Современные концепции менеджмента.

Современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей теории менеджмента.

«Концепция (лат. conceptio - восприятие) – система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идея любой теории»[11]……

Концепция является фундаментом формирования научного подхода – синтеза определенных взаимосвязанных научных взглядов, методов исследований, способов экспериментов и толкования объективных явлений и процессов. «Сформулированные в науке менеджмента концепции стали основой выделения ведущих научных подходов в теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного»[12].

Процессный подход. «Определяет управление процессом, в котором деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как сумму взаимосвязанных действий – функций управления, а каждую из функций как комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур»[13].

Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от четырех до пятнадцати функций.

Системный подход. «Трактует организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задания, технология), ориентированных на достижение разнообразных целей в условиях изменяющейся внешней среды»[14]. Его основы сформулировал американский ученый Честер Бернард (1886 - 1961) в книге «Функции администратора» (1938). Однако он использовал не математический, а понятийный аппарат. Системный подход в современной трактовке сформировался в начале 60-х годов XXв., когда в теории управления начали применять методы прикладной математики.

Системный подход – это общий способ мышления и подхода относительно организации и управления. Его основой является трактовка системы как определенной целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Составляющие такой системы взаимозависимы. При отсутствии хотя бы одной из них система не будет работать или будет работать не правильно.

Каждая производственно-хозяйственная организация является системой, созданной из людей (социальный компонент), капитала (экономический компонент) и техники. Все компоненты вместе используются для выполнения определенной работы, достижения определенной цели. Поэтому последователи системного подхода считают, что организации являются социотехническими системами.

Ситуативный подход. Утверждает, что выбор и применение методов управления зависит от ситуации. «Его сторонники главную задачу усматривают в обучении менеджеров ситуативному мышлению, то есть умению правильно оценивать управленческо-производственные ситуации и находить способы их разрешения. Ситуацию они считают совокупность обстоятельств, которые влияют на организацию в определенное время»[15].

При ситуативном мышлении сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться ко всем организациям. «Одновременно ситуативный подход предусматривает выбор специфических приемов для достижения цели организации при определенных условиях функционирования»[16]. Например, каждая организация должна иметь структуру, которая, зависит от ситуации и может предусматривать большее или меньшее количество уровней управления, большую или меньшую степень делегирования полномочий.

Практическое применение ситуативного подхода основано на умении менеджера владеть эффективными средствами профессионального управления, то есть понимать сущность процесса управления, индивидуального и группового поведения людей, знать методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений; предусматривать позитивные и негативные последствия применения той или иной концепции или методики в определенной ситуации; правильно понимать и интерпретировать ситуацию, то есть определять важнейшие факторы и выбирать наиболее чувствительные элементы, влияние на которые обеспечит наибольший эффект; связывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижения цели организации наиболее эффективным путем.


Наши рекомендации