Технология работы с пожилыми людьми

Настоящие и прогнозируемые изменения демографической структуры в планетарном масштабе поставили мировое сообщество перед необходимостью сформировать систему взглядов на старение населения как явление социальное, экономическое и культурное. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций, она стала центральной в системе социального обслуживания.

Проблемы пожилых людей

Старение населения является одной из глобальных проблем современного мира. По прогнозам экспертов ООН в 2001 году возраст каждого десятого жителя планеты составит 60 лет и старше.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», и демографы вводят понятие «третьего» (60-75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов.

В развитых странах, где процесс старения граждан проходит как минимум в течение трех десятилетий, доля лиц старших возрастов составит от 15 до 20%. В развивающихся странах предполагается спад рождаемости и начало активного старения населения.

По международным критериям население России считается «старым» уже с конца 60-х гг., когда доля россиян в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Сейчас в нашей стране 11% граждан, или каждый девятый, переступили порог 65-летнего возраста. Доля населения пенсионного возраста достигла 20,6%. В России резкое снижение рождаемости происходит на фоне высокой смертности. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 58,6 лет, у женщин — около 70 лет.

Концептуальные взгляды Организации Объединенных Наций на место и роль пожилых людей были отражены в Принципах ООН в отношении пожилых лиц, принятых Генеральной Ассамблеей в 1991 г. Эти принципы предусматривают обеспечение пожилых граждан:

— продовольствием, жильем, одеждой и медицинским обслуживанием; возможностью заниматься приносящей доход деятельностью, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, находиться как можно дольше в домашних условиях; возможностью активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики и создавать свои движения и ассоциации;

— уходом и заботой со стороны семьи и общины, медицинским обслуживанием в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний; возможностью получать социальные и правовые услуги, услуги попечительских учреждений; возможностью пользоваться в любом социальном учреждении правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

— возможностью всесторонней реализации своего потенциала, то есть доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

— возможностью вести достойный и безопасный образ жизни, то есть не подвергаясь эксплуатации, физическому или психологическому насилию, а также иметь право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.

Люди старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя. Современное понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. Когда люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль и чувствуют заботу о себе, младшие поколения видят, что их может ждать в будущем.

Стратегия ООН в отношении старения до 2001 года прагматична и нацелена на поиск путей эффективного использования существующих структур, процедур и ресурсов. В документах этой организации подчеркивается приоритетная роль национальных действий в связи с проблемой старения населения, проводимых с учетом особенностей национальных культур и условий.

Стратегия международного сообщества отражена в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), в материалах Всемирной конференции по проблемам старения (1952 г.) и Глобальных целях по проблемам старения до 2001 года, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г. Особые интересы пожилых людей нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ):

— о минимальных нормах социального обеспечения и установлении прожиточного минимума (1952 г.);

— об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.);

— о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.);

— о пожилых трудящихся (1980 г.).

В заключительных документах (Декларации и Программе действий) Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, проходившей в Копенгагене 6-12 марта 1995 г., Главы государств и правительств взяли на себя обязательства обеспечения более благоприятных условий для пожилых людей как одной из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям.

Каковы психосоматические особенности тех, чья жизнь уже перешла отметку 60-летнего возраста?

В старости происходят определенные изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Уход на пенсию является тяжелым испытанием особенно для тех, чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте — в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Негативные последствия для поддержания благоприятного самочувствия имеют нарушения экологического равновесия, что в первую очередь проявляется в снижении качества питьевой воды и атмосферного воздуха.

Нарушение здоровья пожилых людей не могут в полном объеме компенсироваться социальными мерами, так как резервы их здоровья в значительной степени истощены. Принимая во внимание, что общественное здоровье является характеристикой качества, структуры и динамики индивидуального здоровья, неудовлетворительное состояние здоровья пожилых людей выступает как дестабилизирующий фактор социальных отношений.

По России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Поданным выборочных обследований, в контингенте маломобильного населения одинокие и супружеские пары, которые нуждаются в социальном обслуживании, составляют от 62 до 69% в разных типах населенных пунктов. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствуют о том, что более 78% из них требуется медико-социальная помощь, почти 80% нуждаются в услугах социально-бытового характера.

Старение населения сопровождается процессом снижения уровня жизни. Более 29,1 млн. российских пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия резкого снижения уровня жизни, вызванного последствиями экономических реформ. Данная ситуация способствует развитию у многих россиян неуверенности в завтрашнем дне, что приводит к обострению социальной напряженности. Необеспеченность и особая социальная уязвленность в старости негативно сказываются и на состоянии трудоспособной части населения.

