Современные концепции менеджмента

На базе сложившихся школ управления в конце XX в. возникли новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации функционирования социальных сис-1см. Основными направлениями развития современного менеджмента являются:

• усиление политического фактора в управлении крупными корпорациями;

• совершенствование организационных структур управления (департаментализация в направлении использования дивизиональной, адаптивной, матричной структур управления);

• возрастание значения стратегической направленности при определении приоритетов развития;

• исследования в области поведенческих наук, изучающих пути активизации деятельности людей в организации.

До настоящего времени достаточно популярна концепция

• производственной демократии», в которой пропагандируется идея создания рабочей собственности. Сторонниками этой теории являются А. Горц, Дж. Коул, Р. Уотерман, П. Друкер. Они предлагают активно привлекать персонал организаций к участию в управлении, принятии решений, представительству в советах ди-

ректоров компаний, участию в доходах и прибылях в качестве собственников.

В 80-е гг. теория Д. МакГрегора получила дальнейшее развитие в трудах Вильяма Оучи, который, обобщив опыт управления японских менеджеров, предложил «теорию Z», ставящую во главу угла необходимость заботы о каждом сотруднике фирмы. Эта забота должна распространяться на все стороны жизни работника, а не сводиться исключительно лишь к повышению заработной платы. В системе трудовой мотивации на первое место выходят моральные факторы. При принятии управленческих решений японские менеджеры привлекают к участию всех сотрудников, имеющих отношение к конкретной проблеме, поэтому единственной формой принятия решений в японских фирмах является групповая форма. Другими наиболее характерными чертами японского подхода к управлению является знаменитый «пожизненный найм», ротация кадров через каждые два года, коллективная ответственность за результаты, неформальный контроль, осуществляемый четкими формализованными методами, и неспециализированная карьера.

В этот же период большей популярностью пользовалась школа «системной эмпирики», основанная на результатах обследований передовых и наиболее успешных организаций в области бизнеса. Примером научных разработок данной школы может служить системная теория «7-С», разработанная двумя парами ученых - Питерсом Томасом и Робертом Уотерманом, авторами известной книги «В поисках эффективного управления», работавшими с консультационной фирмой «Мак Кинзи», а также Ричард Паскаль и Энтони Амос, авторы не менее известной книги «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих». Они выделили семь составляющих, влияющих на эффективность организации, и поскольку все эти составляющие начинаются по-английски на «с», то эта концепция получила название «7-С» (рис. 1).




Современные концепции менеджмента - student2.ru

Рис. 1. Модель «7-С»

Источник:Majaro S. The Essense of Marketing. - Prentice Hall, L., 1093, p. 4.

Ее ключевыми компонентами являются: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация и совместные ценности. Выводы ученых заключались в том, что изменение хотя бы одной составляющей требует соответствующего изменения остальных шести и что эффективно функционировать и развиваться могут только те организации, в которых все эти семь элементов поддерживаются в постоянном гармоничном состоянии.

Новые подходы к управлению нашли свое воплощение и в концепции «Менеджмент без иерархии», сущность которой заключается в отказе от легитимизации права одностороннего распорядительства ресурсами и информацией; деперсонализации властных полномочий; создании автономных групп с высоким потенциалом самоуправления; утверждении гуманных ценностей взамен односторонней ориентации на экономические результаты; учете экономических требований при принятии предпринимательских решений.

На производстве получили развитие концепции Just-in Time Production (JIT), Total Quality Control (TQC),' бенчмаркинг, реинжиниринг бизнеса.

Концепция Just-in Time ориентирует на сокращение производственных потерь и в смежных сферах деятельности путем изготовления только того количества продукции, которое необходимо к конкретному сроку.

Концепция Всеобщего управления качеством или комплексное управление качеством (Total Quality Control) предполагает участие всех звеньев, вовлеченных в процесс создания товаров или оказания услуг, в обеспечении качества и максимального удовлетворения запросов потребителей.

Концепция бенчмаркинга основывается на систематическом изучении и оценке деятельности предприятия в сравнении с достижениями конкурентов, международной практики в соответствующих областях науки, техники, технологии.

Концепция реинжиниринга бизнеса нацелена на пересмотр традиционных основ построения организационных структур, культуры организаций и всех бизнес-процессов.

С середины 80-х гг. XX в. особое значение приобрела концепция организационной культуры. Необходимость управления процессом создания новых знаний, творческим потенциалом, освоением новшеств, социальными и психологическими аспектами

нововведений обусловила появление нового направления в теории менеджмента - инновационного менеджмента. В дальнейшем в 90-е гг. XX в. на первое место вышли исследования в области теории лидерства.

На рубеже веков произошла смена управленческих парадигм - основополагающего способа мышления, восприятия и понимания мира. Новая управленческая парадигма исходит из того, что на смену жесткой иерархии приходят командная форма организации труда, непрерывные инновации, постоянное и систематическое обучение и развитие персонала организаций. Перемены в области управления человеческими ресурсами предполагают радикальное изменение отношений менеджер - подчиненный. Менеджеры превращаются в «партнеров» своих подчиненных. Партнерство же исключает «управление», поскольку основывается на равенстве участников, которых можно только убеждать, а не приказывать им. Главной задачей менеджера становится не управление, а направление людей с целью сделать максимально производительными их индивидуальные навыки и способности.

Согласно теории хаоса, еще одного научного направления в менеджменте, обычные, повседневные события в большинстве организаций носят случайный характер и, следовательно, непредсказуемы, поэтому необходимо переориентировать менеджмент с тщательного планирования и контроля на командную работу и таким образом повысить гибкость организаций, развивая способности к адаптации без утраты связей с внешней средой.

Новые парадигмы управления потребовали и новых подходов к развитию и обучению персонала. На рубеже веков возникла новая философия, ориентирующая на превращение компаний в обучающиеся организации. Основными характеристиками обучающейся организации являются стремление к сильной корпоративной культуре; плоская структура управления; командный стиль работы; свободный обмен информацией. Именно эти характеристики позволяют организации непрерывно усваивать новые знания, как на уровне отдельного сотрудника, так и компании в целом, допиваясь постоянного совершенствования всех сфер организационной жизни.


Наши рекомендации