Техническое обеспечение полетов вертолета.
Техническое обслуживание обеспечивает тщательный и своевременный контроль за техническим состоянием вертолета, а также за качественной подготовкой вертолета к полетам.
Работы по встрече вертолета включают в себя подготовку стоянки для приемки вертолета, контроль отсутствия посторонних шумов в агрегатах после посадки вертолета, внешних повреждений и подтекания ГСМ, а также подготовку вертолета к очередному техническому обслуживанию.
На вертолетной стоянке в радиусе 0,7 диаметра несущего винта не должно быть посторонних предметов, мешающих посадке вертолета. Для обеспечения противопожарной безопасности стоянку следует оборудовать пожарной установкой или переносными огнетушителями.
Во время останова двигателей контролируют вращение несущего винта и срабатывание центробежных ограничителей свеса лопастей. После остановки винта под колеса ставят упорные колодки, вертолет заземляют, а в воздухозаборники двигателей, вентилятора и в выхлопные патрубки после их предварительного осмотра устанавливают заглушки; на трубки ОВД, защитный кожух РИО-3 и ПЗУ надевают чехлы. Затем сливают конденсат из фильтра-отстойника воздушной системы и топлива из дренажного бачка. Слив топлива из дренажного бачка производят в мерную емкость, количество слитого топлива сравнивают с расчетным. Оно должно быть при запуске и останове двигателя не более 150 см3, а за 1 ч работы двигателя не более 25 см3.
При наружном осмотре вертолета на капотах силовой установки и обшивке фюзеляжа не должно быть подтеков масла и топлива. В случае обнаружения подтеков следует выявить причину и устранить дефект. Замечания экипажа о ненормальной работе систем вертолета должны быть устранены.
Для выполнения обслуживания вертолета следует подготовить рабочее место, стремянки и лестницы, средства подогрева в осенне-зимний период, другое необходимое оборудование, инструмент и приспособления. После выполнения подготовительной работы открывают крышки люков и капотов, необходимых отсеков и проводят очередное техническое обслуживание вертолета.
Осмотр и обслуживание - наиболее трудоемкие работы при выполнении оперативных видов технического обслуживания. Их выполняют с целью выявления и устранения неисправностей, возникших в процессе выполнения полета и технического обслуживания, по специальному маршруту (рис.14.5),
Рис. 14.5. Схема маршрута осмотра вертолета при подготовке его к полету:
- осмотр вертолета снаружи; ---- осмотр вертолету изнутри
предусмотренному регламентом. При контроле носовой части фюзеляжа проверяют состояние стекол и каркас фонаря кабины экипажа на предмет отсутствия трещин, царапин, рисок, помутнения и загрязнения стекол. Пыль и грязь со стекол удаляют распыленной струей воды или смоченной мягкой байковой салфеткой, а затем протирают их сухой салфеткой. При наличии на стеклах трещин, царапин и заколов меньше допустимых их ликвидируют по специальной технологии, если же трещины и царапины не соответствуют техническим требованиям, стекла заменяют. Дефекты на лобовых стеклах кабины экипажа, выполненных из силикатного стекла, не допускаются. На облицовках фонаря кабины допускаются трещины размером до 5 мм, а на резиновых уплотнениях до 2 мм. Внешнее состояние обшивки частей фюзеляжа контролируют на наличие трещин, пробоин и ослабления заклепок, которые не допускаются без выполнения последующего эксплуатационного ремонта. К. эксплуатации допускается обшивка при наличии на ней плавных вмятин глубиной до 2 мм вне зоны силового набора.
Состояние дверей, крышек люков и сдвижных блистеров проверяют поочередным их открытием и закрытием. Двери, крышки люков и блистеры должны перемещаться плавно, без заеданий, а замки их свободно открываться и закрываться. Ручки аварийного сброса дверей, блистеров и люков должны быть надежно законтрены.
При осмотре шасси проверяют состояние амортизаторов, подкосов, колес и узлов на предмет трещин, коррозии, механических повреждений, расслоения и вспучивания покрышек колес. Трещины, коррозия глубиной более 0,1 мм, порезы и проколы покрышек длиной более 30 мм, доходящие до корда, не допускаются. При наличии подтекания АМГ-10 из-под зарядных клапанов и сальников амортизаторов шасси следует устранить неисправности. Правильность зарядки амортизаторов и пневматиков колес определяют по их обжатию в зависимости от массы вертолета.
