Эволюция менеджмента и его современные концепции

МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций для студентов

В конспекте лекций изложены основные положения важнейших тем дисциплины «Менеджмент»: эволюция, теоретические концепции, функции и методология. Значительное внимание уделяется организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью данного конспекта является рассмотрение менеджмента с позиций наиболее эффективного использования человеческого потенциала организации, что позволяет организации успешно выживать в условиях динамично изменяющегося внешнего окружения. Также в конспекте лекций рассматривается инновационный потенциал менеджмента.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. ……….

1. Эволюция менеджмента и его современные концепции…………………….

1.1. Потребность и необходимость управления деятельностью человека…

1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школы

менеджмента……………………………………………………………...

1.3. Социально-экономические основы современного менеджмента………

1.4. Менеджмент как вид деятельности, как наука и практика

управления, как искусство, как учебная дисциплина…………………..

1.5. Виды менеджмента……………………………………………………….

1.6. Функции менеджмента…………………………………………………...

1.7. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Менеджер,

предприниматель – общие черты и различия понятий…………………

2. Особенности российского менеджмента……………………………………

2.1. Особенности советской парадигмы управления в СССР………….…

2.2. Основные положения современной парадигмы управления в России

2.3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции

менеджеров………………………………………………………………..

2.4. Основные задачи, стоящие перед менеджером в России………………

2.5. Основные черты современного руководителя (менеджера-лидера)…..

3. Методологические основы менеджмента…………………………………….

3.1 Методология, предмет, методы и принципы менеджмента…………….

3.2. Основные понятия общей теории управления………………………….

3.3. Понятие «система»……………………………………………………….

3.4. Подходы к управлению…………………………………………………..

3.5. Взаимосвязь менталитета и менеджмента………………………………

4. Инфраструктура менеджмента………………………………………………...

4.1. Организация как основа менеджмента………………………………….

4.2. Организационная структура……………………………………………...

4.3. Виды организаций………………………………………………………...

5. Организационная культура…………………………………………………….

6. Коммуникации в менеджменте ….…………………………………….……...

7. Управленческие проблемы и их решения…………………………………….

8. Цели организации………………………………………………………………

9. Мотивация деятельности………………………………………………………

10. Управление человеком………………………………………………………..

10.1. Управление человеком в организации………………………………....

10.2. Групповая динамика (управление группой)…………………………..

11. Лидерство и стили управления………………………………………………

12. Власть и партнерство…………………………………………………………

13. Конфликты и способы их разрешения………………………………………

14. Инновационный потенциал менеджмента…………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Терминологический словарь…………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………….. …….

Введение

Радикальная перестройка системы управления экономикой – одна из важнейших проблем в России. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным образом изменяется. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, предприятие обязано сформировать систему управления, обеспечивающую ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

В этой связи актуальной стала необходимость изучения менеджмента как самостоятельной дисциплины. Несмотря на огромные достижения зарубежных учёных в теории и практике управления, изучение менеджмента в нашей стране должно учитывать отечественный опыт в области управления, национальные особенности, привычки, традиции.

Развитие менеджмента – эволюционный процесс, которому присущи непрерывность и чуткая реакция на изменения, происходящие в экономике, в системе социально-экономических отношений. Понятие и сущность менеджмента меняются с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента, отношение к нему существенно трансформируются. Поэтому будущим управленцам необходимо не только усвоить знания в области менеджмента и сопряжённых с ним экономических и социальных наук, не только сформировать и укрепить определённые навыки, но и проанализировать, оценить и развить личностные качества, необходимые для эффективной работы.

Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли путём рационального использования ресурсов.

Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Дисциплина «Менеджмент» позволит будущим специалистам освоить общие основы управления производством и людьми, без знания которых руководящая деятельность крайне затруднительна и чревата грубыми ошибками и негативными последствиями как для самого руководителя и стоящих за ним сотрудников, так и для всего предприятия в целом.

Виды менеджмента

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента.

