Проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия

Принципы бизнес-планирования

Планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:

· Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.

· Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.

· Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.

· Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.

• гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

• непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

• коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

• участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

• адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

• комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

• итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

Понятие и цели бизнес-планирования

Бизнес-план– краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

Основной цельюразработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; 3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования

Основа бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана

Этапы бизнес-планирования

Разработан методический подход к составлению бизнес-плана, основанный на общенаучных принципах о положении планирования с учетом специфики составления планов торговой деятельности.

Структура бизнес-плана

1. Титул.лист (название, адрес предпр-я, имена и адрес учредителей, суть предполагаемого проекта)

2. Резюме

3. 1) Отрасль и предпр-е (текущ, ситуация и тенденции развития, анализ емкости рынка сбыта, тенденция его роста, потенциал. конкуренты и их хар-ка; потенц. потребители, хар-ка предпр-я – стадия его развития; изучение внеш. и внутр. среды, факторы, оказывающие влияния.

2) Хар-ка преим-ва предпр-я перед конкурентами:

- анализ основных показателей за посл. 3-5 лет;

- общие сведения о предприятии и его партнерах.

4. Исследов-е и анализ рынка

- исследование мотивов поведения потребителей;

- выделение и анализ сегмента рынка;

- оценка деятел-ти потенциальных партнеров и конкурентов.

5. План маркетинга

- ценообразование;

- каналы сбыта;

- реклама и ее эффективность

6. Производственный (торговый) план

- описание производственного процесса;

- ресурсы предпр-я;

- поставщики;

- управление товар.запасами;

- менеджмент.

7. Организационный план

- форма собственности;

- сведения о партнерах и их мера ответствен-ти;

- организац. струк-ра и распределение обязанностей;

- анализ и планирование численности персонала;

- формы и системы оплаты труда;

- сведения о членах руководящего состава.

8. Харак-ка проекта и календарный план

- время осуществления проекта;

- плановые цели;

- риски.

9. Оценка рисков и страхования

- слабые стороны предприятия;

- альтернативные стратегии.

10. Стратегия финансирования и разработка финансового плана

- план объема реализации;

- источники финансирования (собственные, привлеченные, заемные);

- формы получения денеж. средств и сроки их возврата;

- механизм вознаграждения инвесторов;

- план прибылей и убытков;

- план движения денеж. средств;

- расчет. баланс;

- оценка эконом. и финансовой эффективности проекта

11. Приложение

Проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия

1. Внутренняя сторона предприятия:

  • размер предпр-я (S) ..+
  • срок использования оборудования (4 способа выкладки)..+
  • наличие в продаже товаров местных поставщиков.. +
  • близость предприятия от транспорт. потоков и магистралей ..+
  • торговля тов-ми повседнев. спроса..+;
  • тенденция роста производит-ти труда..+;
  • непостоянное проведение маркетинговых исследований ..--;
  • высокий уровень организации продажи сервиса..+;
  • наличие места парковки и подъездных путей…+;
  • отн-но невыс. уровень рентабел-ти (прибыльности) ..--;
  • источники финансиров-я (выс. доля заемных средств источников финансир-я) .. --;
  • низкая текучесть кадров ..+;
  • отсутствие эффектив. системы матер-го стимулир-я и системы вознагражд-я .. --;
  • эффективный тип организ. струк-ры ..+;
  • интерьер и дизайн предприятия ..+;
  • наличие прогрессив. методов продажи ..+;
  • доля рынка, занимаемого предприятием ..+;
  • активность реклам. мероприятий.. +;
  • возможность получения инфор-ии о продаваемых тов-ах..+;
  • квалификация персонала.. +.

Внешняя среда

· уровень денеж. доходов насел-я и его покуп-ие способ-ти- возможности;

· темпы роста инф-ии – угрозы;

· налогооблож-е на предпр-ии (при ЕНВД= 14%, ВД = 20%) – возмож, угрозы;

· уровень конкуренции - возмож, угрозы;

· снижение налогового бремени - возможности;

· снижение ставки за пользование займа- возможности;

· снижение отчислений во внебюдж. фонды - возможности;

· уровень развития местного произ-ва и потребит. тов-ов - возмож, угрозы;

· выгод. условия страхов-я коммерческих рисков – возмож;

· развитие НТП, произ-во и продажи тов-ов- возмож;

· изменение числ-ти населения - возмож, угрозы;

· политич. стабильность в регионе – возмож.

12. Содержание раздела бизнес-плана «Торговый план»

Прежде чем совершать сделки (покупать и продавать), необходимо продумать торговый план. Это понятие включает в себя набор из нескольких важных решений. Вот минимальный перечень: по каким валютным парам торговать, в каком направлении (только вверх, только вниз или поочередно в обе стороны), в каком ценовом диапазоне и при каких условиях желательно совершать сделки, а также какие цели ставятся по прибыли, и какой величиной ограничиваются максимально допустимые по сделке риски.

Простейший торговый план должен включать в себя 3 составляющие:

1) В каком направлении, по каким примерно ценам и при каких условиях трейдер готов совершить сделку? Например, в плане может быть записано: покупки EUR/USD (евро против доллара) после выхода новостей по ВВП США в диапазоне цен 1,3710 – 1,3750. Или: продажи EUR/USD при отскоке цены от верхней границы между 1,3980 и 1,4040.

2) Цели по прибыли (T/P, take profit, тэйк-профит): на какой доход по сделке можно реально рассчитывать в сложившихся условиях. Например, в плане может быть записано: при благоприятных новостях рассчитывать на рост цены выше ближайшей границы и до следующего сопротивления 1,4040. При более спокойном движении рынка реализуется программа-минимум: фиксировать 50-60 пунктов прибыли.

3) Цена, при которой решено фиксировать убытки (S/L, stop loss, стоп-лосс). Определяется на тот случай, если прогноз не оправдался, или если вышли негативные с точки зрения совершенной сделки новости, и рынок из-за этого разворачивается. Важный принцип: позволять прибыли расти, но вовремя отсекать неизбежные убытки. По статистике в хорошей торговой системе только 7-8 сделок из 10 бывают прибыльными, остальные, увы, убыточны. Поэтому важно, чтобы доходя от прибыльных сделок превышали потери от убыточных. Для этого важно соблюдать общие правила управления капиталом. Так же существуют различные торговых тактиках: разворот позиции в обратном направлении при изменении тренда, тактика добавления к прибыльной позиции или при наличии более выгодной цены, и более сложные стратегии.

Всегда важно выставлять уровень ограничения рисков стоп-лосс не только на разумном расстоянии от цены входа в рынок (не слишком далеко), но и рационально с точки зрения технического анализа (не слишком близко). Подробности – на наших курсах. Стоп-лосс – не только способ планирования рисков и защиты от крупных потерь, но также инструмент, позволяющий оберегать уже имеющуюся прибыль по сделке.

13. Содержание раздела бизнес-плана «Организационный план»

Под организационным планом понимается комплекс мероприятий, направленный на обеспечение правовых отношений между фирмой и органами власти, внутри фирмы между администрацией и трудовым коллективом. Для этого разрабатывается организационная структура управления фирмой или проектом, распределяются обязанности между исполнителями, составляются должностные инструкции, разрабатываются положения о структурных подразделениях, регламенты руководящего персонала, устанавливается право подписи на документах (технических, юридических, плановых, бухгалтерской отчетности, финансовых).

Организационный план начинается со списка членов руководящей группы, их кратких биографических справок и предполагаемого круга обязанностей каждого. Далее освещаются вопросы кадровой политики по пяти основным направлениям:
- организационная структура управления: определяется на стадии составления бизнес-плана, дается перечень всех должностей с указанием для каждого исполнителя его обязанностей и связей с другими исполнителями;
- планирование и оценка результатов: составляется план работ, определяются важнейшие показатели, по которым можно судить о ходе выполнения плана, описывается метод оценки результатов;
- поощрение: разрабатывается система поощрений (продвижение по службе, премии, благодарность);
- критерииотбора: определяются требования, которые будут предъявляться к кандидатам на должности, предусмотренные организационной структурой;
- обучение: предусматривается система мер по повышению квалификации сотрудников с отрывом или без отрыва от производства.