Осмотр подвесных топливных баков заключается в контроле состояния их на отсутствие механических повреждений, трещин, глубоких вмятин и негерметичности соединений. Эти дефекты подлежат устранению. Не допускаются ослабление болтов на узлах крепления баков, срез заклепок, ослабление лент, сползание и разрушение прокладок под лентами.
При осмотре промежуточного и хвостового редукторов необходимо убедиться в надежности контровки гаек, отсутствии течи масла в разъемах и уплотнениях, а при контроле рулевого винта проверить исправность контровки разъемных соединений, отсутствие повреждений на втулке и лопастях. Работу кардана втулки проверяют покачиванием лопастей и перемещением их без заеданий и рывков. Выбивание масла из шарниров втулки не допускается. Уровень масла в осевых шарнирах должен быть не ниже риски, нанесенной па контрольном стакане при нижнем положении лопасти.
Внутри грузовой (пассажирской) кабины осматривают пол, проемы дверей и створок, внутреннюю облицовку, состояние кресел и заднего люка. Повреждение полов, обшивки, оборудования, замков дверей и створок не допускаются. В кабине экипажа не должно быть повреждения оборудования, наличия посторонних предметов и грязи. Каркас фонаря и остекление проверяют на отсутствие механических повреждений, трещин и царапин. Сиденья, механизмы фиксации, замки двери и блистеров должны быть исправны. По манометрам на левой боковой панели верхнего электропульта проверяют давление в воздушной системе и герметичность тормозной магистрали. При осмотре силовой установки, кроме тщательного контроля состояния двигателей, проверяют надежность крепления двигателей, герметичность трубопроводов топливной, масляной и гидравлической систем, состояние вентилятора и маслорадиаторов, а также маслобаков и суфлерных бачков.
Контролируя надежность крепления двигателей, особое внимание обращают на отсутствие трещин на узлах и стойках, нарушение контровки, ослабление гаек болтов их крепления, а также на отсутствие ослабления крепления деталей сферической опоры и течи из нее масла. В ниппельных соединениях трубопроводов, а также в местах заделки гибких шлангов не должно быть подтекания топлива и масла. Не допускается механического повреждения трубопроводов, взаимного их касания и касания о соседние детали, ослабления крепления.
Осматривая канал вентилятора, следует убедиться в его чистоте и отсутствии посторонних предметов в канале, направляющем аппарате и диффузоре вентилятора. Гибкие трубопроводы системы воздушного охлаждения не должны иметь глубоких потертостей, обрыва арматуры и ослабления хомутов крепления трубопроводов к переходникам. Маслорадиаторы контролируют на предмет отсутствия подтекания масла из-под гаек крепления трубопроводов к ним, а также из обечаек, охлаждаемых трубок и пробок. Воздушные каналы радиаторов должны быть чистыми, а обечайки не должны иметь трещин, глубоких вмятин и вздутия. На маслобаках и суфлерных бачках не допускаются вмятины более 3 мм, царапины и риски с нарушением плакирующего слоя более 0,1 мм, ослабление лент крепления баков и негерметичность трубопроводов в местах соединения с баками. При контроле маслобаков проверяют уровень масла, его часовой расход, берут пробу масла на предмет потемнения.
В редуктор ном отсеке осматривают крепление главного редуктора к раме и редуктор ной рамы к фюзеляжу. Гайки болтов их крепления должны быть надежно законтрены, а подкосы и узлы не должны иметь трещин, глубоких царапин и коррозии. На корпусе редуктора допускаются забоины, риски и вмятины глубиной до 1 мм, длиной до 10 мм и площадью до 1 см2 без выхода на кромки отверстий. Агрегаты и трубопроводы должны быть надежно закреплены на корпусе редуктора, а гайки крепления их затянуты и законтрены. Подтекание масла по местам разъема агрегатов не допускается. По контрольным рискам масломерного стекла проверяют уровень масла в редукторе.
