Модель реализации процесса индивидуального консультирования. Виды консультирования

В практике психологов-консультантов принято пользоваться следующей моделью реализации процесса индивидуального консультирования.

Первый шаг (установление контакта). На этой стадии психолог устанавливает контакт с клиентом и достигает взаимного доверия. Целесообразно объяснить индивиду цели и возможности консультирования. Очень важно обозначить свою возможную полезность для него в процессе профессиональной деятельности. Также целесообразно обозначить наиболее вероятные трудности, с которыми курсант, слушатель, сотрудник или работник может обращаться к психологу.

Второй шаг (сбор информации). На этой стадии необходимо совместно с клиентом выделить и сформулировать проблему, с которой хотелось бы поработать. Необходимо определить, зачем сотрудник пришел на консультацию, как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаст направление беседе. Психологу необходимо четко уяснить для себя позитивные возможности клиента. Пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, психолог задает уточняющие вопросы, стремится разобраться во внутреннем мире клиента, выявить истоки проблемы, акцентировать внимание человека на его индивидуальных особенностях, показать логику поведения. На этой стадии главное – достичь одинакового понимания проблем психологом и сотрудником.

Третий шаг (выяснение желаемого результата). Клиент должен ответить на вопрос: «Чего он хочет добиться?». Одновременно психолог помогает сотруднику определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, если проблема будет решена. Желаемое направление действий психолога и клиента должно быть разумно согласовано.

Четвертый шаг (обсуждение альтернативных вариантов решения). На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, психолог побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативные варианты, избегая давать готовые решения. Данный этап может включать длительное во времени исследование различных вариантов решения проблемы, генерируемых сотрудником.

Пятый шаг (обобщение). Это этап формирования перехода от обучения к действиям. Делается критическая оценка имеющихся альтернатив с точки зрения реальности их реализации для достижения желаемого результата. Составление плана реалистического решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Одни требуют слишком много времени, другие не зависят от человека и требуют пересмотра его взглядов на проблему. Особо обращается внимание на ответственность самого человека за принятое решение и его реализацию. У сотрудника должна быть сформирована готовность к преодолению возможных трудностей и неудач.

На этом заканчивается собственное консультирование, но продолжается психологическое сопровождение данного сотрудника или служебного коллектива. Психолог не должен выпускать из вида свою и его деятельность по выполнению намеченного плана. Это может быть решение, как реальных жизненных задач, так и выполнение специальных психологических упражнений, участие в психологических тренингах.

При следующей встрече психолога с сотрудником (сотрудниками) подводятся итоги прошедшего периода и проделанной работы, обсуждаются достигнутые результаты, при необходимости вносятся коррективы в намеченную программу.

Приведенная модель процесса консультирования помогает глубже понять механизм психологической коррекции, но реальный процесс консультирования значительно сложнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. При всей важности ориентировки на предложенную модель эффективность психологического консультирования определяется прежде всего профессиональной компетентностью и личностными качествами психолога.

Групповое консультированиеявляется формой групповой психологической работы. Цель всех техник и стратегий, применяемых в рамках группового консультирования, заключается в том, чтобы помогать сотрудникам разрешать межличностные конфликты, способствовать большему осознанию себя, помогать отдельным членам группы избавляться от социально не поддерживаемых форм поведения. При этом используются коррекционные возможности социума (в отличие от индивидуального консультирования). Соответственно, проблематика, выносимая на обсуждение, должна быть значима для всех лиц, принимающих участие в консультировании. Недопустимо сводить групповую работу к персональной критике кого-либо из ее участников.

Обычно консультирование ориентировано на работу с настоящим, а не копание в прошлом. Основной упор делается на факторах поддержки, оказываемой другими членами группы. Как правило, участники работают над достижениями индивидуально значимых целей, хотя имеется и общее стремление к тому, чтобы становиться более близкими, доверяющими, принимающими, эмпатичными и эффективными на межличностном уровне[44].

Групповое консультирование является действенной и экономичной стратегией, используя которую психолог может оказывать помощь в различных ситуациях. Оно в большей степени, чем индивидуальное, стимулирует развитие социального взаимодействия. Успешно реализуется групповое консультирование по проблемам служебного коллектива после изучения социально-психологического климата в нем, а также сотрудников, включенных в резерв кадров на выдвижение.

