Результаты изучения особенностей развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста «Ориентировка относительно себя».
№ | Ф.И. ребенка | баллы | Выявление особенностей при изучении методик |
Настя А. | 2,5 | Правильно называла, какие игрушки находятся впереди и сзади, но перепутала направления «справа и слева». При определении местоположения игрушек чаще отгадывала, чем утверждала правильность направлений. | |
Ваня Б. | 2,3 | При выполнении задания «пройти вперед, назад, повернуть направо, налево и т.д.» выполнял все медленно, неуверен был при определении направлений. | |
Юля Е. | 2,4 | При обращении педагога рассказать, «что находится, справа, слева от тебя и т.д.» возникли трудности с определением местонахождения того или иного предмета. Было выявлено неумение обозначать направления словесно. | |
Андрей И. | 2,6 | Ошибался в определении правой и левой стороны. Часто использовал указательные слова и жесты вместо точного определения направлений относительно себя в комнате. | |
Миша Л. | 2,7 | При обращении педагога «рассказать о местонахождении того или иного предмета, игрушки» иногда связывала его местоположение с рядом находящимся избирательным объектом в комнате. Например, сказала, что стул находится «рядом со столом», «картина на стене». Остальные задания выполнил верно. | |
Даша О. | 2,5 | Некоторые задания вызвали затруднения, педагогу необходимо было повторять два раза, объяснять порядок выполнения. Но в результате все задания были выполнены, хотя и потребовалось дополнительное время. | |
Вера Т. | 2,3 | Редко употребляла в речи слова, используемые для обозначения пространственных признаков, использовала жесты и указательные слова: «тут», «там», «рядом с…» вместо «справа», «слева», «вверху» и т. д. | |
Саша Ф. | 2,6 | Задания выполнял верно, перепутал лишь направления «справа» и «слева» при просьбе педагога повернуться кругом и назвать изменившееся местоположение игрушек. | |
Аня Ш. | 2,4 | Иногда не понимала смыслового значения задания. На обращения педагога реагировала, но медленно. Затруднялась в словесном обозначении и воспроизведении проводимых действий. | |
Артем Ю. | 2,6 | С заданиями почти со всеми справился, иногда требовалось дополнительное объяснение и повторение. Возникали небольшие трудности при использовании слов в речи, которые обозначают пространственные признаки: «впереди справа», «сзади слева». Отдавал предпочтение жестам при определении направлений. |
Задания предъявлялись в игровой форме и поэтапно. Полученные результаты в ходе проведенной методики оценивались по трем основным критериям, которые описывают степень успешности выполнения задания:
3 балла – дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно; не требовалось дополнительных повторений и объяснений педагога. Понимание смыслового значения задания, пространственного положения «относительно себя».
2 балла – дети, достигшие результатов с помощью педагога. Например, использование наводящих вопросов и наличие не более трех ошибок. Трудности в словесном обозначении и определении пространственных ориентиров. Выполнение заданий медленно, предпочтение отгадывать направления вместо точного утверждения.
1 балл – дети, которые частично выполнили задания или допускали много ошибок. Неуверенность в выполнении заданий, неумение определять направления в пространстве «относительно себя». Частое использование жестов и указательных слов.
В соответствии изученной методики и приведенной таблицы была построена диаграмма.
Диаграмма 2 .
Диаграмма по методике развития ориентировки в пространстве «относительно себя» детей 6-7 лет
Таким образом, диаграмма показывает степень успешности детей старших дошкольников с амблиопией и косоглазием при изучении методики ориентировки в пространстве «относительно себя», где вертикально указаны баллы, а горизонтально – порядковый номер ребенка из приведенной выше таблицы. В целом выявлены средние показатели, что свидетельствует о способности детей определять понятия пространственного ориентирования: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу и т. д. Методика была проведена и изучена, в результате были выявлены особенности развития ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения.