Примерные темы курсовых работ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента

И.П. Беликова Т.И. Сахнюк

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Для студентов дневной и заочной формы обучения бакалавров

По направлению 080200.62 «Менеджмент»

Ставрополь,

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Общие требования и положения
2. Цель и тематика курсовых работ
3. Структура и содержание курсовой работы
4. Оформление курсовой работы
5. Подбор и оформление литературы по избранной теме
6. Порядок защиты курсовой работы
7. Критерии оценки курсовой работы
8. Список рекомендованной литературы
9. Приложение 1 (Заявление)
10. Приложение 2 (Титульный лист)

ВВЕДЕНИЕ

Управление человеческими ресурсами- подход в управлении персоналом, при котором сотрудники рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей организации. Управление человеческими ресурсами связано с динамикой всех аспектов внешней среды деятельности компании и требует интегрированного подхода. Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, касающиеся взаимоотношения организации и ее работников. Это означает, что практика управления персоналом все более тесно связана со стратегий бизнес. Поэтому управление человеческими ресурсами ставит своей конечной целью повысить результативность компании и удовлетворить потребности сотрудников. Из всех характеристик управления человеческими ресурсами, которые отличают его от традиционного «управления кадрами», ничто не является более фундаментальным, чем его интеграция со стратегией бизнеса. Однако, подход "управление человеческими ресурсами" может существенно повлиять на результаты компании только тогда, когда различные его функции, такие как развитие карьеры, отбор сотрудников и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, партнерство наемных работников и менеджеров и др. объединены в одну цельную программу, являющуюся частью стратегии бизнеса

Курсовая работа предполагает исследование проблемы организации эффективного труда руководителей и специалистов, разработку организационной структуры управления из заданных элементов, разработку положения о структурном подразделении и документации, определяющей качество управления человеческими ресурсами.

Выполнение данной курсовой работы позволит студентам детально ознакомиться с определенными аспектами и даст возможность приобрести навыки для будущей практической работы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» – это самостоятельно выполненная письменная работа с элементами научного исследования, которая является обязательной составной частью учебного плана подготовки бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Она представляет собой развернутое, приведенное в соответствие изложение результатов изучения студентами вопросов теории и практики курсов “Экономической теории”, “Менеджмент”, “Теория организации”.

Работа по данной теме требует от студента знаний основных методов исследований, творческого мышления, логики изложения и прилежания.

Цель работы

· Закрепить теоретические знания курса “Управление человеческими ресурсами”.

· Привить студенту навыки самостоятельной работы.

· Научить студента методам аналитической работы в области управления персоналом.

Задачи

Выполнение курсовой работы включает следующее:

· разработку рабочего плана и основных вопросов;

· сбор, анализ, и обобщение материалов по теме;

· формулирование основных и теоретических положений;

· поэтапное формирование курсовой работы.

Необходимость подготовки курсовой работы по блоку перечисленных курсов обусловлена их логической взаимосвязью:

· все они объектом своего изучения имеют определенные характеристики человека, развиваемые и используемые им в различные периоды своей жизнедеятельности;

· эти характеристики являются объектом управленческих воздействий, что выступает ядром направления 080200.62 «Менеджмент»;

· в сфере услуг тесно переплетаются отношения служащего и клиента в операционных процессах, характер которых не свободен от внешних и внутренних условий занятости, характеристик способностей человека, а также его ориентации на самостоятельное экономическое поведение.

Выполнение курсовой работы предполагает:

· закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам рассматриваемого блока;

· выработку умения творческого использования отдельных положений курсов при разработке комплексной темы;

· формирование навыков анализа и оценки практических ситуаций в аспекте выбранной темы.

В методических рекомендациях отражены цель курсовой работы, ее основное содержание, правила оформления, порядок подготовки и защиты, приводится примерная тематика курсовых работ и основная литература.

Методические рекомендации должны помочь студенту выбрать тему, определить направленность и сущность подхода к разработке курсовой работы.

2. Цель и тематика курсовых работ

Курсовая работа выполняется с целью:

· формирования комплексного представления о роли и месте человека в современной экономике, поскольку именно человеческие ресурсы – ключевой, стратегический ресурс современной организации, и сохранение конкурентоспособности последнего обеспечивает конкурентное преимущество фирмы и ее выживание в долгосрочной перспективе;

· закрепления умений использования полученных знаний при разработке комплексного вопроса;

· приобретения навыков научно-исследовательской работы;

· овладения методами аналитической и проектной работы;

· подготовки к выполнению дипломной работы.