Профессиональное психологическое консультирование – один из видов консультирования, направленного на разрешение у сотрудников (работников) или учащихся различных проблемных ситуаций связанных с профессиональной деятельностью, обеспечение карьерного роста, а также приобретение новой психологически значимой информации, необходимой для решения профессиональных задач. Проблемы развития, например, профессиональная незрелость, разрешаются путем исследования интересов сотрудника, его профессиональных альтернатив, применения стратегии выработки и принятия решений. Ситуационные профессиональные проблемы рассматриваются через информирование, поддержку, построение служебных отношений.

Кризисное консультирование–психологическое консультирование, целью которого является предоставление поддержки лицу, находящемуся под воздействием различных психотравмирующих факторов (или испытавших их). Процесс консультирования включает в себя психологическую оценку степени имеющейся проблемы, риска ее развития и обеспечение поведения, облегчающего ее разрешение или профилактику. Особую значимость консультирование приобретает в том случае, когда нерешенные внутриличностные или межличностные проблемы имеют свойство накапливать негативный эмоционально-энергетический потенциал.

Семейное консультирование– один из видов консультирования, направленный на решение семейных проблем (отношений, восприятий, поведения). Основой работы является прояснение системы отношений, сложившейся в браке, взаимодействий внутри семьи, отношений между ее членами. В ходе консультирования психолог оказывает помощь в перестройке семейных отношений, формировании терпимости и позитивных взглядов между членами семьи, мотивировании совместной жизнедеятельности, вытеснении деструктивных тенденций в отношениях.

Для психолога – консультанта часто возникает вопрос об оценке эффективности его деятельности, особенно остро – как профессиональная проблема – это возникает в ситуациях отрицательной оценки сотрудником результатов консультирования. Из практики известно, что многие люди ничего не делают для изменения собственного поведения. Психологу надо относиться к этому спокойно, т. к. эффект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у сотрудника в процессе консультирования. Изменения состояния сотрудника в ходе консультирования – главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для сотрудника является основным профессиональным правилом работы.

Работа психолога – консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии. Г.С. Абрамова описывает возможные ошибки в психологическом консультировании и пути их профилактики (таблица 4).

Таблица 4

Возможные ошибки в консультировании и пути их профилактики

Ошибки Профилактика
1. Отсутствие личностного обращения к интервьюируемому 1. Четкое знакомство с названием имени, использование имени в ходе интервью
2. Поучения, очевидные и банальные советы   2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональных ограничений
3. Избыточная личная заинтересованность в содержании интервью 3. Освоение профессиональной позиции и профессиональной этики
4. Уход от профессионального взаимодействия в бытовое 4. Рефлексия на содержание профессиональной деятельности
5. Использование специальной, редко употребляемой в быту терминологии 5. Говорить простым, четким, литературным языком
6. Стремление интервьюера занять собой, своими личными проблемами и высказываниями большую часть времени 6. Организация профессионального пространства, контроль за временем своих высказываний
7. Навязывание своего мнения интервьюируемому. 7. Контроль за соответствием задаче сотрудника
8. Эмоциональное воздействие через оценку качеств интервьюируемого 8. Безоценочное общение
9. Отсутствие четких целей интервью   9. Владение предметом интервью (топология предмета должна быть выстроена заранее)
10. Уличение интервьюируемого в неискренности, стремление «поймать» его 10. Следование предмету интервью
11. Постоянные аппеляции к мнению других людей. 11. Цель интервью – мнение, проблема, внутренняя картина болезни и т. п. в логике индивидуальной судьбы человека
12. Отказ от взаимовлияния людей в процессе интервью 12. Самоконтроль за профессиональным развитием

Психологическое консультирование является достаточно эффективной формой психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников ОВД вследствие своей оперативности, результативности и конкретности.

Контрольные вопросы:

1. Что такое психологическое консультирование?

2. Назовите методы воздействия в ходе психологического консультирования.

3. Раскройте содержание модели индивидуального психологического консультирования.

4. Перечислите виды психологического консультирования.

5. Перечислите возможные ошибки в консультировании и пути их профилактики.

Наши рекомендации