Трансперсональные аспекты работы с людьми

...“Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращения многих народов к Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от греха, нежели рабов освободить от рабства...”

(Авва Исаак Сирин)

Мы обратились с вопросом – “Что подразумевается под Трансперсональной работой?” к нескольким психологам и просто к людям, интересующимся психологией. Почти во всех случаях ответ был похожим : “Это связано с голотропным дыханием, опытом измененных состояний сознания и тому подобное.” Кажется, что по отношению к этой теме, у специалистов и неспециалистов сложился некий стереотип, поэтому мы предлагаем следующий тезис:

– Работа и (что наиболее важно) жизнь каждого человека в каждый момент времени может быть Трансперсональной, т.е. выходящей за пределы индивидуального опыта и соединяющейся с жизнью Мира и в переживаниии (что не менее значимо) в поступках. Далее мы обсудим некоторые грани этого тезиса применительно к тому, какой бы могла быть жизнь и работа психотерапевта.

1.

Позиция действительно Трансперсональной работы такова: “Моя работа с другим человеком – это, прежде всего, часть моей собственной жизни. Мне ценно не изменить кого-то, а прожить этот отрезок жизни максимально внутренне честно и безупречно. Для меня важно то, будут ли мои действиясогласованы с Миром, будет ли на каждый мой шаг Благословение ? (А если нет, то Зачем мне делать это ?).

А значит мне важно быть восприимчивым настолько, чтобы это Благословение или его отсутствие различать.” [18]

Трансперсональная работа – это когда терапевт переживаети знает по самому большому счету, что же он на самом деле делает и зачем.

2.

В предыдущей главе мы отметили, что для человека, посвятившего себя Духовной Практике, никакое действие, никакая функция не важнее остальных, все абсолютно равноценно (хотя, когда он делает выбор, он действует так, как будто то, что он делает – самая важная вещь в Мире). Но, смысл имеет то, что делается Целостно. С этих позиций лучше заниматься относительно более простым делом (например есть, ходить и т.п.), но Целостно, чем заниматься психотерапией, но не будучи целым. Разница не в том, что ты делаешь, а в том Целостен ты или нет при делании (или хотя бы обращен к Целостности). Далее: работа не из Целостного состояния (хотя бы не обращенная к нему) не имеет смысла. Объяснение предельно просто – не имеет смысла то, что к смыслу не обращено (Смысл переживается только когда ты – Целый или устремлен к этому). Работа “неспециалиста”, но человека, устремленного к Истине, имеет больше смысла, чем “хорошего специалиста”, в совершенстве владеющего техниками и методиками, но не устремленного к ней.

3.

К сожалению, акценты в современной психотерапии смещены в сторону внешних форм, т.е. техник, приемов и технологий. При этом внутреннее состояние терапевта и степень осознанности его действий остается в тени или затрагивается однобоко. По-видимому, ни одна из широко известных психотерапевтических Школ не решает вопроса об “обучении” терапевта тотальному Осознанию, сквозному по всем Пространствам, с длительной, произвольной концентрацией внимания (и, скорей всего, в принципе не может обучить, если под обучением понимать традиционные его формы, а не жизнь в постоянной Практике). Без полного, сквозного Осознания невозможно Принятиеклиента и знание его Запроса (запроса всего его организма). Не владея полностью всем своим организмом, всеми Пространствами и Объемами, терапевту некуда будет Принимать клиента инеоткуда получать информацию о его Запросе (Запрос от какой-то части организма клиента терапевт просто не сможет правильно воспринять, если он не осознает соответствующий диапазон своего собственного организма (так, что все разговоры о Принятии и о Запросе останутся просто интеллектуальной спекуляцией – сейчас очень многие говорят правильные слова, но мало кто этим словам соответствует).

Не решает вопроса и умение пользоваться различными технологиями и техниками, которые, на первый взгляд, не требуют участия в процессе терапии личностных особенностей терапевта. Не решает, так как уже сам выбор той или иной технологии, того или иного русла терапии, нацеленность на тот или иной тип результата (будь то снятие симптома, самоактуализация, осознание причин, социальная адаптация и др.), все это накладывает на терапевта колоссальную ответственность за этот выбор. В противном случае те “нити”, за которые терапевт “дергает”, могут, с какой-то вероятностью, привести к нарушению гармонии и баланса в каких-либо Пространствах и Объемах клиента (а заодно, и самого терапевта), что, возможно, скажется не сразу и не будет связано с внешними результатами работы.

Напротив, в работе осознающего себя терапевта могут присутствовать совершенно любые техники и технологии, выстраивающиеся индивидуально для каждого клиента, иногда создающиеся специально для него, исходя из переживания очень глубоких законов и взаимосвязей и полного, сквозного осознания терапевтом своего организма.

Под таким девизом поспешат, возможно, подписаться многие эклектики, но здесь велика возможность для спекуляций. Информация. по которой эклектик выстраивает (логически или интуитивно) ход терапии, может исходить из самых разных доминирующих очагов психики, отдельных Пространств и Объемов, частичное осознание которых может ошибочно приниматься за “идеальное рабочее состояние”, “зеркало” и т.п.