Для четкого определения круга обязанностей каждого сотрудника предприятия составляются должностные инструкции, которые представляют собой подробное описание характера выполняемой работы, перечень особых условий ее выполнения и требования к квалификации исполнителя.

В проекте можноограничиться разработкой организационного плана проекта:
- составить организационную структуру управления проектом;
- распределить обязанности между руководящим составом (управленческой командой);
- описать управленческую команду, сделав акцент на опыт работы и личные достижения;
- привести образец должностной инструкции;
- определить систему оплаты труда.

14. Содержание раздела бизнес-плана «Стратегия финансирования и финансовый план»


Он необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

На первом этапе расчетов составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) объекта и вводом его в эксплуатацию. В этом графике в составе инвестиций, связанных с вводом в действие основных фондов, учитываются не только прямые затраты по смете, но и накладные расходы подрядчика и инвестора, а также отражается потребный объем инвестиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. График составляется по годам реализации проекта, причем на первый год — в помесячном разрезе, на второй — в поквартальном, далее — в годовом.

На втором этапе расчетов обосновывается план доходов и расходов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного проекта. Он содержит такие показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как: валовой доход от реализации продукции (услуг), общий объем и состав основных текущих затрат; налоговые платежи; валовая и чистая прибыль; денежный поток. Этот расчет составляется так же, как и график потока инвестиций.

На третьем этапе расчетов определяется точка безубыточности (или точка критического объема реализации) по рассматриваемому инвестиционному проекту. Критический объем представляет собой уровень выручки, которая точно покрывает общие затраты и расходы по функционированию предприятия. В точке безубыточности достигается равновесие: если реализовывать больше этого уровня, то предприятие получает чистую прибыль, если же меньше — чистые потери.

Для расчета точки безубыточности (ТБ) используют формулу

ТБ = СПЗ : (ЧД – ПТЗ),

где СПЗ — сумма постоянных текущих затрат,

ЧД — уровень чистого дохода к объему продаж (%);

ПТЗ — уровень переменных текущих затрат к объему продаж (%)

При расчете точки безубыточности объем производства приравнивается к объему реализации.

На четвертом этапе расчетов определяется период окупаемости инвестиций в проект.

Финансовый план содержит оценку эффективности инвестиционного проекта. Система показателей этой оценки включает показатели:

• финансового состояния предприятия — характеризуют эффективность

оперативной деятельности предприятия в ходе реализации

инвестиционного проекта. К ним относятся:

— прибыльность проекта,

— рентабельность капитала,

— показатели ликвидности и финансовой устойчивости;

• эффективности инвестиций в проект, которую в свою очередь

характеризуют следующие показатели:

— срок окупаемости (РР),

— чистая текущая стоимость (NPV),

— индекс рентабельности (РГ),

— внутренняя норма доходности (IRR).

На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.

Стратегия финансирования
В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:
Сколько требуется средств для реализации данного проекта. Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана "Финансовый план".

Источники финансовых ресурсов и форма их получения. Источниками могут служить:
-собственные средства;
- кредиты банков;
- привлечение средств партнеров;
- привлечение средств акционеров и т. д.
Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода от них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов можно найти в соответствующих справочных пособиях.

15. Содержание раздела бизнес-плана «Оценка рисков и страхование»


Понятие риска, его оценки, прогнозирования и даже управления им - таково содержание раздела.
Оценка риска представляет собой один из наиболее сложных и наименее точных элементов финансового анализа. Потребуется, как можно точнее определить все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем .
Традиционно рассматриваются: 1. Рыночный риск: -- Будет ли в будущем существовать рынок? -- Будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать Вашему бизнесу? --
Является ли Ваша норма валовой прибыли достаточной, чтобы Вы смогли
выдержать ценовую войну, если таковая будет иметь место?

2. Риск конкурирующих технологий: -- Сможет ли Ваш конкурент разработать технологию, которая сделает вашу устаревшей? -- Может
ли какая-либо новая технология помешать предприятию успешно выполнить намеченное?

3. Риск завершения или технический риск:
-- Достаточно ли надежны предлагаемый проект, технология или предмет
деятельности, чтобы все сработало так, как намечается?

4. Внешний риск: -- Какова вероятность того, что кто-то или что-то (правительство, профсоюзы, субподрядчики, транспорт и т.д.) остановит или замедлит работу предприятия? Есть ли у Вас предложения
по решению этих проблем?