Управление производством (производственный менеджмент) – выбор основных параметров работы техники, вида применяемой технологии, определение оптимального объёма выпуска продукции, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей; организация подачи сырья, материалов и комплектующих изделий, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом годовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) – заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки сырья, материалов, комплектующих и готовых товаров, отправки их покупателям, ведение учёта и контроля.

Управление маркетингом[2] (маркетинг-менеджмент) – самая важная и сложная на сегодняшний день сфера хозяйственной деятельности организации, занимающаяся вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой политики и организацией рекламы.

Управление финансовой деятельностью (финансовый менеджмент) – составление бюджета и финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.

Управление персоналом (кадровый менеджмент) – решение вопросов подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбор методов вознаграждения и стимулирования, создание благоприятного морально-психологического климата; улучшение условий труда и быта, организация работы с профсоюзами и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Управление инновациями (инновационный менеджмент) – организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления.

Управление эккаутингом[3] (эккаутинг-менеджмент) – сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действующих и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.

Функции менеджмента

В самом общем виде работа менеджера представлена в учебной литературе как функции[4] менеджмента.

Функции менеджмента – это основные задачи, стоящие перед ним, которые необходимо решить для достижения поставленных целей. Они выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Первым выделил функции менеджмента и сформулировал их содержание Анри Файоль в 1916 году, и хотя впоследствии сотни учёных предлагали своё понимание этого вопроса, вариант А. Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.

Функции менеджмента по Файолю:

1) планирование;

2) организация;

3) координация;

4) мотивация;

5) контроль.

Планирование – главная функция менеджмента. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые резервы, установленные сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет менеджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе.

Организация как функция менеджмента позволяет воплотить на практике замыслы, содержащиеся в планах, программах, стратегиях. Эта работа связана с созданием самой организации, её структуры управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок, сбыта и др.

Координация, или регулирование. Суть функции заключается в том, что достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которых нужно координировать – направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками, обеспечивать необходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций.

Мотивация – важная функция менеджмента, т.к. ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники – руководители и исполнители – не будут в этом заинтересованы. Организуя и координируя работу, менеджер постоянно сталкивается с различным отношением людей к своим обязанностям. Работники трудятся с разной интенсивностью и производительностью, могут проявлять инициативу и старание, а могут работать «спустя рукава» «от и до» и не более. Суть функции заключается в определении потребностей людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения.

Контроль – важнейшая функция, т.к. результаты работы организации и её сотрудников необходимо периодически проверять, оценивать и корректировать. Контроль как функция менеджмента позволяет заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, несоответствие норм и нормативов действительности, исправить их или поправить действия работников.

Таковы функции менеджмента в общих чертах. В действительности деятельность менеджера намного сложнее и содержательнее. Он анализирует информацию, принимает решения, координирует действия сотрудников, отлаживает систему коммуникаций, обучает и воспитывает подчинённых. Он творчески применяет экономические, правовые, психологические и педагогические знания исходя из конкретной сложившейся обстановки.

На современном этапе функции менеджмента значительно расширились и видоизменились:

1) постановка целей и задач;

2) анализ;

3) прогнозирование;

4) планирование;

5) принятие решений;

6) мотивация труда;

7) организация и руководство;

8) регулирование и разрешение конфликтов;

9) контроль, учёт и мониторинг;

10) организационная культура.

Основные понятия общей теории управления

Теория управления – комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

В теории управления объектом изучения является социально-экономическая система (организация). Предмет изучения теории управления – специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название «управление».

Ключевыми понятиями теории управления являются также понятия «система управления», «процесс управления», «механизм управления». Они отражают статику и динамику управления, движущие силы его осуществления, факторы эффективности и развития.

В развитии теории управления используются различные методы изучения управления. Наиболее важные и эффективные из них – методы социометрического анализа, изучения документов, моделирование процессов управления, тестирование персонала, анализа показателей, социологического исследования, научного наблюдения. Возможности проведения эксперимента в области управления ограничены, потому что предметом управления является человек и его деятельность, однако в определённых условиях эксперименты проводятся (система аттестации персонала, оплаты труда, моделирование деятельности и прочее).

Теория управления относится к классу социально-экономических наук. Но в её структуре занимают довольно значительное место проблемы, связанные с информационным обеспечением управления и технической вооруженностью управленческой деятельности, компьютеризацией управления.

Управление – определённый тип взаимодействия двух объектов: субъекта управления и объекта управления, или, другими словами, это процесс воздействия субъекта управления на объект управления, заставляющий объект совершать определённые действия, направленные на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Субъект управления– часть системы управления, являющаяся источником воздействия на объект управления.

Объект управления– орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления, например, работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д.

Управление – это функция биологических, социальных, технических систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим деятельности.

Следовательно, существует три класса управления:

1) в неживой природе (технических системах);

2) в организмах (биологических системах);

3) в обществе (социальных системах).

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединённых в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления, объект изучения общественных наук.

Социальное управление – процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.

Системный анализ позволяет изучать отношения управления как единое целое и связывать теоретические выводы с реальной системой производства. Применяя системный анализ, теория управления исследует виды отношений на всех уровнях иерархии.

Управление в социальных системах отличается от управления в технических и биологических системах тем, что любой вид хозяйственной деятельности субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) осуществляется сознательно.

Процесс управления – совокупность функций, операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры организации.

Управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ.

Система управления– 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Система управления должна быть предметом специального проектирования, который необходимо осуществлять на серьёзной аналитической основе.

Понятие «система»

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике.

Система– совокупность связанных элементов, объединённых в одно целое для достижения определённой цели.

Под элементом понимается минимальный неделимый объект. При этом свойство неделимости элемента – просто удобное понятие (допущение), а не действительное его свойство как физического или экономического объекта. Например, цех – элемент предприятия, либо цех – система, элементами которой являются производственные участки.

Под целью понимается некоторый результат, для достижения которого элементы связываются в единое целое.

Система – объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в неё частей. Любую организацию можно назвать системой.

Системы бывают открытыми и закрытыми.

Открытая система – система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами, т.е. взаимодействующая с внешней средой. Например, калькулятор с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма и др.

Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя, жёсткие фиксированные границы, её действия независимы от среды, окружающей систему. Например, работающие часы с внутренним источником энергии, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т.д.

Хозяйствующие организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т.д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы называются социально-экономическими.

Примером сложной социально-экономической системы является организация, функционирующая во внешней среде.

Подходы к управлению

Известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Классический, или традиционный подход рассматривает управление с четырёх различных точек зрения. Все школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

Суть подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Впервые был предложен приверженцами школы административного управления, однако они рассматривали функции организации, планирования, контроля, мотивации, координации как независимые друг от друга.

Число функций строго не определено, отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Концепция процессного подхода по-прежнему остаётся не раскрытой в полной мере. Она не даёт руководителю чёткого и ясного алгоритма эффективного управления. Путь к упрощению процесса управления и к наивысшей его эффективности лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда, которая является не просто одной из функций управления, но эквивалентна по своей значимости всем прочим управленческим функциям.

Все функции управления в процессном подходе объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

3. Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Теорию систем в менеджменте начали применять в конце 50-х годов.

Системный подход не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Люди рассматриваются только как равный среди прочих элемент. Следовательно, системный подход является очередной попыткой приблизиться к эффективному управлению организацией без учёта основного фактора, влияющего на его эффективность, – человеческого. Отсюда – изначально заложенная в самом подходе его неспособность конструктивно повлиять на эффективность управления.

Следовательно, от системы управления в значительной степени зависит эффективность процесса управления.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, который оказывает влияние на организацию в данное время.

Подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с определёнными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Возникновение ситуационного подхода подчёркивает кризис в теории управления, т.е. оторванность теории от практики, её неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность организации.

С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа управления, следовательно, невозможно создать какую-нибудь эффективную модель управления, «не различающую» ситуаций, иными словами, способную обеспечить адаптивность процесса управления к любой из них.

