Этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы

На втором этапе построения определяются индивидуальные особенности предметов натюрморта:

-уточняется место каждого предмета относительно друг друга

-строится конструктивная основа формы;

-выявляются характерные черты формы предметов;

Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры. Самым сложным по конструкции в данной постановки, является самовар.

Чтобы понять такую сложную конструкцию необходимо разбить её на геометрические простейшие геометрические фигуры, «примитивы». К ним относятся: цилиндр, куб, конус, усечённый конус, пирамида, параллепипед,

шар. Конструкция- это совокупность примитивов в разных сочетаниях с разными пропорциями. Чтобы было более понятно конструкция самовара, необходимо представить его ось, как некий стержень в пространстве, на который нанизывают примитивы. Средняя, самая большая часть самовара представляет собой перевёрнутый усечённый конус нанизанный на стержень. Сверху к верхнему основанию усечённому конусу прикрепляется другой усеченный конус малой высоты. Далее прикрепляется цилиндр небольшой высотой, а затем широкий усечённый конус (мелкий рельеф не рассматривается). Следующим телом является небольшой цилиндр, затем чуть большего диаметра цилиндр и завершает верхнюю часть перевёрнутый плоский усечённый конус. Нижняя часть самовара и другие предметы натюрморта анализируется таким же способом.

То есть, любая сложная конструкция- это есть нечто иное, как синтез простых форм. Такой анализ даёт рисующему крепкую конструкцию, исключает срисовывание внешнего контура самовара.

Пер этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru ед тем как приступить к построению конструкции нужно разбить общую длину самовара на составляющие пропорции. Методом визирования определяется, на каком расстоянии от верхней крайней точки самовара находится верхнее основание усечённого конуса (средняя часть самовара). Аналогично находятся по высоте самовара все другие оси окружностей (горизонтальные оси оснований примитивов). Любая из высот находится путём пропорционального соотношения с общей длиной самовара. Когда найдены все оси окружностей по высоте, необходимо приступить к уточнению каждой по горизонтали, другими словами находим ширину основания каждого примитива относительно наибольшей ширины самовара (Ширина самовара этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru была найдена на 1м этапе построения). Таким образом, находятся пропорциональные особенности самовара.

Далее аналогичным способом находятся и уточняются пропорции заварника и чашки с блюдцем. Все расстояния соотносятся с общей высотой или шириной самовара, как на рисунке 3.

При анализе было выявлено, что самовар, заварник, чашка с блюдцем состоят из множества окружностей находящиеся на разной высоте. Данные окружности принадлежат телам вращения, а они свою очередь находятся в пространстве, поэтому окружности (основания «примитивов») строятся с учётом перспективных искажений.

Важно понимать, что основания «примитивов»- это не плоскостной овал, а Эллипс (окружность в перспективе). У эллипса ближняя дуга более выпуклая, чем дальняя. Так же необходимо помнить, что края у эллипса не имеет острых концов, а имеет плавный изгиб очертаний боковых контуров.

этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru Окружности находятся в пространстве на разных высотах относительно линии глаз, поэтому при построении эллипсов нужно руководствоваться «законом уровней», как на рисунке 4.

Чем ближе окружность к линии глаз, тем уже становится эллипс, и наоборот.

Верхняя часть самовара находится на уровне линии глаз, поэтому она при построении будет иметь вид прямой линии, а нижняя часть находится ниже линии глаз и имеет явно выраженный эллипс. С помощью «закона уровней» определяются раскрытия окружностей, ставя засечки по вертикали относительно горизонтальной оси каждой окружностей. Таким образом, нижние окружности будут больше раскрыты, чем верхние.

На всём процессе построения все пропорции переправиряются относительно друг друга. Прапорция является одной из важных характеристик предмета, с помощью которой, рисунок становится похожим на натуру.

Для облегчения процесса построения, формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги.

Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.

Результаты построения следует проверять с расстояния нескольких метров. Очень важно постоянно сравнивать с расстояния свою работу и натуру.

этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru На данном этапе необходимо наметить общие габаритные размеры связки сушек, построить конструкцию тыквы, которая находится на заднем плане. На переднем плане обозначаем деревянную ложку и уточняем её конструкцию. Драпировка, - это часть композиции, поэтому она не должна разделять на 2 равные части лист, а также не должна быть строго вертикальной.

этап. линейно-конструктивное построение и передача явлений перспективы - student2.ru На сновании общего конструктивного рисунка происходит более подробная моделировка формы. Строятся мелкие формы и конструкции (ручки самовара, его носик, рельеф на средней части самовара, ручка и носик заварника, крышка заварника), как на рисунке 5. Все мелкие формы подчинены тем же самым методам линейно-конструктивного рисования. При детальной проработке форм не следует забывать о толщине материала, из которой данная форма состоит. Так, например, у чашки верхняя часть состоит не только из одного эллипса (показывающий положение окружности в пространстве), но и эллипса меньшей величины. В совокупности эти эллипсы выявляют толщину чашки, тем самым придавая ей материальность.

Объемность, рельефность формы воспринимаются только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном, как на рисунке 6. Предметы штрихуются размашисто, невзирая на мелкие плоскости, выявляя общую конструкцию формы. Дальний план штрихуется единым, большим штрихом, не обращая внимание на различность драпировок.

Наши рекомендации