4.

Запрос клиента сложен, многомерен и представляет собой Запрос всего организма. На поверхностный взгляд, Запрос от различных Пространств и Объемов может быть разным, включая множество противоречий (причем, иногда, эти противоречивые Запросы от разных Объемов могут выражаться конгруэнтно). Терапевту важно увидеть за этими противоречиями единый смысл, интегральный Запрос всего организма и дать ему шанс реализоваться так, чтобы не вызвать дисбаланс в целом. К сожалению, во многих психотерапевтических подходах выделяется лишь какая-то часть целого и работа строится из зауженного Запроса.

Действия, которые совершает психотерапевт, его позиция, ориентация и т.п. полностью зависят от его способности воспринять и пережить клиента исходя из следующих уровней:

а)Человек (клиент) осознается (скорее понимается), как отдельный от Мира организм и терапевт действует исходя из ориентации своей Школы или по принципу – “хочу”– “получай”.

б) Человек осознается (понимается), как часть некой системы: семья, референтная группа и т.п.

в) Человек осознается, как совокупность отношений определенного вида (например межличностных: эмоциональных, энергетических, когнитивных, поведенческих и т.п.) Работая с таких позиций, терапевт может осознавать или хотя бы понимать, что с его подачи запускаются “силы”,которые в большей или меньшей степени окажут влияние на большое количество людей, ситуаций, событий. В любом общении каждый человек влияет опосредованно, через это общение и его результаты на большое число последующих событий, но терапевтическая ситуация отличается тем, что терапевт делает это с позиций профессионала и вносит часто неизмеримо более глубокие изменения, чем обычное общение; следствием этих изменений могут стать перемены в жизни многих людей, контактирующих с клиентом, в некоторых случаях изменения могут затронуть огромный социальный слой.

г) Человек осознается во всей совокупности отношений и взаимосвязей со всем Миром (отношений физических. энергетических, эмоциональных, ментальных, событийных, ценностных и смысловых). Изменяя хоть чуть-чуть одного человека, мы меняем (не метафорически, а реально) весь Мир. Человек переживается, при таком подходе, как выразитель Вселенной во всех ее аспектах. Терапевт, осознающий это, знает, что на прием к нему обращается Вселенная в данной точке пространства–времени (в том числе и он сам, как неотъемлемая часть Вселенной). В таком осознании пропадает разделение на терапевта и клиента, исчезает дуальность, граница “Я” и “Ты”, Вселенная “лечит” сама себя. “Рабочее состояние” такого терапевта – переживание “слияния со Вселенной” во всех диапазонах, тотальное Осознание, в котором реально (в отличии от модных сейчас спекуляций на эту тему) исчезает личность терапевта – он предельно ассоциирован со всем происходящим (в отличии от диссоциированности, отстраненности в ряде психотерапевтических подходов), при этом терапевт не боится “потеряться” или “заразиться” чем-то, перенять от пациента какой-либо деструктивный паттерн, т.к. личности в этот момент просто нет и “заражаться” некому.

5.

Конечно-же ситуация, описанная выше, когда терапевт работает, ассоциируясь со всей Вселенной, совершенно незаурядна, потому, что Мастеров, способных на такой уровень работы – единицы и система обучения, позволяющая реализовать подобное Мастерство трудоемка и индивидуальна, поэтому диссоциация и отстраненность – более безопасная для терапевта позиция (тоже очень сложная в практической реализации), хотя она и не снимает ответственности за зауженное или искаженное восприятие Запроса клиента.

Но, только в случае тотального Осознания всего своего организма, у терапевта появляется возможность неискаженно воспринять целостный Запрос клиента, воспринять и реализовать уникальный смыслкаждой встречи с каждым клиентом.

Воспринятый таким образом Запрос является Запросом Мира, с которым Мир обращается через данного клиента; изменения, достигнутые в результате такой встречи будут изменениями всего Мира, наиболее адекватные всему сущему..

Глава 5

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.

В данной главе будет представлена схематическая модель подхода к психотерапии, основанная на методологии эзотерической Традиции, в которой работают авторы.

С позиций этой методологии психотерапия определяется, как аспект Знания, акцентирующий внимание на ориентациичеловека в себе (на себя) и в Мире, а взаимодействие терапевта и клиента рассматривается, как практика, дающая обоим шанс сделать свой шаг к Целостности (каждому на своем уровне).[19]

Многие понятия, которые мы вводим, на наш взгляд, существенно отличаются по качеству, глубине и смыслу от принятых в психотерапии, поэтому мы уже начали их обсуждение, которое и продолжим в этой главе. Далее мы рассмотрим некоторые ключевые понятия нашей методологии тезисно, в общем виде, без подробной аргументации и доказательств, которые становятся очевидны только через практическую передачу. Отчетливо понимая, что передача подобного опыта через книжку невозможна, мы далее просто намечаем основные контуры работы.

Наши рекомендации