Примерные темы курсовых работ.

Ø Значение стандартизации психодиагностических методов и методик для практики проведения психодиагностических процедур.

Ø Теория и практика использования тестов для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков.

Ø Значение применения методов психодиагностики для определения причин школьной неуспеваемости детей и подростков.

Ø Методы психодиагностики в определении школьной готовности детей с нормативным и нарушенным вариантами развития.

Ø Методы и методики психодиагностики в изучении личностной структуры детей и подростков.

Ø Методы и методики психодиагностики в изучении межличностных отношений детей и подростков.

Ø Психопрофилактика в практике работы олигофренопедагога (тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда, специального психолога).

Ø Психокоррекция в практике работы специального психолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда).

Ø Психологическое консультирование и его методы в работе логопеда (тифлопедагога, олигофренопедагога, специального психолога, сурдопедагога).

Ø Психодиагностика в практике работы специального психолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда).

Ø Психологическое просвещение в практике работы специального психолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда).

Ø Роль олигофренопедагога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.

Ø Роль тифлопедагога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями зрения.

Ø Роль сурдопедагога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями слуха.

Ø Роль логопеда в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями речевого развития.

Ø Роль специального психолога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями интеллектуального и/или физического развития.

Примерные темы выпускных квалификационных работ.

· Работа специального психолога по коррекции агрессивного поведения у учащихся младших (старших) классов СКОУ (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII) вида.

· Психодиагностика и психокоррекция нарушений внимания (памяти, мышления, восприятия) у умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.

· Работа специального психолога по психологической профилактике (психокоррекции) нарушений детско–родительских отношений (отношений в коллективе) в семьях (в коллективе) умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.

Примерные вопросы для экзамена.

1. Значение термина «диагноз». Понятие о психологическом диагнозе. Отличие диагноза медицинского и психологического.

2. Психодиагностика как термин и как понятие.

3. История становления психодиагностики за рубежом.

4. История становления психодиагностики в нашей стране.

5. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Цель, задачи, предмет науки.

6. Современные проблемы науки психодиагностики и перспективы её развития.

7. Понятие «норма» с общефилософской, психологической и педагогической точек зрения. «Норма» в психодиагностике.

8. Понятие о науке тестологии. История её появления и развития. Тестология как ядро психометрии.

9. Понятие о стандартизации методик. Технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик.

10. Психометрические свойства психодиагностических методик: валидность, надёжность, репрезентативность.

11. Сходство и отличие понятий «психологическое обследование» и «психологическое исследование».

12. Понятие «психодиагностическая процедура». Нормативные требования и условия проведения психодиагностической процедуры.

13. Принципы психодиагностики.

14. Морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры. Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.

15. Требования к специалисту, занимающемуся психодиагностикой. Требования к пользователям методик.

16. Компьютеры в психодиагностике. Основные требования к их применению.

17. Классификации арсенала психодиагностических средств. Разнообразие подходов к классификации.

18. Характеристика метода тестов. История тестового метода.

19. Разнообразие подходов к современной классификации тестов.

20. Понятие о «тестах учителя». Примеры (на выбор студента).

21. Характеристика метода опросников. Разнообразие подходов к классификации опросников.

22. Общая характеристика метода проективных техник.

23. Классификация проективных методик в зависимости от стимулов.

24. Общая характеристика психофизиологического метода.

25. Общая характеристика метода наблюдения.

26. Технология проведения наблюдения за ребёнком с диагностической целью.

27. Общая характеристика методов беседы и интервью.

28. Технология проведения диагностической беседы.

29. Понятие о «контент-анализе» как методе.

30. Общая характеристика метода анализа продуктов детской деятельности.

31. Понятие о психолого-педагогической характеристике (ПсПХ). Требования к составлению ПсПХ.

32. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике.

33. Понятие о психологическом заключении. Нормативные требования к структуре, содержанию, оформлению и презентации психологического заключения в психолого-педагогической практике.

34. Протокол психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

35. Общая характеристика психопрофилактики как одного из направлений оказания психолого-педагогической помощи.

36. Характеристика методов психопрофилактики.

37. Общая характеристика психокоррекции как одного из направлений оказания психолого-педагогической помощи.

38. Характеристика методов психокоррекции.

39. Схема психокоррекции. Пути организации психокоррекции.

40. Принципы психолого-педагогической коррекции.

41. Требования к коррекционно-развивающим программам.

42. Общая характеристика психолого-педагогического консультирования. Виды консультирования.

43. Нормативные требования к проведению психолого-педагогического консультирования. Этапы консультирования.

44. Методы психолого-педагогического консультирования. Зависимость их применения от запросов клиентов.

45. Применение в психолого-педагогическом консультировании других направлений оказания помощи (психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое просвещение).

46. Понятие о психологической культуре. Анализ состояния психологической культуры современных педагогических кадров.

47. Отличие психолого-педагогического консультирования от психотерапии (клинической).

48. Индивидуальное и групповое консультирование. Требования к содержанию и организации проведения.

49. Понятие о концепции психологической службы образования.

50. Структура психологической службы народного образования. История становления службы.

51. Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатных учреждениях.

52. Модели и структура школьной психологической службы.

53. Концепция специальной психологическкой помощи в системе специального образования.

54. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений.

55. Понятие о ПМПК (консультации). Цель, задачи, содержание работы ПМПК. Отличие ПМПК от МПК.

56. Понятие о ПМПк (консилиумах) образовательных учреждений. Цель, задачи, содержание работы.

57. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и / или интеллектуального развития.

58. Понятие о психолого-педагогической помощи и поддержке семьи на современном этапе развития психологической службы народного образования.

59. Модели помощи семье: педагогическая, диагностическая, социальная, психологическая, психотерапевтическая.

60. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Перечень тестов

АПИМ по дисциплине.

Наши рекомендации