При осмотре гидросистемы необходимо обратить особое внимание на отсутствие подтекания рабочей жидкости из гидроусилителей, гидронасосов, гидробака, агрегатов и трубопроводов гидросистемы, а также проверить уровень масла в баках. Агрегаты гидросистемы не должны иметь механических повреждений и ослабления гаек крепления, а трубопроводы должны быть надежно затянуты в колодках и хомутах. Все шарнирные соединения гидроусилителей, а также тяги и качалки управления должны быть надежно соединены, а гайки болтов законтрены. Ослабление контргаек регулируемых наконечников тяг, трещины на их трубах и обрыв металлизации не допускаются.
Проверяя состояние втулки несущего винта, автомата перекоса и агрегатов, расположенных на них, следует убедиться в герметичности шарниров, компенсационной системы и отсутствии повреждений деталей. На центробежных ограничителях свеса лопастей не допускается наклепа и выработки на собачках и упорах. Болты крепления рычагов поворота лопастей должны быть надежно закреплены и законтрены. Зазоры в шарнирных соединениях поводка, а также риски и забоины глубиной более 0,2 мм на деталях автомата перекоса не допускаются. Все разъемные соединения втулки несущего винта и автомата перекоса должны быть надежно законтрены.
Осматривая лопасти несущего винта, необходимо убедиться в герметичности лонжеронов по визуальным сигнализаторам, надежности приклейки противоабразивной оковки лопастей и хвостовых отсеков, в отсутствии коррозии на лонжеронах. Проверяют состояние задних стрингеров и крепление концевых обтекателей, отсутствие растрескивания и выкрашивания герметика в стыках хвостовых отсеков. Не допускается эксплуатация лопастей несущего винта при наличии дефектов, выходящих за пределы технических условий. На проушинах комлевых наконечников лопастей не допускаются трещины, механические и коррозионные повреждения глубиной более 0,2 мм.
На крышках капотов не допускаются трещины, пробоины на обшивке и силовом наборе, ослабление и обрыв заклепок, заедание шарниров крышек, заершенность и коррозия тросов. При открытии и закрытии крышки должны двигаться плавно, без заеданий, а замки - надежно фиксироваться в своих гнездах.
В случае установки на вертолете внешней подвески проверяют исправность узлов, механизмов, кронштейнов и тросов подвески, бортовой стрелы и лебедки. По окончании работ по осмотру и обслуживанию в кабине экипажа необходимо убедиться в правильности положения командных рычагов управления, пожарных кранов, выключении АЗС и переключателей источников и потребителей электроэнергии.
Ручки ШАГ-ГАЗ устанавливают в крайнее нижнее положение с левой коррекцией и закрывают на замок. Ручки циклического шага и педали должны находиться в нейтральном положении, рычаги управления остановом двигателей - в заднем положении до упора, рычаги раздельного управления двигателями - в положении НЕЙТРАЛЬНО, рычаг управления тормозом несущего винта - в крайнем верхнем положении, а рычаг тормоза колес - в положении НА СЕБЯ с фиксацией стопором.
Несущий винт затормаживается в положении, при котором ни одна из лопастей не должна находиться над стабилизатором или хвостовой балкой. Крышку люка выхода к двигателям закрывают и фиксируют замком путем перевода его ручки в верхнее положение. Сдвижные блистеры и дверь входа в кабину экипажа закрывают на замки. После этого следует закрыть задние створки и дверь входа в грузовую (пассажирскую) кабину с обязательным контролем фиксации их замков и последующей пломбировкой.
При планируемом перерыве полетов более 5 суток или при ожидании ненастной погоды следует зачехлить вертолет и лопасти несущего и рулевого винтов. Кроме того, лопасти несущего винта подлежат швартовке, а при ожидании штормовой погоды или при перерыве в полетах производится дополнительная фиксация лопастей двумя специальными тягами - фиксаторами.
Работы по обеспечению вылета выполняют непосредственно перед выпуском вертолета в полет по завершению работ по осмотру и обслуживанию.
В процессе выполнения работ по обеспечению вылета проверяют наличие противопожарных средств на стоянке, отшвартовывают лопасти несущего винта, расчехляют вертолет, снимают установленные заглушки, удаляют обледенение с обшивки, контролируют заправку вертолета топливом, надежность закрытия замков грузовых створок люков и подготовляют вертолет к запуску.
Огнетушители или противопожарная установка должны находиться слева впереди вертолета. Швартовочные тросы лопастей несущего винта, заглушки и чехлы укладывают после снятия в специально отведенное место в фюзеляже вертолета.