Наиболее тяжелым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда со смертью одного из супругов резко возрастает доля одиноких пожилых людей.

Сокращается доля работающих пенсионеров. По имеющимся данным, постоянно работают в возрасте 55-60 лет не более 15% мужчин и 12% женщин; трудоустраивается крайне незначительная часть обратившихся в службу занятости пенсионеров, увеличивается численность зарегистрированных безработных предпенсионного возраста.

Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Почти в половине семей пенсионеров на питание расходуется практически весь бюджет, хотя при этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов.

В большинстве семей пенсионеров урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более одной шестой части могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счет использования ранее приобретенных предметов долговременного пользования.

Обострилась потребность пожилых граждан в социально-бытовом обслуживании: на начало 1995 г. в социально-бытовой помощи нуждались 21,4 млн. человек (увеличение численности нуждающихся по сравнению с 1994г. — 34,2%), в бесплатном питании — 1,9 млн. человек (5,5%).

По оценкам специалистов, положение пожилых людей в Российской Федерации характеризуется тремя основными особенностями: 1) неудовлетворительным состоянием здоровья данной категории граждан; 2) их малообеспеченностью и 3) одиночеством.

Прогноз демографического развития Российской Федерации до 2015 года, подготовленный Министерством труда РФ, свидетельствует о сохранении до 2005 года тенденции возрастания удельного веса пожилых в структуре нагрузки трудоспособного населения.

Прогнозные предположения указывают на необходимость принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп, в первую очередь — по упрочению их социальной защищенности. Это требует действенного участия государства в решении проблем пожилых людей.

В 1992 г. в Российской Федерации была принята отраслевая концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми. Данная концепция является программным документом по социальной защите граждан.

Социальная защита пожилых людей имеет огромное значение в функционировании всего хозяйственного механизма общества, поэтому Правительство РФ заинтересовано в смягчении последствий нарастающего старения населения.

Краткосрочными и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются:

— содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;

— содействие обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их общественно значимой роли в социальном развитии;

— обеспечение оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

— предоставление необходимой социальной помощи и гарантированного социального обслуживания, способствующих созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

— участие в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;

— содействие привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей, опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

— предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

— содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

— соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

— дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

— выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

— адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

— использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

— ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

— обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

Единство концептуальных подходов и согласованность целей и принципов социальной защиты пожилых на всех уровнях социального управления должны способствовать получению ощутимых результатов социального обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона или местности.

Территориальным органам социальной защиты населения предоставляются реальные возможности оптимального и оперативного реагирования на изменения положения лиц «третьего возраста».

В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей: 1. пенсионное обеспечение; 2. система льгот и преимуществ пожилым людям; 3. социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Постоянно прогрессирующий рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству пенсионеров преодолеть «черту бедности».

Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению индивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

Законом Российской Федерации «О ветеранах» установлен статус ветеранов различных категорий и система предоставляемых им льгот. Принципиально новым является положение об упорядочении форм организации работы в интересах ветеранов.

Ныне около 24,3 млн. человек, достигших пенсионного возраста, пользуются различными видами льгот. В их числе инвалиды Великой Отечественной войны (781,6 тыс. чел.), участники Великой Отечественной войны (2132,9 тыс. чел.), семьи погибших военнослужащих (175,6 тыс. чел.), труженики тыла военных лет (1427,9 тыс. чел.), блокадники Ленинграда (319,8 тыс. чел.), бывшие несовершеннолетние узники фашизма (100,5 тыс. чел.). Льготы распространяются также на граждан, работавших и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (1402,3 тыс. чел.), участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (20,1 тыс. чел.), пенсионеров, проживающих в зонах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС (336,5 тыс. чел.), репрессированных и пострадавших от политических репрессий (531,7 тыс. чел.), а также инвалидов от общего заболевания, трудового увечья (3839,1 тыс. чел.) и инвалидов с детства (335,5 тыс. чел.).

Однако вследствие ограниченности экономических возможностей государства оказался неэффективным механизм централизованного финансирования льгот, государственных дотаций. Реализация льгот и преимуществ пожилых людей, возложенная большей частью на субъекты Российской Федерации, стала практически невозможной в полном объеме вследствие ограниченных бюджетных возможностей. Наряду с этим, обозначились новые аспекты, требующие законодательного регулирования, включая пересмотр и признание утратившими силу ряда нормативных правовых актов о льготах и компенсациях, принятых еще в период существования Советского Союза.

Наши рекомендации