Реализация стратегии развития организации

Стратегическое планирование имеет смысл тогда, когда оно реализуется. Чтобы избранная стратегия была выполнена, руководство должно разрабатывать дополнительные планы и указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.

Основной задачей дополнительного планирования и разработки указаний является организация будущих решений, которые, по мнению руководства, являются благоприятными для достижения общей цели. Основными документами планирования реализации стратегии является тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика. Если стратегия развития предприятия разрабатывается при помощи стратегического планирования, то тактика определяется при помощи текущего планирования. В этой связи тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия, при помощи тактики достигается стратегия развития предприятия.

Политика. После составления стратегических и тактических планов необходимо приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезорганизации и неправильного толкования планов предприятия. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.

Процедуры. Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует принимать в конкретной ситуации.

Правила. Они точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедура рассчитана на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

Когда стратегический план реализован, наступает период оценки стратегии.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.

Планирование, в том числе стратегическое, является столь же важным для малых предприятий, кооперативов, арендных предприятий. Стратегическое и текущее планирование также необходимо для акционерных обществ, хозяйственных ассоциаций и концернов и консорциумов. Причем, не обязательно, чтобы эти планы излагались в письменной форме, они могут выступать и в форме ваших мыслей по обдумыванию возможных тенденций на рынке. Наиболее важным для малых предприятий, кооперативов, является вопрос о том, какой вид бизнеса выбрать и что делать. Неправильный выбор стратегических задач может быть также губительным для малого предприятия.

Контрольные вопросы

1. Сущность, цель и задачи стратегического менеджмента организации.

2. Что входит в понятие «Стратегический менеджмент»?

3. Какие виды стратегии вы знаете?

4. В чем особенности деловой стратегии?

5. Перечислите и поясните этапы выбора стратегии.

6. Опишите процедуру разработки цели развития организации.

7. Сущность и процедура планирования реализации стратегии организации.

Тема 6. ТЕХНОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Стратегия планирования развития организации

В общем виде под стратегией понимается комплекс целей и основных задач по их достижению. В более узком смысле стратегия представляет собой план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения определенных целей.

Стратегия обычно включает как стратегические цели, так и определение основных задач. Политика разрабатывается для установления того, как предприятие собирается добиваться целей. Политические задачи более высокого звена управления могут стать главными целями для нижестоящего уровня. Политика очень важна для управления повседневной деятельностью предприятия.

Цель стратегического планирования – дать ответ на вопрос: “Что должно быть сделано для достижения поставленных целей?” Один из крупнейших теоретиков управления Питер Дракер (США) дал следующее определение стратегического планирования: “Это непрерывный процесс принятия сопряженных с риском решений, основанных на систематичности и информированности об их будущих последствиях, постоянной организации мероприятий, необходимых для осуществления этих решений, и сравнения полученных результатов с ожидавшимися при помощи налаженного и постоянного осуществляемого контроля методом обратной связи”.

Не следует путать стратегическое планирование с прогнозированием. В отличие от последнего, стратегическое планирование позволяет определить сопряженность будущих событий с решениями, принимаемыми в настоящий момент. Ставится не вопрос: “Что мы будем делать завтра?”, а вопрос: “Что мы должны сделать сегодня, чтобы достичь определенного уровня завтра?”. Фактическая цель стратегического планирования – дать предприятию возможность предпринимать более рискованные действия, так как рискуя больше, оно может добиться и больших результатов. Часто с помощью провозглашения целей формируется определенный образ предприятия в глазах общественности.

Если цели предприятия определены нечетко, это может оказаться главной и единственной причиной его неуспеха. Характер деятельности не всегда легко определить, поскольку здесь неизбежно возникает проблема выбора среди нескольких альтернатив. Выбор определенного варианта означает, что предприятие должно изменить, по крайней мере, некоторые из своих принципов, возможно даже, организационную структуру.

Ответ на вопрос о цели деятельности невозможно найти внутри предприятия, для этого необходимо выйти за его пределы, т.е. внимательно изучить потребителя. Именно потребитель определяет характер деятельности предприятия. Потребитель должен быть доволен – это главная задача любого предприятия. Потребителей интересует только польза, которую они могут извлечь из того или иного продукта или услуги, а не сам продукт или услуга.

Так как клиент играет значительную роль в определении характера всей деятельности предприятия, очень важно правильно определить круг своих потребителей.

Наши рекомендации