Эволюция менеджмента и формирование концепции библиотечного менеджмента.

Управление старо как мир, но как самостоятельная область деятельности и научная дисциплина оно было признано лишь в 20-м столетии.

1. Школа научного управления (1885-1920) основана на работах Ф.Тейлора, Генри Ганнта Френка и П. Гилбрет. Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливается единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования как денежного, так и в форме различных уступок, с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства.

Эта школа отделала управленческие функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

2. Административная (классическая школа 1920-1950 А.Фойль, Л.Урвик, Дж.Муни. Основная задача – разработка универсальных методов управления, эффективность применительно к работе всей организации. Разработка рациональной системы управления организацией.

А. Фойль сформулировал 14 принципов управления.

§ Разделение труда.

§ Неотделимость власти от ответственности.

§ Дисциплина.

§ Единоначалие.

§ Единство направлений.

§ Подчинённость индивидуальных интересов общим.

§ Вознаграждение персонала по справедливости.

§ Централизация.

§ Иерархия.

§ Порядок.

§ Справедливость.

§ Стабильность рабочего места для персонала.

§ Инициатива.

§ Корпоративный дух.

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (с 1930 – по сегодняшние дни). Основоположник американский психолог Элтон Мэйо. Суть школы - производственный процесс имеет для рабочего меньшее значение чем социальное и психологическое положение на производстве → все проблемы производства зависят от макроклимата.

В поведенческих науках ориентация на поведение человека. Исходная предпосылка необходимо ориентироваться на создание человека. Помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.

4. Школа научного управления (с 1950). Первоначальное исследование сводилось к разработке способов количественного анализа задачи, как целого, без выделения её частей.

Ключевой характерной науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Системный подход – особый способ мышления по отношению к организации и управлению. СП – методология исследования объектов как систем.

Все организации являются системами. Как единую сложную систему, можно рассматривать всю деятельность предприятия, которая состоит из сети подчинённых, менее сложных систем.

Ситуационный подход. Определяющим его фактором выступает ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время СП сопоставляет конкретные приёмы, методы и концепции с определёнными конкретными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей.

Процессный подход: управление рассматривается, как бесперебойная связь управленческих ф-ций.

Библиотечная технология.

БТ – это совокупность циклов, процессов, операций, обеспечивающих нормальное функционирование библиотеки. Она распространяется на все виды работы, начиная с формирования фонда и заканчивая методической работой. В то же время все виды работы имеют свои процессы и операции. Технология может меняться, выполняться в различных вариантах, но при выборе процессов необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Оперативность – выполнение запросов.

2. Надёжность – обеспечение наиболее точного выполнения заданных функций.

3. оптимальная окупаемость – расходы не должны превышать затрат.

Библиотечная технология распространяется на все виды работы б-ки:

-- комплектование фондов;

-- обслуживание пользователей;

-- справочная работа;

-- методическая работа.

При выборе варианта технологии следует придерживаться следующих критериев:

1. Аппаратная обработка книг и удовлетворение читательских запросов;

2. Надёжность (точное выполнение ф-ций);

3. Оптимальная трудоёмкость.

Циклы – совокупность, имеющих общее назначение взаимосвязанных процессов, которые обновляются и повторяются в определённой последовательности.

3 цикла:

1. Путь книги в процессе обработке;

2. Путь читательского требования;

3. Путь библиографической справки.

Циклы делятся на процессы:

Путь книги:

-- приём партии;

-- технологическая обработка;

-- каталогизация;

-- систематизация;

-- расстановка.

Путь читательского требования:

-- приём и проверка требования;

-- обработка требования в книгохранилище;

-- подбор книг по требованию;

-- посылка в читальный зал;

-- оформление выдачи.

Путь библиографической справки:

-- принятие запроса;

-- просмотр источников;

-- отбор материалов.

Рабочие процессы делятся на операции.

При разработке основных библиотечных циклов, их анализа необходимо соблюдать некоторые принципы:

1.Принцип оптимальности – каждый процесс обоснован, есть и бесполезные операции;

2.Принцип прямоточности. Примой путь к читателю.

3.Принцип ритмичности и равномерности. Одинаковая нагрузка в течении всего года.

4.Принцип управления. Нуждается в согласовании и управлении.

5.Принцип системности. Разработка целей.

6.Принцип уплотнённости. Сжатые сроки.

Знание технологий необходимо:

1. Для правильной организации труда;

2. Для разработки проекта задания, для разумного использования материальных ресурсов;

3. Для повышения производительности труда и укрепление дисциплины;

4. Для расчёта стоимости каждого процесса и цикла в целом;

5. Для нормирования труда и достижения большей эффективности;

6. Для анализа состояния работы и её рационализации.

Большое значение на современном этапе играет компьютеризация библиотек. В крупных библиотечных учреждениях вопросами совершенствования библиотечных технологий занимаются диспетчерские службы. СТ зависит в первую очередь от учреждений руководящих библиотеками.

При разработке технологии лучше использовать следующие направления: 1. Оптимальность – наиболее целесообразный подбор процессов, операций и методики их выполнения;

2. Прямоточность – при установлении последовательности операции, необходимо использовать экономию рабочего времени.

3. Ритмичность – работники должны быть заняты в течении года с одинаковой нагрузкой.

4. Уплотнённость – выполнение его в сжатые сроки.

Нормирование – определение необходимых затрат труда и времени на выполнение определённых отдельных циклов, процессов, операций и т.д. Главная цель Н - повышение эффективности труда всех категорий работ и каждого сотрудника.

Нормы способствуют повышению производительности труда. Позволяет точнее определить количество работников библиотек, они необходимы для планирования объёма работы, что позволяет составить реальные планы. В зависимости от объёма работы библиотек нормы подразделяются на укрупнённые, расчленённые, комплексные.

Виды норм: 1. Норма времени – это время необходимое для выполнения определённой операции.

2. . Норма выработки – это количество единиц продукции которое должно быть выполнено за определённый промежуток времени.

3. . Норма обслуживания – нагрузка на одного работника отдела обслуживания на год .

4. . Норма численности – количество работников по штатному расписанию.

5. Примерные нормы (подготовка и проведение мероприятий).

С целью выяснения возможности использования разработанных и утверждённых норм, с целью рационализации труда, анализа нормы библиотек применяют следующие методы нормирования:

1.Суммарный или опытно-статистический. Метод определяет среднестатистическую величину, этот метод фиксирует результат.

2.Аналитический метод. Устанавливает нормы на основе точно изученных технологических процессов, при нём используют наблюдение, оно может проводиться с разными целями. В процессе наблюдения устанавливают разные потери трудового времени. Виды наблюдения:

-- фотография рабочего дня.

-- самофотография рабочего дня: проводится самим работником.

Лист наблюдателя подписывается членом комиссии и передаётся комиссии.

Наши рекомендации