замещается водород у третичного атома, затем у вторичного и труднее всего у первичного атома углерода.

3. Окисление.Окислители, даже такие, как хромовая смесь и перманганат калия, при обычных температурах не действуют на предельные углеводороды.

При температуре выше 300оС предельные углеводороды воспламеняются и сгорают с образованием СО2 и Н2О:

С5Н12 + 8О2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru 5СО2 + 6Н2О

При очень высоких температурах в промышленности реализован процесс взаимодействия метана с водой:

СН4 + Н2О Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru СО + 3Н2О

4. Сульфохлорирование. Эта реакция имеет большое значение в производстве моющих средств. Тяжелые фракции синтетических углеводородов С12–С18 в условиях ультрафиолетового облучения подвергаются совместному действию Cl2 и SO2. Образующиеся сульфонилхлориды при омылении щелочами дают соли сульфокислот:

а) Сl2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru 2Cl•;

б) CH3(CH2)10CH3 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CH3(CH2)10CH2• + HCI

в)CH3(CH2)10CH2Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CH3(CH2)10CH2-SO2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

CH3(CH2)10CH2-SO2Сl Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru CH3(CH2)10CH2-SO3Na + HCI

натриевая соль додекансульфо- кислоты (моющее средство)

Реакция сульфохлорирования, как и реакция радикального галогенирования, является цепной реакцией.

Алкены

Методы получения

1. При действии спиртовых растворов щелочей на галогенпроизводные отщепляется галогеноводород и образуется двойная связь:

СН3-СН2-CH2Br Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru СН3-СН2=CH2 + NaBr + H2O

Если в Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru -положении к атому углерода, связанному с галогеном, находятся третичный, вторичный и первичный атомы водорода, то преимущественно отщепляется третичный атом водорода, в меньшей степени вторичный и тем более первичный (правило Зайцева).

KOH (спирт)
Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

2. Действием на спирты водоотнимающих средств:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

3.При действии Zn или Мg на дигалогенпроизводные с двумя атомами галогена у соседних атомов углерода:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

4. Гидрированием ацетиленовых углеводородов над катализаторами:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

5. Алкены в виде сложных смесей получаютсяпри крекинге нефти

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

Химические свойства

Наличие в молекулах алкенов двойной связи, состоящей из Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru - и Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru - связей, предопределяет их повышенную реакционную способность в реакциях присоединения, так как Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru -связь прочнее чем Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru связь.

Естественно ожидать, что реакции алкенов будут проходить по двойной связи, а следовательно, будут реакциями присоединения, а не реакциями замещения, характерными для ранее рассмотренных алканов.

1. Присоединение водорода. Присоединение водорода к алкенам приводит к образованию предельных углеводородов:

СН3-СН=CH2 + Н2 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru СН3-СН2-CH3

2. Присоединение галогенов. Галогены присоединяются к алкенам с образованием вицинальных дигалогенпроизводных, т. е. содержащих атомы галогена у соседних атомов углерода.

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

3. Присоединение галогенводородов. Галогеноводороды присоединяются к алкенам с образованием галогеналкилов. Присоединение в случае несимметричных молекул идет по правилу Марковникова, т. е. водород присоединяется к наиболее гидрогенизированному атому углерода (с наибольшим числом водородных атомов):

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

4. Присоединение воды и серной кислоты. В присутствии кислот вода присоединяется по двойной связи в соответствии с правилом Марковникова:

R-CH=CН2 + H2О Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru R-CH-CН3

ОН

Так же идет и реакция с серной кислотой:

R-CH=CН2 + H24 Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru R-CH-CН3

OSО3H

5. Окисление перманганатом калия в нейтральной или слабо­щелочной среде приводит к образованию гликолей.

3R-CH=CH-R + 2KMnO4 + 4H2O Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru 3R-CH – CH–R+ 2KOH + 2MnO2

│ │

OH OH

Кислые растворы перманганата окисляют алкены с разрывом цепи по С=С связи с образованием кислот или кетонов:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

6. Действие озона на алкены.Действие озона на алкены приводит к образованию кристаллических сильно взрывчатых озонидов, которые при гидролизе образуют альдегиды или кетоны:

Методические указания к решению задач и примеры решения типовых задач - student2.ru

Наши рекомендации