Нормирование труда. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.

Интенсивность труда в пределах определенного рабочего времени может быть измерена с помощью норм труда. Такие нормы использу-ются как в интересах организации труда, так и в системах сдельной оплаты. Законодательство предусматривает возможность применения

таких норм труда, как норма выработки, норма времени, норма обслу-живания и норма численности.

Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установ-ленная для выполнения единицы работы работником или группой ра-ботников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации (норма времени на обработку одной детали, сборку одного агрегата, ремонт одной единицы оборудования и т.д.). Нормы времени приме-няются как самостоятельная мера труда либо используются для расче-та норм выработки.

Под нормой выработки понимается установленный объем работы

(количество единиц продукции), который работник или группа работ-ников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу

времени (в час, смену, месяц).

Норма обслуживания — количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени. Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых об-служиванием производственных площадей, оборудования и т.д.

Нормой численности называется установленная штатная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных управленческих функций или объемов работ.

Нормы труда устанавливаются, в основном, для работников, чей труд оплачивается сдельно. Для работников с повременной оплатой могут применяться нормированные задания. Нормированное задание — это установленный объем работы, который работник или группа работников обязаны выполнить за единицу времени на повременно оплачиваемых работах.

Нормы труда разрабатываются исходя из организационно-технических условий производства специалистами по техническому нормированию. Однако эти нормы имеют не только техническое, но и правовое значение. Они определяют конкретную меру труда — объем работы, который работник должен выполнить в течение того или иного периода рабочего времени, и поэтому обязательны для работника. Статья 21 ТК РФ в числе обязанностей работника указывает на необходимость выполнять установленные нормы труда.

Работодатель заинтересован в наиболее эффективном использовании рабочего времени, что побуждает его устанавливать максимальные нормы труда. Роль государства в этой ситуации состоит в том, чтобы, с одной стороны, не препятствовать повышению эффективности про-изводства, с-другой — обеспечить защиту работников от чрезмерной эксплуатации труда. Эту обязанность государство выполняет путем ус-тановления в законе порядка введения и пересмотра норм труда, тре-бований, направленных на обеспечение работникам нормальных условий труда, на которые рассчитаны нормы труда. Тем самым госу-дарство содействует системной организации нормирования труда, Этой цели соответствует и установление типовых (межотраслевых) норм труда на однородные работы. Порядок их разработки и установления утверждается Правительством РФ.

Нормы труда на производство продукции разрабатываются одновременно с технологическими процессами в соответствии с запроектированными при этом организационно-техническими условиями производства. Новые нормы, включая измененные и пересмотренные, вводятся по согласованию с профсоюзными комитетами.

О введении новых норм труда рабочие и служащие извещаются заблаговременно, но не позднее чем за месяц. Этому должно предшествовать приведение организационно-технических условий производства в соответствие с запроектированными в нормах. При запуске в производство новой продукции разрабатывают график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и других технико-экономических показателей. В этот период к технически обоснованным нормам устанавливается дополнительное нормированное время. Срок его действия определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности осваиваемого производства, изделия, технологического процесса, порядка подготовки производства и т.д., но не может превышать:

· нормативных сроков освоения производственных мощностей, новой продукции, техники и технологии;

· одного года при несоответствии фактических организационно-технических условий запроектированным во вновь вводимых нормах и нормативах.

По мере освоения производства или приведения организационно-технических условий в соответствие с запроектированными дополнительное нормированное время уменьшается и в конечном итоге отменяется.

При временном отклонении фактических условий работы от запроектированных (несоответствие материала, инструмента, временное отклонение от технологии и т.п.) нормы не изменяются. В этом случае работнику устанавливается соответствующая доплата на период приведения фактических условий в соответствие с запроектированными.

Действующие нормы труда подлежат обязательной замене новыми в следующих случаях:

1)по мере внедрения в производство организационно-технических условий, обеспечивающих рост производительности труда. К таким мероприятиям относятся:

ввод нового и модернизация действующего оборудования,

внедрение более прогрессивной технологии, усовершенствование технологический и организационной оснастки, инструментов, ?

улучшение конструкции изделий; механизация и автоматизация производственных процессов; рационализация рабочих мест, ?

использование новых видов материалов, сырья, топлива и т.д.;

2)при увеличении или уменьшении партии изготавливаемых деталей или такта потока;

3)при признании действующих норм устаревшими. Устаревшими считаются нормы, установленные на работы, трудоемкость которых снизилась в результате совершенствования организации производства и труда, увеличения объемов производства, улучшения обслуживания рабочих мест, обеспечения ритмичности, внедрения более рациональных режимов труда и отдыха и др.;

4)при выявлении ошибочно установленных норм. К ошибочно установленным нормам относятся нормы времени, при расчете которых неправильно учтены организационно-технические условия либо допущены ошибки в применении нормативных материалов или при выполнении расчетов. Такие нормы подлежат пересмотру по мере их выявления;

5)по инициативе рабочих.

Такая инициатива возможна, если на предприятии действует система материального стимулирования рабочих или коллективов рабочих, применивших лучшие по сравнению с существующими приемы и методы выполнения работ и выступивших с предложением о пересмотре действующих норм; 6)

в целях поддержания прогрессивного уровня действующих норм они подлежат обязательной проверке при проведении аттестации рабочих мест (см. главу 4). Если будет признано, что норма устаревшая или не аттестована, она подлежит пересмотру и замене.

Когда аттестация рабочих мест не проводится, устаревшие нормы пересматриваются по мере их выявления и включения в календарный план замены и пересмотра норм труда. Разработка этого плана осуществляется на основе намеченных организационно-технических или других хозяйственных мероприятий. План выносится на обсуждение коллектива и принимается в коллективном договоре.

Календарный план замены и пересмотра норм на предприятии разрабатывают работники О ОТ иЗа совместно с отделом главного технолога. Он утверждается руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюзов и включается в коллективный договор.

Создается этот план на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других хозяйственных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также с учетом результатов аттестации рабочих мест и проверок действующих норм.

В тех случаях, когда аттестация рабочих мест проведена после утверждения календарного плана, на основе ее результатов разрабатывается дополнительный перечень норм, подлежащих изменению. Этот перечень утверждается в качестве приложения к календарному плану замены и пересмотра норм.

Реализация календарного плана замены и пересмотра норм осуществляется в предусмотренные сроки. При этом можно условно выделить два направления работы по изменению норм:

первое направление — изменение норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий. Оно проводится в сроки, увязанные с внедрением конкретных организационно-технических мероприятий;

второе направление — пересмотр устаревших норм, выявленных в результате аттестации рабочих мест или при плановой проверке их качества.

Важным этапом организационной работы является доведение календарных планов до непосредственных исполнителей. Рабочие должны знать, за счет каких мероприятий и на каких операциях (работах) предусматривается пересмотр действующих норм труда, а также размеры и сроки пересмотра. Поэтому мероприятия плана и задания по снижению трудоемкости продукции доводятся до коллективов структурных подразделений предприятия (цехов, участков и т.д.) и производственных бригад. Администрация предприятия (цехов) обязана разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

Наши рекомендации