В зимнее время при обледенении на поверхности обшивки фюзеляжа, хвостовой и концевой балок и лопастей винтов удаляют его мягкими щетками, теплым воздухом от моторного подогревания с температурой на выходе не выше 60°С или применением противообледенительных жидкостей типа "Арктика" с предварительным их подогревом до 80...90 °С.
При температуре наружного воздуха ниже - 30°С подогревают редукторы, а при температуре - 40°С-втулку несущего винта. Подогрев двигателей, редукторов и втулки осуществляется от моторного подогревателя до температуры не ниже -15°С. По указателю топливомера контролируют количество топлива в баках и при необходимости производят дозаправку. При выполнении заправки или дозаправки вертолета топливом сливают и контролируют отстой топлива, после чего сливные краны следует закрыть и законтрить.
После открытия крышек капотов проверяют надежность закрытия и контровки заправочных горловин и мерных линеек расходного топливного бака, бака гидросистемы, маслобаков двигателей, заливной горловины главного редуктора, промежуточного и хвостового редукторов, а также их сливных точек. Проверяют надежность закрытия крышек подвесных и дополнительных (если имеются) топливных баков.
После загрузки вертолета осматривают створки грузового люка и пола на отсутствие механических повреждений после загрузки. При закрытии створок следует убедиться в плотности их прилегания к окантовке проема и друг к другу, а также надежности закрытия замков и ручек. В грузовой кабине проверяют исправность бортовых огнетушителей ОУ-2 и транспортного оборудования для размещения и крепления грузов к швартовочным узлам.
При температуре наружного воздуха 5°С и ниже подогревают воздух в грузовой (пассажирской) кабине до температуры 15°С и кабине экипажа до полного испарения конденсата с блоков, агрегатов и приборов.
При выполнении работ по обеспечению первого вылета вертолета дополнительно контролируют все заправочные точки систем вертолета по их мерным устройствам.
В заключение следует убедиться в надежности закрытия всех крышек капотов и люков. Винтовые замки должны быть полностью ввернуты до упора, а рычаги стяжных замков заподлицо с крышками. Трос заземления вынимают из гнезда в грунте и укладывают в нишу люка носовой части фюзеляжа. По команде члена экипажа убирают упорные колодки из-под основных колес шасси.
В случае запуска двигателей вне места стоянки производится буксировка вертолета. Скорость буксировки должна быть по асфальту не более 8 км/ч, по твердому грунту - не более 6 км/ч, а угол поворота водила не должен превышать 60°.
Перед запуском двигателей проверяют наличие на площадке средств пожаротушения и отсутствие на ней оборудования и посторонних предметов, которые могли бы помешать запуску. Подключают аэродромный источник питания к соответствующим вилкам штепсельных разъемов на борту вертолета. Проверяют положение перекрывных кранов подвесных топливных баков, которые должны быть открыты. Снимают заглушки из каналов двигателей и вентилятора, а также защитный кожух с РИО-3 и чехлы ПВД и ПЗУ, и вертолет сдают экипажу согласно существующим правилам.
При выполнении запуска двигателей следует проследить за ходом запуска каждого двигателя, обратив внимание на отсутствие посторонних шумов, течи ГСМ по капотам и обшивке, выбивания пламени из выхлопного патрубка. После выхода двигателей на режим малого газа отсоединяют аэродромный источник питания. После выруливания, висения и взлета вертолета убирают место стоянки.
После выполнения периодических форм технического обслуживания, замены или регулировки агрегатов, устранения дефектов с последующей проверкой работоспособности, а также при эксплуатации вертолета при температуре ниже -30°С или хранении вертолета производят дополнительные работы по обеспечению вылета. К ним относятся:
- получение сведений от экипажа о работе двигателей и систем, после выключения всех источников и потребителей электроэнергии и открытия крышек капотов;
- осмотр силовой установки, трансмиссии, гидросистемы и несущего винта на предмет отсутствия подтекания ГСМ из двигателей, редуктора, агрегатов и трубопроводов, а также из шарниров и гидродемпферов втулки несущего винта.
Проверяют также отсутствие подтекания масла из промежуточного и хвостового редукторов и шарниров втулки рулевого винта. По визуальным сигнализаторам лонжеронов лопастей несущего винта определяют их исправность и наличие давления.