Высокий эмоциональный интеллект лидера
Эмоциональный интеллект— это системное явление, интегрирующее такие необходимые в области общения составляющие, как самопознание, управление собственными эмоциями, самомотивация, распознавание и управление эмоциями других людей (основанные на эмпатии), поддержание взаимоотношений (коммуникативность).
Пять главных областей эмоционального интеллекта по мнению Д. Гоулмана:
1. Знание своих эмоций.Самосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть краеугольный камень эмоционального интеллекта... Способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности различных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.
2.Управление эмоциями.Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самосознании. Это способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности и тем самым избежать последствий неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым не достает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
3.Самомотивация(мотивация для самого себя). Приведение в порядок собственных эмоций, чтобы сосредоточиться на достижении целей, овладеть собой и не утратить способность к творчеству. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавления импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения», «драйва» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись. Управление чувствами подразумевает умение перенаправлять эмоции, устранять демотивацию, находить позитивный аспект в каждой негативной ситуации, расслабляться, не утрачивать ассертивность, т.е. уверенность в себе. Поддержанию оптимизма и перенаправлению эмоций способствуют внутренние диалоги, признание получения опыта любого рода в качестве ценности высокого порядка. В этом случае вы всегда сможете в «бочке дегтя найти хотя бы ложку меда».
4.Распознавание эмоций других людей.Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на самоосознание, является основным человеческим даром. Предметом исследования являются корни эмпатии, социальные издержки эмоциональной глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтруизму. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.
5.Поддержание взаимоотношений.Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. С этим связано понятие социальной компетентности и некомпетентности и сопряженными с ним специфическими навыками и умениями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения.
Компетенции в области командообразования и работы в команде
Компетенции лидера в области командообразования и поддержания высокой эффективности командной работы включают:
• знания теории групп (основ социальной психологии) — см. тему 5 «Формирование группового поведения»;
• знание теории, признаков, этапов и факторов развития группы и превращения группы в команду;
• знание, умение определять и изменять состояние таких ключевых параметров группы, как:
—единство целей и ценностных ориентации;
—социально-психологический климат;
—совместимость членов группы;
—сплоченность членов группы;
—уровень их разнообразия как залог креативности принимаемых решений;
—ролевые предпочтения и ролевое распределение в команде;
• управление командой на разных этапах ее развития;
• методы эффективной организации труда и активизации коллективной умственной деятельности;
• основы диагностики и урегулирования конфликтов;
• устранение девиаций в групповом поведении.
Инструменты лидера
Особого внимания заслуживают инструменты, владение которыми позволяет лидеру помочь группе продуктивно преодолеть очередной этап решения проблем и приблизиться к креативному результату на каждом этапе.
Если взять за основу этапы научного подхода к решению проблем (он иногда называется «аналитический метод решения проблем»), то этапы и некоторые методы выглядят следующим образом:
1. На стадии сбора данных для анализа ситуации лидер определяет источники данных и методы их обработки, превращения в информацию, в знания. Уместны такие методы, как РЕЗТ и 5\УОТ-анализ, анализ конкурентных сил Портера, факторно-стоимостной, логический и т.п. виды анализа данных.
2.На стадии формулировки стратегии лидер организует формулировку «умных» целей, миссии, видения будущего в стратегическом плане и определение критериев достижения целей.
3.На стадии выдвижения и формулировки альтернатив, вариантов решения проблемы лидер организует этот процесс.
4.Выбор варианта основывается на сравнительной их оценке с учетом критериев: затрат, результатов, последствий, быстроты, качества и т.п.
5.На этапе разработки плана реализации альтернативы и его выполнения лидер эффективно использует арсенал методик из области экономики и менеджмента.
6.Оценка и интерпретация результатов требует организации активной коллективной умственной деятельности.
На всех стадиях процесса решения проблем лидер применяет инструменты, методы активизации психических процессов, мыслительной деятельности, запуска групповой креативности, выбирая наиболее подходящие и при этом опираясь на свою личную креативность.
Речь идет о большой группе методов, наиболее распространенные из которых:
• мозговой штурм и его модификации;
• метод номинальных групп;
• метод Дельфи;
• метод фокальных объектов;
• метод аналогии, метод синектики;
• метод «Шесть шляп мышления»;
• метод «Коучинг»;
• списки контрольных вопросов;
• морфологический анализ;
• функциональный анализ;
• метод «Пять почему»;
• метод структуризации;
• метод парных сравнений;
• экспертные методы.
Как видим, общий объем компетенций, которыми должен владеть современный лидер в организации, исключительно велик и сложен, поэтому, заботясь об обеспечении планов развития страны, ее руководству следует в первую очередь обратить внимание на подготовку лидеров, способных разрабатывать и реализовывать эти планы на всех уровнях управления бизнес-организациями.