Тема 3 Проведение анализа внешней среды предприятия для оценки существующих угроз и выявления возможностей

Анализ внешней и внутренней среды организации-объекта практики (объект ВКР) проводится студентом и является основой для принятия любых решений о деятельности организации, в рамках ВКР. Он входит в систему диагностики ее проблем. «Среда» или «окружение» организации – совокупность всех факторов и систем, влияющих на ее деятельность. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду организации.

1. К внешней среде системы (организации, фирмы и т.п.) относятся макросреда и микросреда (см. Рис. 1).

Компоненты внешней среды оказывают влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации.

Рис. 1 Факторы внешней и внутренней среды организации

 
  Тема 3 Проведение анализа внешней среды предприятия для оценки существующих угроз и выявления возможностей - student2.ru

При проведении РEST-анализа, необходимо сделать отбор наиболее важных для предприятия факторов макросреды.

В процессе изучения макросреды проводятся мониторинг, оценка и распространение информации о макроэкономической характеристике предприятия. Эти мероприятия призваны оказать помощь предприятию в преодолении неожиданностей и обеспечении продолжительного развития.

1.1 Оценка факторов макросреды.

В ходе исследования макрофакторов внешней среды используются так называемые методики PEST –анализа.

В ходе PEST-анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные тенденции по каждому из основных факторов «макросреды» (политические, экономические, социальные и технологические), и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы (например, осуществлении инвестиций в разработку нового продукта) или, наоборот, об уходе с данного рынка.

При проведении PEST-анализа Вам будет необходимо проанализировать возможное влияние на деятельность Вашего предприятия четырех основных факторов макроэкономической среды:

− Political политический

− Economic экономический

− Social социальный

− Technological технологический.

Именно по этим показателям проводится анализ среды (внешней для предприятия), в которой этому предприятию приходится работать. При проведении данного вида анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные факторы по каждому из названных разделов, и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы (осуществлении инвестиций) или прекращении. Если решение положительное, то ключевой вопрос — увеличить до предела план, с тем чтобы воспользоваться всеми благоприятными факторами и свести до минимума воздействие неблагоприятных.

В ходе самостоятельного проведения PEST- анализа, Вам необходимо будет собрать информацию, позволяющую получить ответы на следующие основные вопросы:

− Какие политические факторы влияют на рыночную ситуацию?

− В чем проявляется влияние аспектов законодательства?

− Как воздействуют на рынок экономические факторы?

− Каким образом воздействуют на рынок социальные аспекты?

− Существенно ли влияние технологических аспектов на развитие рынка?

− Какие факторы окружающей среды оказывают непосредственное влияние на рынок?

Для ответов на эти вопросы необходимо собрать информацию об условиях «внешней среды». Воздействие тех или иных факторов «макросреды» зависит от вида деятельности, и далеко не всегда нужно учитывать все эти элементы.

Схематично основу PEST-анализа можно представить следующим образом (рисунок 2).

 
  Тема 3 Проведение анализа внешней среды предприятия для оценки существующих угроз и выявления возможностей - student2.ru

Рис. 2 Основные факторы PEST — анализа

Основные положения PEST-анализ состоят в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результат текущей и будущей деятельности предприятия.

Выделяют четыре группы факторов, наиболее важных для изучения. При разработке стратегии предприятия: политико-правовые (P), экономические ©, социокультурные ©, технологические (T).

Анализ данных факторов получил название PEST-анализа.

PEST – это аббревиатура четырех английских слов:

P – Political-legal – политико-правовые,

E – Economic – экономические,

S – Sociocultural – социокультурные,

T –Technological fores – технологические факторы.

Цель проведения PEST-анализа – выявление (отслеживание) изменений макросреды, которые могут оказать положительное или негативное влияние на организацию по четырем узловым направлениям (таблица 1) и выявление тенденций и событий, которые не подконтрольны предприятию, но оказывают на него влияние.

PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.

Примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа, представлены в таблице 1. Каждый фактор необходимо конкретизировать, ссылаясь на официальные источники.

Таблица 1 Факторы макросреды

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
Текущее законодательство на рынке (конкретно) Правительственная политика, изменение(конкретно) Государственное регулирование конкуренции(конкретно) Торговая политика(конкретно) Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции(конкретно) Экологические проблемы(конкретно) Прочее влияние государства в отрасли(конкретно) Экономическая ситуация и тенденции(конкретно) Динамика ставки рефинансирования(конкретно) Уровень инфляции(конкретно) Инвестиционный климат в отрасли(конкретно) Общие проблемы налогообложения(конкретно) Налогообложение, определенное для продукта / услуг(конкретно) Сезонность / влияние погоды(конкретно) Рынок и торговые циклы(конкретно) Платежеспособный спрос(конкретно) Специфика производства(конкретно) Потребности конечного пользователя(конкретно) Обменные курсы валют(конкретно) Основные внешние издержки: - Энергоносители - Транспорт - Сырье и комплектующие - Коммуникации
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
Демография конкретно) Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы конкретно) Структура доходов и расходов конкретно) Базовые ценности Тенденции образа жизни конкретно) Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии Модели поведения покупателей Мода и образцы для подражания Главные события и факторы влияния Мнения и отношение потребителей Потребительские предпочтения Представления СМИ Точки контакта покупателей Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью Развитие конкурентных технологий Финансирование исследований (конкретно) Связанные / зависимые технологии Замещающие технологии/решения Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Производственная емкость, уровень Информация и коммуникации, влияние интернета Потребители, покупающие технологии Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование, патенты Проблемы интеллектуальной собственности

Таблица 2 PEST — анализ факторов макросреды

Политика Р Экономика Е
− Правительственная стабильность − Изменение законодательства − Государственное влияние на отрасли, включая долю собственности − Государственное регулирование конкуренции в отрасли − Налоговая политика − Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) − Курс национальной валюты и ставка рефинансирования − Уровень инфляции − Цены на энергоресурсы
Социум S Технология Т
− Демографические изменения − Изменения структуры доходов − Отношение к труду и отдыху − Социальная мобильность населения − Активность потребителей − Государственная техническая политика − Значимые тенденции в области НИОКР − Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий) − Новые патенты

Наши рекомендации