Эволюция и современные концепции развития менеджмента

История развития управления организациями насчитывает тысячелетия, но как наука менеджмент начал формироваться лишь в начале 20-го столетия.

1) Школа научного управления. Основатель Тейлор. Основные идеи:

- сложные производственные процессы разбиваются на простые операции;

- отбор и обучение специалистов;

- должна быть разработана система стимулирования;

- рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым;

- планирование должно быть отдельно от самой работы.

Это позволило сформировать основные принципы организации работы на рабочем месте. Форд создал конвейер.

2) Принципы управления организацией. А.Файоль предложил использовать оргструктуру для управления и представлять процесс управления как сложный, состоящий из нескольких этапов: управлять – это значит:

- предвидеть - (планирование);

- организовывать - (организация работ);

- распоряжаться - (руководство);

- согласовывать - (координация);

- контролировать – (контроль).

3) Школа человеческих отношений. Необходимость использовать достижения социологии и психологии для управления.

Теория управления людьми. Мак-Грегора. «Х» и «Y» – управление людьми с позиции руководителя.

«Х» – методы авторитарного управления; «Y» - метод демократического управления

«Х» «Y»
1.Человек от природы ленив и не любит работать 2.Необходимо создать средства принуждения, чтобы заставить человека работать для достижения целей организации 3.Средний человек предпочитает чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужен комфорт и безопасность. 1.Работа для человека также естественная как игра. 2.Всегда можно создать систему заинтересованности 3.Средний человек готов проявить инициативу и взять ответственность на себя, а его пассивность определяется прошлым негативным опытом

Теория потребностей Маслоу

- потребность в самосовершенствовании

- престижные потребности

- социальные потребности

- потребности в безопасности

- физиологические потребности

Человека интересуют только неудовлетворенные потребности, и они могут быть инструментом управления.

Новые этапы развития управленческой мысли:

1) Внедрение количественных методов управления (применение математики и компьютеров в управлении).

2) Организация рассматривается как открытая система, которая приспосабливается к многообразию внешней и внутренней среды, и главная причина того, что происходит в организации, следует искать вне нее.

3) Рост значения организационной культуры, как мощного инструмента управления.

4) Школа социально ориентированных систем (Питер Друкер) подразумевает социальную ответственность людей и организации перед обществом.

Методы управления персоналом организации

Методы управления – это способы выполнения функций.

Функции:

- планирование,

- организация,

- принятие решений,

- координация,

- мотивация,

- контроль и учет.

Их можно классифицировать: по масштабам применения – общие, относимые по всей системе и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, в бизнесе, торговле, в промышленности и т.д.

Методы управления различны по содержанию: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы – реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Осуществляется на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения, правила, нормативы и др. документы

Экономические методы – осуществляют путем воздействия на экономические интересы работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли налогов.

Административные и экономические методы управления дополняют друг друга.

Административные решения – это решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы – осуществляют путем воздействия на неэкономические интересы работников: использование моральных стимулов, особых способов коммуникации и других приемов воздействия на эмоции людей. Они всегда дополняют административные и экономические методы.

Наши рекомендации