Тема 3: Формирование миссии и целей организации.

Миссия организации.

Цели организации.

Процесс установления целей.

1. Миссия организации:

Важным моментом для любой организации является целеполагание. Любая организация всегда создается для достижения каких-либо целей. Целевое начало в деятельности организации возникает и потому, что она есть объединение людей, которые преследуют определенные цели. Если организация не ставит целей, то она

не выживет в конкурентной борьбе, а все её действия будут бессмысленны.

Цели ставят люди и поэтому внутри организации происходит борьба целей и интересов. Ключевая роль менеджмента состоит в поиске и установлении целевых

ориентиров организации. Целевые ориентиры организации имеют две

составляющие : миссияи цели.

Стратегия организации должна обеспечивать выполнение миссии и достижение целей.

Миссия организацииориентирует в едином направлении интересы людей,

которые воспринимают организацию изнутри. В широком смысле миссия– это философия, предназначение и смысл существования организации. Философия изменяется редко, а вот предназначение может меняться в зависимости от ситуации.

В узком понимании миссия– это утверждение, раскрывающее смысл

существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других. Т.е. миссия должна быть каким-то оригинальным лозунгом.

При формировании миссии учитываются интересы различных групп людей :

- собственники (владельцы) организации ( их интерес – доход организации);

- сотрудники организации (заработная плата);

- деловые партнёры организации (связи, приносящие доход);

- местные сообщества (они заинтересованы в экономической и социальной обстановке);

- общество в целом (выплата налогов и сборов).

Наиболее устойчивое и сильное влияние на формирование миссии оказывают интересыпервых трёх групп.

На выбор миссии оказывают влияние следующие факторы :

- история фирмы;

- стиль поведения собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания организации (социальная, политическая,

экономическая и экологическая среды);

- ресурсы;

- отличительные особенности данной организации (всё остальное).

Миссия формулируется для того, чтобы :

- дать субъектам внешней среды общее предсталение об организации;

- способствовать единению сотрудников организации и созданию корпоративного духа;

- создавать условия для более эффективного управления организацией.

2. Цели организации:

Цели– это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена её деятельность, поскольку это является желательным для данной организации.

Цели необходимы, т.к.:

- они определяют организацию и её окружение;

- они связывают решения и людей, кторые эти решения принимают;

- цели устанавливают стандарты для оценки деятельности организации;

- цели дают осязаемое выражение миссии организации.

В целях могут быть представлены основные вопросы выживания организации и основные ценности организации.

Цели могут затрагивать следующие вопросы:

- рост сбыта;

- рост прибыли;

- рост доли на рынке;

- инновации;

- условия труда и др.

Цели могут быть количественными и качественными, без градации и с выделением приоритетов, долгосрочные и краткосрочные, финансовые и нефинансовые и т .д.

Цели должны удовлетворять требованиям :

- они должны быть достижимыми, гибкими и измеримыми;

- цели должны быть конкретными (т.е. однозначно определять, в каком направлении будет двигаться организация);

- цели должны быть совместимыми :равные по рангу цели не должны противоречить друг другу; долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а

краткосрочные --- долгосрочным (иерархическая совместимость);

- цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния,

определяющих цели организации.

3. Процесс установления целей:

Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырёх фаз :

1) выявление и анализ тенденцмй, которые наблюдаются в окружении;

2) установление целей для организации в целом;

3) построение иерархии целей;

4) установление индивидуальных целей.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, но при этом не предполагается их неизменность : с изменением внешних условий должны меняться

и цели.

Существует два способа корректировки целей :

- ситуационное изменение целей (изменилась ситуация ---- меняем и цели);

- упреждающее изменение целей (цели меняются в соответствии с прогнозами будущих событий).

Например, компания CANON :

Наша корпоративная философия Наша миссия Наши цели Наша задача по развитию бизнеса Наши ценности
Быть мировой корпорацией, обеспечивающей КИОСЕЙ (совместную жизнь и работу на общее благо) во всех странах, где мы действуем. Вносить положительный вклад путём непрерывного роста и реинвестиций в мировые сообщества. Быть ответственным гражданином планеты; иметь уникальные товары высочайшего качества; построить идеальную компанию для непрерывного процветания. Сочетать нашу традиционную силу в машинном обеспечении с развитием ситем программного обеспечения; создавать информационные сети и системы, которые включали бы в себя машинное и программное обеспечение и обслуживание; Действовать в мировом масштабе. Уважайте различия в культкрах; поощряйте самомотивацию, самосознание и уверенность в своих силах; уважайте чувство собственного достоинства, цените иннициативу; работайте вместе в гармонии; поддерживайте физическое и эмоциональное здоровье.

Наши рекомендации