Тематика курсовых работ составлена, преимущественно, в соответствии с программой дисциплины «Управление человеческими ресурсами», поскольку именно этот раздел блока непосредственно связан с формированием практических навыков управленческой деятельности.

Примерные темы курсовых работ

1. Организационная структура служб управления персоналом. Влияние эволюции представлений о роли человека в организации на ее формирование.

2. Развитие служб управления персоналом на современном этапе. Учет роли и места человеческого капитала в современной экономике.

3. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом с внешними организациями (консультационными фирмами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

4. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом в общей организационной структуре управления организацией.

5. Разработка внутренней организационной структуры подразделения (например, сектора деловой оценки, отбора, учета кадров) службы управления персоналом.

6. Проектирование вариантов организационной структуры службы управления персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации.

7. Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации (различных уровней)

8. Регулирование отношений между работником и работодателем.

9. Разработка стратегии управления персоналом предприятия

10. Формирование кадровой политики организации

11. Особенности работы с персоналом в организациях сферы услуг. Их влияние на циклы успеха, неуспеха и посредственности.

12. Проблемы управления персоналом применительно к видам дистанционной занятости.

13. Организация на предприятии маркетинговой деятельности в области персонала.

14. Организация проведения социологических исследований в организации.

15. Проектирование системы управления мотивацией поведения в процессе трудовой деятельности

16. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.

17. Анализ кадрового потенциала организации.

18. Организация процесса кадрового планирования в организации. Учет характеристик внешнего и внутреннего рынка труда.

19. Проектирование процесса планирования расходов на персонал.

20. Анализ основных методов отбора претендентов на вакантную должность. Показатели состояния человеческого капитала.

21. Методика подготовки и проведения собеседования. Роль соответствия характеристик человеческого капитала и требований, предъявляемых к претенденту на вакантную должность.

22. Организация системы подбора кадров.

23. Проектирование взаимоотношений предприятия с учебными заведениями и центрами подготовки кадров.

24. Внешние и внутренние источники привлечения персонала. Понятия внешнего и внутреннего рынка труда.

25. Управление организационными и социально-психологическими условиями рациональной стабильности и гибкости коллектива.

26. Управление процессом адаптации персонала в организации.

27. Система оценки персонала в организации. Роль физической, психологической и интеллектуальной компонент индивидуума при оценке его конкурентоспособности.

28. Организация системы деловой оценки кадров при замещении вакантных должностей.

29. Нетрадиционные подходы к оценке персонала и их роль в развитии специального человеческого капитала.

30. Организация системы оплаты труда в организации.

31. Компенсационный пакет: понятие и составляющие.

32. Профессиональное обучение: значение, сущность, проблемы. Формирование общего и специального человеческого капитала.

33. Разработка системы повышения квалификации кадров (специалистов, руководителей, рабочих) в организации.

34. Организация работы по обучению руководителей.

35. Проектирование системы планирования трудовой карьеры работника.

36. Проектирование системы контроля и регулирования трудовой карьеры работника.

37. Индивидуальное планирование трудовой карьеры. Учет человеческого капитала.

38. Организация работы с кадровым резервом. Особые характеристики человеческого капитала руководителей.

39. Оценка эффективности системы управления персоналом.

40. Оценка эффективности вложений в человеческий капитал.

41. Оценка экономической и социальной эффективности организационных проектов управления персоналом.

42. Модели организационного поведения и модели поведения индивидуума: сущность, виды, тенденции развития и взаимосвязь.

43. Личность: понятие, характеристики, влияющие на поведение. Управление персоналом как управление личностью.

44. Корпоративная культура: понятие, формы проявления, типология. Формирование культуры организации. Учет характеристик рынка труда.

45. Власть в организации. Проблемы распределения власти между подразделениями.

46. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления.

47. Стратегическое управление человеческими ресурсами.

48. Мотивация и ответственность как составляющие управления персоналом.

49. Профессиональная подготовка персонала. Обучение и коучинг.

50. Мотивация и вознаграждающее управление и их влияние на отношения в организации.

51. Управление карьерой на предприятии.

52. Роль конфликтов в социально-экономическом развитии организации.

53. Кадровый контроллинг и кадровый аудит

54. Совершенствование корпоративная культуры.