Таким образом, этот тезис становится препятствием на пути развития управленческой мысли.

Все учения об управлении можно разбить на две большие группы: одномерные и синтетические.

Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и т.д.

Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

К синтетическим учениям относятся:

- «школа социальных систем»;

- системный подход;

- управление по целям П. Друкера (МВО);

- ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому менеджмент является ещё и искусством);

- теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос);

- теория Z (У. Оучи).

Инфраструктура менеджмента

Необходимость управления

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что по мере увеличения организации его всё труднее осуществлять мимоходом. Чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть чётко отделена от неуправленческой работы, т.е. организация должна назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Питер Друкер, известный теоретик в области управления, предлагает следующее определение: «Управление – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

Известный американский менеджер Ли Якокка видит в управлении «не что иное, как побуждение других людей на труд».

Управленческий труд в ходе эволюции выделился в особую категорию общественного труда.

Признаки организаций

Выделяют следующие признаки организаций:

1) Наличие цели

Без цели нет и не может быть организации. Для достижения цели люди объединяются в организацию и создают её определённую структуру.

Цели могут играть активную роль, т.е. побуждать участников к деятельности, направленной на их достижение. Цели осознаются всеми, официально декларируются, а их достижение вознаграждается.

2) Обособленность

Проявляется в наличии границ, отделяющих организацию от внешнего окружения, замкнутости внутренних процессов, несмотря на открытость организации, т.е. взаимодействие с внешним окружением.

3) Взаимосвязь отдельных частей

Наличие связей между элементами организации, которые могут быть экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и т.п. Они обеспечивают единство всех частей организации.

4) Способность к саморегулированию

В организации необходим управляющий, руководящий и координирую-щий центр. Центр, координирующий деятельность участников, обеспечивает их единство, интеграцию, а в конечном итоге целостность организации.

5) Организационная культура

Культура организации на сегодняшний день считается фактором конкуренции первого порядка.

6) Устойчивость

Способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие – признак современной организации.

7) Количественная определённость

Необходимость минимального количества членов организации. При превышении определённого максимума участников организация начинает терять присущие ей свойства и качества.

Законы организации

Исследование признаков организации, её внутренних переменных и взаимосвязи с внешним окружением показывает, что предприятия после своего возникновения живут по определённым законам и закономерностям. Ряд из них носит объективный характер и обеспечивает жизнедеятельность всех без исключения организаций.

1) Закон синергии

Возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов её отдельных частей (кооперация труда; возникновение заводов, фабрик; их объединение в тресты, синдикаты, концерны; межгосударственные организации, например Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.).

2) Закон пропорциональности

Закон пропорциональности применительно к организации проявляется как в количественных, так и качественных соотношениях между различными её частями, например, число управляющих организацией должно быть в соответствии с количеством её членов. Не может существовать такая организация, где десяток управляющих приходится на 1-2 исполнителей, или тысячи исполнителей не могут иметь одного прямого и непосредственного руководителя.

Пропорциональность организации проявляется как обязательное условие её нормальной работы. Количество функциональных отделов, служб и управлений должно соответствовать предназначению этой организации, её целям и задачам; численности машин, механизмов, производственного и обслуживающего персонала, сырья и энергии и т.д.

3) Закон композиции

Функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели, индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют её.

4) Закон самосохранения

Закон самосохранения предполагает, что любая организация, равно как и её отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдение ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьёзных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например, конфликтов, изменение границ, замены ключевых фигур и т.п., а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности.

5) Закон информированности

В организации не может быть больше порядка, чем у её членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

6) Закон необходимого разнообразия (кооперации и специализации)

Устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки.

7) Закон онтогенеза

Термин «онтогенез» введён в научный оборот немецким учёным биологом Э. Геккелем в 1866 году. Онтогенез – совокупность преобразований, претерпе-ваемых организмом от зарождения до конца жизни (рождение, становление, развитие, угасание).

