Эффективность консультирования определяется достижением определенных договором консультирования целей

Для клиента можно выделить прямые и косвенные результаты консультирования, причем важны как количественные, так и качественные показатели

В силу специфики консультационной деятельности количественные показатели не всегда поддаются оценке.

Эффективность консалтинга не всегда имеет денежное выражение. Часто это квалифицированная, аргументированная поддержка действий руководства или удержание его от ошибок.

Имеет право на существование как сложный расчет финансовой эффективности от применения консультаций, так и положительный ответ на вопрос, лучше ли стала работать организация после того, как пригласили консультанта, даже если это трудно выразить количественными характеристиками.

  Количественные показатели   Качественные показатели  
Прямые результаты   Снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции.   Изменение стиля и методов работы, создание, изменение структуры производства и управления.  
Косвенные результаты   Привлечение внешнего капитала, рост курса акций (если это не являлось целью консультирования)   Обучение клиента, установление новых контактов.  

В общем виде экономический эффект может определяться по формуле:

Е = П • К1 • К2,

где Е - экономический эффект управленческого консультирования; П - изменение: прирост, уменьшение; K1 - доля управленческого консультирования в результатах работ; К2 - доля участия консультантов в получении экономического эффекта.

Одним из основных показателей оценки управленческого консультирования в производстве является прирост прибыли.

Это объясняется тем, что этот показатель синтезирует снижение издержек производства, рост объемов реализуемой продукции и оценивает изменение объема прибыли.

Еп = [(А2 - А1/А1)] • П1+ [(С1 - С2)/100)] • А2) • K1 • К2,

где Еп - экономический эффект за счет прироста прибыли; А1 и А2 - объем реализации продукции до и после рационализации работ в управлении; П1 - прибыль; C1 и С2 - затраты на 1 руб. реализуемой продукции до и после рационализации работ в управлении.

В некоторых случаях управленческое консультирование оказывает особое влияние на работу по снижению условно-переменных расходов, поэтому этот результат можно оценивать отдельно, используя формулу:

Еy-п=Э • К1 • K2,

где Е - экономический эффект за счет снижения условно-переменных расходов в себестоимости; Эy-п — экономия условно-переменных расходов.

Оценку эффективности управленческого консультирования можно определить, сопоставляя результаты с затратами:

Эзу = Отп/3ук • К1 • К2,

где Эзу - эффективность затрат на управленческое консультирование; Отп - прирост объема валовой продукции; 3ук - затраты на управленческое консультирование.

Под влиянием ряда объективных факторов иногда могут складываться отрицательные темпы роста основных показателей. В таких случаях экономическую эффективность вычислить невозможно. Но можно определить деэффективность.

Дэ = (В1-В2) • К,

где Дэ - деэффективность по конкретному показателю; B1 и В2 -ожидаемый и фактический результаты по конкретному показателю; К - доля консультантов.

Для консультанта критериями результативности являются:

-прибыль;

-выработка на одного консультанта;

-повторное обращение клиента;

-рост профессионализма;

-разнообразные положительные отзывы;

-развитие бренда;

-рекомендации.

Для достижения консультационного эффекта необходимо соответствующим способом выстроить и реализовать управленческое консультирование через механизм консультирования, планирование, собственно процесс консультирования, оценка результатов консалтингового проекта.

Анализ многочисленных концепций менеджмента показал, что оптимальной концепций для применения в управленческом консультировании является система сбалансированных показателей.

Она отрегулирована и применяется за рубежом, имеются примеры ее внедрения на отечественных предприятиях. Несомненными преимуществами системы являются ее гибкость, возможность применения в организации практически любой сферы деятельности.

Основная идея системы сбалансированных показателей как инструмента определения эффективности состоит в том, что руководство вначале определяет цели, а затем для каждой конкретной цели выбирает показатель и рассчитывает его оптимальное значение.

Ключевые показатели эффективности могут быть адаптированы к индивидуальным проектам и использованы в управленческом консультировании.

Ключевые показатели эффективности представляют собой систему, используемую для достижения таких целей бизнеса, как привлечение и удержание потребителя, рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат.

Эти ценности присущи и концепции всеобщего менеджмента качества. Она изложена в его основных принципах. Подобный подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основан на участии всех ее членов и направлен на долгосрочный успех путем удовлетворения потребителя и получения выгоды.

Итак, механизм формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанный на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности в рамках проекта по управленческому консультированию отражает цикл повышения эффективности и улучшения качества консалтинговой услуги.

Реализация данного механизма на практике заключается в использовании комбинации принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности на каждой стадии консалтингового проекта.

Предпроектная стадия

Стадия / этап проекта Диагностика системы управления
КПЭ для консультанта Профессионализм консультанта
КПЭ для клиента Наличие организационных документов; Соблюдение персоналом организационных норм и правил
Принцип менеджмента качества Принятие решений на основе фактов; роль высшего руководства вовлечение сотрудников

Проектная стадия

Стадия / этап проекта Разработка и внедрение рекомендаций
КПЭ для консультанта Объем, качество и срок выполнения работ; Приобретение / улучшение опыта
КПЭ для клиента Реальные изменения в системе управления; Приобретение / улучшение знаний, умений и навыков
Принцип менеджмента качества Процессный подход, системный подход; Документирование ; Адаптивность ; Роль высшего руководства; Вовлечение сотрудников

Послепроектная стадия

Стадия / этап проекта Сопровождение внедренных изменений
КПЭ для консультанта Эффективность: экономическая, управленческая, маркетинговая, эффективность персонала
КПЭ для клиента Эффективность: экономическая, управленческая, маркетинговая, эффективность персонала
Принцип менеджмента качества Постоянное совершенствование; Непрерывное обучение

Наши рекомендации