55. Методы формирования эффективных управленческих команд в условиях кризиса.

56. Международное управление человеческими ресурсами.

57. Управление персоналом на предприятиях европейских стран. (Выполнять на фактическом материале не старше 2-3 лет, можно в ретроспективе, т.е. сравнить ситуацию 10-20 летней давности и сейчас)

58. Управление персоналом на предприятиях Японии. (Выполнять на фактическом материале не старше 2-3 лет, можно в ретроспективе, т.е. сравнить ситуацию исторической давности и сейчас)

59. Автоматизированные информационные системы управления персоналом.

60. Автоматизированные информационные системы управления персоналом в зарубежных странах. (на примере любых 2-3 стран)

Предложенная тематика не является жесткой. Студент в зависимости от сферы своих интересов может предложить свою формулировку темы курсовой работы, согласовав ее с преподавателем.

3. Структура и содержание курсовой работы

Предлагаемая тематика охватывает широкий круг вопросов. Поэтому структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

За основу рекомендуется принять следующую структуру (состав основных разделов) курсовой работы.

Введение.

1. Теоретическая характеристика проблемы.

1.1.Основные понятия: генезис, сущность, взаимосвязь.

1.2. Постановка проблемы.

1.3. Теоретическая и практическая значимость проблемы.

2. Практическая значимость проблемы. Возможные варианты решения проблемы (опыт российских и зарубежных организаций).

3. Пример решения проблемы в рамках конкретной организации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа не имеет жестких ограничений по объему. В зависимости от глубины проработки вопроса, наличия информационных источников и подобранного примера объем может варьироваться в пределах 35-45 страниц печатного текста.

Во введении раскрывается цель курсовой работы, показывается актуальность выбранной темы в теоретическом и практическом аспектах, а также задачи, решаемые в ходе выполнения работы.

В первом подразделе первой главы «Основные понятия: генезис, сущность, взаимосвязь» необходимо описать используемые понятия, что предполагает раскрытие истории происхождения данного понятия, направления его развития, а также формулирование сущности понятия. При этом целесообразно сопоставлять различные точки зрения и показывать причины изменений содержания понятий. Далее описывается логическая взаимосвязь используемых в работе понятий. Установленная взаимосвязь является предпосылкой постановки проблемы.

Во втором подразделе первой главы «Постановка проблемы» необходимо сформулировать проблему работы. Формулирование проблемы вытекает из предложенной темы курсовой работы, уровня раскрытия взаимосвязи используемых в работе понятий, а также личной оценки студентом значимости тех или иных аспектов рассматриваемого вопроса. Индивидуальная оценка базируется на личном опыте, подобранных источниках и зависит от степени усвоения студентом теоретических знаний, полученных при изучении соответствующих курсов. В результате определяется сущность исследуемого вопроса.

В третьем подразделе первой главы «Теоретическая значимость проблемы» необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в системе управления персоналом; каковы точки зрения различных авторов, отраженные в различных источниках.

Во второй главе «Практическая значимость проблемы» должна быть рассмотрена практика различных организаций в плане решения данной проблемы. Более желательным является использование примеров из опыта и российских, и зарубежных организаций. Примеры могут быть взяты из личного опыта, найдены в соответствующих журналах, а также на страницах Интернета.

В третьей главе «Пример решения проблемы в рамках конкретной организации» должна быть представлена точка зрения студента по данной проблеме, описан опыт решения проблемы в рамках конкретной организации. Допустимым является вариант, предложенный как для реально существующей организации, так и для гипотетической организации.

Данный подраздел должен содержать следующие основные положения: краткое описание организации, причины появления данной проблемы, степень осознания проблемы менеджментом организации; необходимо сопоставить издержки и выгоды применительно к каждому из возможных вариантов, выбрать наиболее целесообразный путь решения проблемы для данной организации.

Желательно при наличии соответствующей информации оценить эффективность выбранного варианта решения.

В заключении излагаются выводы по разделам курсовой работы, дается оценка степени достижения поставленной цели.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с общими библиографическими требованиями, на каждый из источников должна быть соответствующая ссылка в работе. Минимальное количество источников – 10.

Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Поэтому в прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы указывается только часть литературных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент должен подобрать самостоятельно.

Следует учесть, что кроме изучения книг и монографий по теме курсовой работы необходимо изучение материалов по теме, публикуемых в периодической печати.

Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.

Наши рекомендации