Тема 2: Проведение анализа среды.
Анализ макроокружения.
Анализ непосредственного окружения.
Анализ внутренней среды.
SWOT-анализ.
1. Анализ макроокружения:
Макроокружение создает общие условия нахождения организации в среде и не имеет специфического характера. Оно действует на все предприятия сразу и без исключения.
Компонентымакроокружения:
1) Экономическая – она определяет способы формирования и распределения
ресурсов (финансовых, трудовых, сырьевых, информационных и т.д.). Здесь учитываются темпы инфляции, уровень безработицы,процентная ставка за
кредит и проч.
2) Правовая – она определяет границы действий и методы отстаивания своих интересов.
3) Политическая – даёт представление о намерениях власти в отношении общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить свою
политику.
Эти три компоненты сильно связаны между собой и менеджер должен рассматривать их в системе, т.е. он должен разбираться в политике, не говоря уже о
экономике и праве.
4) Социальная компонента – изучаются такие явления, как отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, уровень образования и т.д.
5) Технологическая – здесь имеется в виду НТП со всеми его последствиями. Эта компонента особенно важна для предприятий, работающих с высокими
технологиями.
Существуют следующие способы отслеживания внешней среды:
- анализ материалов в печати;
- участие в профессиональных конференциях;
- анализ опыта деятельности организации;
- изучение мнения сотрудников организации;
Главное при анализе макроокружения – это уловить тенденции её изменения.
2. Анализ непосредственного окружения :
Непосредственное окружение отличается от макроокружения тем, что фирма
может на него влиять. Основными компонентами непосредственного окружения являются :
1) Покупатели – надо знать, кто будет покупать наш продукт. Здесь важны такие характеристики покупателя, как :
- географическое положение;
- демографические характеристики (возраст, образование и т.п.);
- социально-психологические характеристики (статус покупателя в обществе, его вкусы, привычки и т.п.);
- отношение покупателя к продукту (для чего они его покупают и др.).
Эти характеристики важны для выяснения позиции покупателя при торге.
2) Поставщики – все те, кто снабжает фирму ресурсами. Важны такие характеристики поставщика как :
- уровень специализации поставщика;
- стоимость поставляемых товаров и их качество;
- условия поставки товаров;
- объёмы закупок.
3) Конкуренты– тут важно выявить слабые и сильные стороны каждого конкурента,
его долю на рынке и др.
4) Рынок рабочей силы – его надо изучать для выявления потенциальных возможностей обеспечения предприятия кадрами. Здесь важно определиться с такими показателями как : квалификация, срок найма и др.
3. Анализ внутренней среды :
Внутренняя среда – это часть общей среды, которая находится в пределах организации.
При изучении внутренней среды уделяется внимание следующим группам параметров :
1) Кадры – тут рассматриваются вопросы:
- взаимоотношения менеджеров и рабочих
- политики найма и продвижения кадров
- стимулирования и мотивации
2) Организационная структура – здесь рассматриваются :
- распределение прав и ответственности
- иерархия подчинения
- нормы, правила, процедуры
3) Производство -- здесь рассматриваются :
- изготовление продукта (технология, способы и т.д.)
- производственные мощности
- логистика
- исследования и разработки
4) Маркетинг:
- выбор рынков сбыта и систем распределения
- стратегия продукта (ценовая стратегия, способы продвижения и др.)
5) Финансы :
- поддержание ликвидности и обеспечение рентабельности
- создание инвестиционных возможностей (предприятие должно быть выгодным
инвестиционным объектом)
6) Организационная культура– разлиные обычаи, нормы поведения и т.п., которые существуют в данной организации.
4. SWOT-анализ:
В анализе среды используют матричные методы. Они позволяют выявить общие направления развития организации с учётом их потенциальных возможностей.
SWOT-анализ – один из таких методов. Он более универсален и прост, чем SPACE,
который связан с экспертными оценками и используется на мелких и средних предприятиях. При помощи метода SWOT подвергаются анализу и интегрируются две группы факторов, характеризующих соответственно внутреннюю и внешнюю среду организации.
S W O T – это аббривиатура английских слов, которые означают:
S – сильныестороныорганизации – это факторы внутренней среды, способные
позитивно повлиять на будущую работу организации. Напр.: огромные производственные мощности, высококвалифицированный персонал, большой научно-технический задел и т.д.
W – слабыестороны– это тоже факторы внутренней среды, но способные
негативно повлиять на будущее организации ( низкая квалификация персонала,
низкое качество продукции и др.).
O – возможности– это факторы внешней среды, которые предоставляют шансы для дальнейшего развития организации (банкротство главного конкурента, открытие новых рынков, снижение налогов и др.).
T – угрозы– факторы внешней среды, способные негативно повлиять на работу
организации ( смена власти, увеличение таможенных пошлин и др.).
Все эти факторы можно представить в виде матрицы (см.рис. на стр.8).
Необходимо сравнить сильные ислабые стороны организации, а также посмотреть,
что даёт фирме внешняя среда : возможности или угрозы.
Попадание в ту или иную клетку влечёт выдачу различных рекомендаций фирме, которыми полезно руководствоваться при выборе стратегии дальнейшего поведения:
ФАКТОРЫ
Внешние Внутренние
Возможности | Сильные стороны |
Угрозы | Слабые стороны |
1. Сильных сторон > слабых; возможностей > угроз.
Здесь нужна стратегия «макси-макси». Фирма должна укреплять свои позиции на рынке путём инноваций, диверсификации, увеличения доли на рынке.
Фирма находится в благоприятной финансовой ситуации, поэтому нужно вести
научные исследования и опытные разработки по введению новой продукции. Также можно покупать другие компании, акции, т.е. надо активно наращивать капитал фирмы.
2. Слабых сторон > сильных; возможностей > угроз.
Это тоже неплохая ситуация. Здесь нужна стратегия «мини-макси». У фирмы благоприятное внешнее окружение и она должна стремиться к выборочному улучшению своих конкурентных позиций. Это можно сделать путём увеличения доли
на рынке и одновременногоулучшения своего финансового положения, уменьшения
затрат, повышения качества продукции.
3. Сильных сторон > слабых; угроз > возможностей.
Это уже не очень хорошо для фирмы. Приходится действовать в нестабильном внешнем окружении, для чего применяют стратегию «макси-мини», которая предполагает выборочное завоевание рынка. Т.е. фирма должна искать свои рыночные сегменты. Опираясь на свои сильные стороны фирма должна преодолеть негативные стороны внешней среды, привлечь новых клиентов и т.д.
4. Слабых сторон > сильных; угроз > возможностей.
Самая плохая ситуация. Применяется стратегия «мини-мини»: фирма постепенно уменьшает активность и уходит из данной сферы деятельности. Также особое внимание уделяется поиску рискованных решений: привлечение банковского
кредита, внедрение новых проектов и т.п.