5. Внутренний риск: -- Достаточно ли у Вас персонала, чтобы предприятие могло нормально функционировать? -- Если нет, то есть ли возможность его получить своевременно и на выгодных условиях?

6. Политический риск: -- Есть, или ожидается, какое-либо правительственное постановление, которое может помешать успеху? -- Будут ли получены, когда это потребуется, обязательные разрешения специальных органов, например,
управления по охране окружающей среды, здравоохранительных органов и т.п.?

7. Ресурсный риск: -- Будет ли иметь место достаточное количество клиентов, материалов или продукции в течение периода, существенно превышающего сроки погашения затрат финансовых ресурсов? -- Достаточно ли у партнеров финансовых, людских и
интеллектуальных ресурсов для полного завершения намеченного
проекта?

8. Риск капитальных вложений: -- Сможет ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства существенно повлиять на объем инвестиций? -- Какая вероятность того, что
в результате этих изменений Вы полностью или частично потеряете свой капитал? Реальная программа "управления рисками" должна быть выработана на основе исследования особенностей бизнеса и тонкостей рынка страховых услуг .
При разработке программы защиты бизнеса от потерь обычно акцентируется внимание на трех следующих областях:

1. Риск потери имущества - подверженность Вашего имущества, включающего реальные и "невидимые" активы, риску полной потери или повреждения (пожар,
кража) .
2. Риск потери времени - возникает в связи с возможностью сбоев и
перерывов в функционировании вашего бизнеса или задержками при получении платежей по произведенным инвестициям .
3. Риск неисполнения обязательств - включает вашу ответственность перед покупателями, людьми, причастными к вашему бизнесу, перед теми, кто использует или полагается на вашу продукцию или услуги,
а также перед обществом в целом .
В основе страхового дела лежит страховой полис: Страховой полис - это контракт, по которому страховая компания (страховщик) берет на себя обязанность выплатить компенсацию (страховую премию) в случае, если произойдет какое-либо нежелательное случайное
событие, принесшее убытки. В обмен за эту услугу Вы, со своей стороны,
обязуетесь платить страховщику определенные суммы ( страховые
взносы) .
В страховом полисе указывается, какой вид риска он покрывает, в какие сроки и на какую сумму. Специальным полисом устанавливается (описывается) каждый предмет
страхуемого имущества, определяется его объем и стоимость (опись наиболее дорогостоящих предметов из комплекта оборудования
или коллекции произведений искусства может служить таким примером). Общий полис предлагает большую гибкость в определении размера страхового возмещения, устанавливая лишь стоимость застрахованного имущества в целом. Сумма страхового возмещения не определяется для каждого отдельного предмета из состава страхуемого
имущества .
Пакетный полис страхует множество возможных рисков в едином комплексном контракте. Когда сходные одинаковые виды риска собраны вместе и застрахованы единым "пакетом", вы можете успешно избежать пересечения сфер действия различных специфических страховых
полисов. С другой стороны, соединение непохожих видов риска в одном полисе может лиимущества .
Пакетный полис страхует множество возможных рисков в едином комплексном контракте. Когда сходные одинаковые виды риска собраны вместе и застрахованы единым "пакетом", вы можете успешно избежать пересечения сфер действия различных специфических страховых
полисов. С другой стороны, соединение непохожих видов риска в одном полисе может лишить Вас гибкости в покупке других страховых
полисов и, кроме того, затруднит сравнительный анализ конкурирующих видов страхования .
Страхование рисков обеспечивается посредством следующего алгоритма:

1. Определите объем и структуру материальных активов, которым грозит риск потери или повреждения .
2. Выделите те риски, которых можно избежать, принимая определенные
меры предосторожности, подсчитайте Ваши затраты на осуществление этих мер .
3. Решите, какой вид страхования (общий или специальный) может лучше
защитить Вас при меньших затратах по сравнению с затратами на меры предосторожности .
4. Если затраты на страхование только немногим меньше, чем затраты на
организацию мер предосторожности, подумайте, стоит ли тратить Ваше время и деньги, не лучше ли принять меры предосторожности?

Наши рекомендации