Нормирование управленческого труда.
Нормирование труда – это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп, количеством групп оборудования.
Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция показывает воздействие на поведение объекта, четкими и строгими нормами дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность.
Значение норм в стимулировании эффективной управленческой деятельности вытекает из того, что они являются основой установления объёмов ресурсов, необходимых для достижения заданных результатов. Обоснованность ресурсов, которыми располагает работник или коллектив, является обязательным условием действенной системы стимулирования, так как она в конечном итоге основана на сопоставлении фактических затрат ресурсов с нормативными. Состав нормированных ресурсов определяется конкретными организационными и производственными условиями.
Как правило, применяется 6 видов норм:
1. нормы времени устанавливают время выполнения одной единицы периодически повторяющихся чётко регламентированных работ (пример: ввод информации в компьютер – оператор должен ввести в сутки … символов) и позволяет определить на их основе ежедневные (ежемесячные …) задания, численность работников и т.д.;
2.нормы выработки – величина, обратная норме времени и устанавливает, сколько работ необходимо выполнить в единицу времени;
3.норма обслуживания обеспечивает качественное обслуживание данным работником определённого числа участков, оборудования, операций, устанавливается при неравномерной загрузке в различные периоды времени (примеры: кассир при выдаче зарплаты должен обслужить не менее 250 чел, инженеры – электронщики – не менее 5 компьютеров и т.д.);
4.норма управляемости (диапазон контроля) – оптимальное число работников, подчинённых одному руководителю, и которыми он может эффективно управлять, (определяется способностями руководителя, работников, типом и важностью работы, размещением подчинённых, степенью их мотивации) (пример: на высшем уровне управления это 4-8 чел., факт от 1 до 24, в среднем 9 чел, на среднем уровне 5 – 11, фактически 1-25, на низшем – 1-48, факт 1-100);
5.нормативы численности аппарата управления, как правило, укрупнённые – сколько и каких подразделений должно быть;
6.нормативы соотношения численности различных квалификационно-должностных групп работников в организации или подразделении.
Нормирование труда — это также мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.
Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:
· планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
· расчет затрат на заработную плату;
· оценка изменения производительности, эффективности производства.
Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
1. анализ деятельности;
2. расчет и утверждение базовых норм;
3. мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
4. внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
5. мониторинг норм труда.
Методы нормирования труда.Основные методы:
· традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
· оценка “стоимости труда” — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
· определение “плавающего тарифа”. Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника З определяется путем умножения тарифного заработка Зт на коэффициент увеличения заработной платы Ку:
З = Зт Ѕ Ку.
В свою очередь, коэффициент увеличения заработка определяется по формуле
Ку = ФОТ/Зт,
где ФОТ — фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.
В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.
Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как
Зт = С Ѕ Тшт Ѕ К,
где С — часовая тарифная ставка;
Тшт — штучная норма времени;
К — количество выполненных работ, изделий.
Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше Зт, тем меньше Ку. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент Ку, а ФОТ останется неизменным.
Нормирование управленческого труда. Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда:
· метод аналогии — основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;
· метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;
· метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.