Задача руководителей: максимальное сокращение периода становления организации, продление периода эффективной деятельности и отсрочка наступления заключительного этапа её жизнедеятельности.

Законы жизни организации проявляют себя с различной степенью интенсивности, неотвратимости и взаимосвязи. Быстрота, последствия разрушительных и созидательных явлений и событий в определённой мере зависят от видов организаций и сфер их деятельности, форм собственности, методов управления и других хозяйственных и правовых условий.

Организационная структура

Организационная структура – внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого.

Решение о выборе структуры принимает высшее руководство организации. Структура должна соответствовать стратегическим планам организации и обеспечивать её эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

Исторически сложилось два различных подхода к построению организационных структур:

1) бюрократический (или механистический)

Подход основан на принципах рациональной бюрократии Макса Вебера (функциональная, дивизиональная, продуктовая, территориальная структуры);

2) адаптивный (или органический)

Возник в 60-х годах ХХ века в связи с необходимостью приспособления к быстрым изменениям условий хозяйственной жизни и внедрению технико-технологических новшеств (проектная и матричная структуры).

Организация механистическая характеризуется: негибкой структурой, стандартизированными устойчивыми задачами, сопротивлением изменениям, иерархической системой контроля, командным типом коммуникаций.

Организация органическая (адаптивная) характеризуется гибкой структурой, быстрым приспособлением к изменяющимся целям, задачам, функциям и переменам во внешней среде, к условиям деятельности.

Виды организаций

Организации классифицируют по следующим признакам:

1. По форме собственности (частная и общественная, их виды).

2. По источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные с собственным и заёмным капиталом, с иностранным капиталом и т.д.).

3. По функциональной роли (политические, общественные, государственные, религиозные и т.д.).

4. По масштабам производства:

а) малые предприятия (фирмы);

б) крупные комплексные организации:

- корпорация;

- финансово-промышленная группа (ФПГ);

- холдинг;

- консорциум;

- транснациональная корпорация (ТНК);

- стратегический альянс;

- технополис и др.

Одна из новейших организационных форм – виртуальная корпорация.

Виртуальная корпорация – создаваемая на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, бывших конкурентов), объединённых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологическую основу виртуальных корпораций составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнёрство.

Организационная культура

Организационная культура является одним из основных резервов повышения эффективности организации.

Организационная культура – это исповедуемая, сложившаяся и развивающаяся система ценностей, этических и эстетических норм и правил деятельности сотрудников организации.

Выделяют три уровня организационной культуры:

1) поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами);

2) подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации);

3) глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения).

Культура придаёт единообразие совместным действиям людей, формирует общую для всех психологию.

Концепция культуры фирмы была разработана в начале 1980-х годов в США под влиянием исследований в области стратегического планирования, теории организации, индивидуального поведения.

Культура обычно вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности, как в результате взаимодействия культуры каждого из её участников, так и под влиянием внешних условий – исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

Элементы организационной культуры:

1) объективные;

2) субъективные.

Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации, к ним относятся символика организации, товарная марка, товарный знак, оформление интерьеров, окраска стен, мебель, внешний вид сотрудников и т.д.

К субъективным элементам относятся верования, ценности, ритуалы, обычаи, философия, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью её основателей, принятые нормы общения и стиль поведения членов организации, менталитет, имидж.

Субъективные элементы гораздо сложнее объективных. К ним, прежде всего, относятся организационные ценности, то есть свойства тех или иных предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами поведения участников организации, признаваемые большинством из них.

Ценностями являются, например, цели, характер внутренних отношений, дисциплина, исполнительность, новаторство, инициатива, профессиональная этика сотрудников организации и прочее. Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня всё меньшую роль играют такие ценности, как дисциплина, послушание, власть, и всё большую – коллективизм, ориентация на потребителя, личное творчество, умение идти на компромиссы, служить обществу.

Ключевые ценности, будучи объединёнными в систему, образуют фил

Наши рекомендации