Тема 2: Проведение анализа среды.

Анализ макроокружения.

Анализ непосредственного окружения.

Анализ внутренней среды.

SWOT-анализ.

1. Анализ макроокружения:

Макроокружение создает общие условия нахождения организации в среде и не имеет специфического характера. Оно действует на все предприятия сразу и без исключения.

Компонентымакроокружения:

1) Экономическая – она определяет способы формирования и распределения

ресурсов (финансовых, трудовых, сырьевых, информационных и т.д.). Здесь учитываются темпы инфляции, уровень безработицы,процентная ставка за

кредит и проч.

2) Правовая – она определяет границы действий и методы отстаивания своих интересов.

3) Политическая – даёт представление о намерениях власти в отношении общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить свою

политику.

Эти три компоненты сильно связаны между собой и менеджер должен рассматривать их в системе, т.е. он должен разбираться в политике, не говоря уже о

экономике и праве.

4) Социальная компонента – изучаются такие явления, как отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, уровень образования и т.д.

5) Технологическая – здесь имеется в виду НТП со всеми его последствиями. Эта компонента особенно важна для предприятий, работающих с высокими

технологиями.

Существуют следующие способы отслеживания внешней среды:

- анализ материалов в печати;

- участие в профессиональных конференциях;

- анализ опыта деятельности организации;

- изучение мнения сотрудников организации;

Главное при анализе макроокружения – это уловить тенденции её изменения.

2. Анализ непосредственного окружения :

Непосредственное окружение отличается от макроокружения тем, что фирма

может на него влиять. Основными компонентами непосредственного окружения являются :

1) Покупатели – надо знать, кто будет покупать наш продукт. Здесь важны такие характеристики покупателя, как :

- географическое положение;

- демографические характеристики (возраст, образование и т.п.);

- социально-психологические характеристики (статус покупателя в обществе, его вкусы, привычки и т.п.);

- отношение покупателя к продукту (для чего они его покупают и др.).

Эти характеристики важны для выяснения позиции покупателя при торге.

2) Поставщики – все те, кто снабжает фирму ресурсами. Важны такие характеристики поставщика как :

- уровень специализации поставщика;

- стоимость поставляемых товаров и их качество;

- условия поставки товаров;

- объёмы закупок.

3) Конкуренты– тут важно выявить слабые и сильные стороны каждого конкурента,

его долю на рынке и др.

4) Рынок рабочей силы – его надо изучать для выявления потенциальных возможностей обеспечения предприятия кадрами. Здесь важно определиться с такими показателями как : квалификация, срок найма и др.

3. Анализ внутренней среды :

Внутренняя среда – это часть общей среды, которая находится в пределах организации.

При изучении внутренней среды уделяется внимание следующим группам параметров :

1) Кадры – тут рассматриваются вопросы:

- взаимоотношения менеджеров и рабочих

- политики найма и продвижения кадров

- стимулирования и мотивации

2) Организационная структура – здесь рассматриваются :

- распределение прав и ответственности

- иерархия подчинения

- нормы, правила, процедуры

3) Производство -- здесь рассматриваются :

- изготовление продукта (технология, способы и т.д.)

- производственные мощности

- логистика

- исследования и разработки

4) Маркетинг:

- выбор рынков сбыта и систем распределения

- стратегия продукта (ценовая стратегия, способы продвижения и др.)

5) Финансы :

- поддержание ликвидности и обеспечение рентабельности

- создание инвестиционных возможностей (предприятие должно быть выгодным

инвестиционным объектом)

6) Организационная культура– разлиные обычаи, нормы поведения и т.п., которые существуют в данной организации.

4. SWOT-анализ:

В анализе среды используют матричные методы. Они позволяют выявить общие направления развития организации с учётом их потенциальных возможностей.

SWOT-анализ – один из таких методов. Он более универсален и прост, чем SPACE,

который связан с экспертными оценками и используется на мелких и средних предприятиях. При помощи метода SWOT подвергаются анализу и интегрируются две группы факторов, характеризующих соответственно внутреннюю и внешнюю среду организации.

S W O T – это аббривиатура английских слов, которые означают:

S – сильныестороныорганизации – это факторы внутренней среды, способные

позитивно повлиять на будущую работу организации. Напр.: огромные производственные мощности, высококвалифицированный персонал, большой научно-технический задел и т.д.

W – слабыестороны– это тоже факторы внутренней среды, но способные

негативно повлиять на будущее организации ( низкая квалификация персонала,

низкое качество продукции и др.).

O – возможности– это факторы внешней среды, которые предоставляют шансы для дальнейшего развития организации (банкротство главного конкурента, открытие новых рынков, снижение налогов и др.).

T – угрозы– факторы внешней среды, способные негативно повлиять на работу

организации ( смена власти, увеличение таможенных пошлин и др.).

Все эти факторы можно представить в виде матрицы (см.рис. на стр.8).

Необходимо сравнить сильные ислабые стороны организации, а также посмотреть,

что даёт фирме внешняя среда : возможности или угрозы.

Тема 2: Проведение анализа среды. - student2.ru Попадание в ту или иную клетку влечёт выдачу различных рекомендаций фирме, которыми полезно руководствоваться при выборе стратегии дальнейшего поведения:

ФАКТОРЫ

Тема 2: Проведение анализа среды. - student2.ru Тема 2: Проведение анализа среды. - student2.ru Внешние Внутренние

Возможности Сильные стороны
Угрозы Слабые стороны

1. Сильных сторон > слабых; возможностей > угроз.

Здесь нужна стратегия «макси-макси». Фирма должна укреплять свои позиции на рынке путём инноваций, диверсификации, увеличения доли на рынке.

Фирма находится в благоприятной финансовой ситуации, поэтому нужно вести

научные исследования и опытные разработки по введению новой продукции. Также можно покупать другие компании, акции, т.е. надо активно наращивать капитал фирмы.

2. Слабых сторон > сильных; возможностей > угроз.

Это тоже неплохая ситуация. Здесь нужна стратегия «мини-макси». У фирмы благоприятное внешнее окружение и она должна стремиться к выборочному улучшению своих конкурентных позиций. Это можно сделать путём увеличения доли

на рынке и одновременногоулучшения своего финансового положения, уменьшения

затрат, повышения качества продукции.

3. Сильных сторон > слабых; угроз > возможностей.

Это уже не очень хорошо для фирмы. Приходится действовать в нестабильном внешнем окружении, для чего применяют стратегию «макси-мини», которая предполагает выборочное завоевание рынка. Т.е. фирма должна искать свои рыночные сегменты. Опираясь на свои сильные стороны фирма должна преодолеть негативные стороны внешней среды, привлечь новых клиентов и т.д.

4. Слабых сторон > сильных; угроз > возможностей.

Самая плохая ситуация. Применяется стратегия «мини-мини»: фирма постепенно уменьшает активность и уходит из данной сферы деятельности. Также особое внимание уделяется поиску рискованных решений: привлечение банковского

кредита, внедрение новых проектов и т.п.

Наши рекомендации