Глава 1. Теоретические особенности развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.

Содержание

Введение…3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием…7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием…7 1.2. Особенности ориентировки в пространстве при нарушении зрения…15 1.3.Организация работы по формированию навыков ориентировки в пространстве в ДОУ для детей с нарушением зрения..21 Глава II. Эмпирическое исследование проблемы пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием….35 II.1 Состояние развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…35 II.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента..38 II.3 Организация работы по формированию простарнственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…49  
Заключение…82  
Литература…84  
Приложение  

Введение

Одной из актуальных и сложных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения остается проблема обучения их ориентировке в пространстве и формирования пространственных представлений, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах и проявлениях имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека.

Для старших дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки и недостатки в ее развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушенным зрением во всех сферах деятельности. У многих детей с нарушением зрения часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных представлений, недостаточно развиты возможности практической ориентировки, наблюдаются ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому проблема развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием считается для нас первостепенной и актуальной и является темой курсовой работы.

Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетьянц, М.В. Вовчик-Блакитная, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют принципиальное значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.

Цель данной работы – изучить процесс развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования является ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – процесс развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.

Задачи исследования:

• Раскрыть сущность ориентировки в пространстве детей 6 - 7 лет с амблиопией и косоглазием на основе изучения психолого-педагогической литературы.

• Выявить психологические особенности ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.

• Составить комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием.

В качестве гипотезы мы предположили, что развитие пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием будет проходить успешно, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

• правильная постановка задач работы;

• системная организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием;

• положительной обратной связи;

• комплексности и системности коррекционно-развивающих занятий.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации накопленных в науке и практике знаний о содержании работы по формированию пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием.

Практическая значимость выражается в выявлении эффективных путей и средств формирования пространственной ориентировки у детей с амблиопией и косоглазием.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; методы эмпирического исследования: беседа, тест, эксперимент.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикации статьи по теме исследования какой статьи и где?

Организация и этапы исследования.Экспериментальной базой исследования стало МБДОУ Детский сад № 25 комбинированного вида г. Орла, В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап(2014 – 2015 гг.) – поисковый. На данном этапе проводилось теоретическое изучение состояния проблемы особенностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения. В результате этой работы была выявлена проблема, определены методология, его объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, понятийный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.

Второй этап (2015 – 2016 гг.) – экспериментальное исследование. Была составлена методика экспериментальной работы и процедура исследования пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, осуществлён выбор экспериментальной базы; проведено исследование особенностей запоминания детей.

На третьем этапе (2016 – 2017 гг.) – формирующий этап эксперимента. Была разработана и проведена программа формирующего эксперимента. Проводился анализ, обобщение и теоретическое осмысление фактического материала исследования. Завершающей стадией этапа стало литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Вывод по Главе1.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы по работе.

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит такое психическое свойство как восприятие пространства. В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть физиологические механизмы восприятия пространства.

Пространственно-различительные функции свойственны в той или иной мере всем органам чувств, и восприятие пространства имеет в своей основе системное взаимодействие зрительного, осязательного, двигательного и кинестетического анализаторов.

Ребёнок с раннего детства ориентируется в пространстве, но образование полных представлений о пространстве происходит в течение всего дошкольного возраста. Ребёнок ориентируется в пространстве на определённом возрастном этапе.

В настоящее время в результате неблагоприятных факторов увеличивается число детей с нарушениями зрения. Каждое из этих нарушений по-разному влияет на развитие ребёнка. Были рассмотрены виды нарушений зрения, а также психолого-педагогические особенности детей, имеющих эти нарушения.

Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности. Поэтому, у них необходимо воспитывать навыки ориентировки в пространстве в процессе специально организованного обучения.

К школьному возрасту дети должны овладеть тремя формами пространственных представлений – о пространственных признаках предметов (форма, величина), о направлениях пространства и о пространственных отношениях между предметами.

Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них не только свободной ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями. При недостаточном внимании к формированию навыков пространственной ориентировки в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности при усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.

Формирование и созревание зон коры головного мозга, обеспечивающих сложный пространственный синтез, заканчивается приблизительно к семилетнему возрасту. Такое позднее развитие этой функции делает ее очень ранимой: любая аномалия развития может вызвать ее недостаточность, тем более такая, как сочетание зрительного нарушения с задержкой психического развития, поскольку даже в изолированном варианте, по данным литературных источников, эти дефекты вызывают значительные нарушения пространственной ориентировки.

Нарушения бинокулярного зрения (косоглазие и / или амблиопии) являются одним из самых распространённых видов глазной патологии в дошкольном возрасте, которыми по данным различных авторов, страдают от 2 до 4 % детей.

Дети с косоглазием и амблиопией при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в процессе усвоения различного учебного материала, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. К числу общих проблем проблем относятся низкий уровень развития двигательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук, несформированность мотивационной потребностной и эмоционально – волевой сферы, снижение произвольности психических процессов, ослабление произвольного регулирования деятельности и поведения, слабости словесного опосредования, задержка формирования понятий.

Особенности представлений о пространстве и ориентировки в нем у слабовидящих дошкольников, в частности у детей с косоглазием и амблиопией, раскрыты Е. О. Незнамовой, М. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной, Л. В. Рудаковой и др. При данной форме зрительных нарушений особо страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленности, пространственной протяженности, глубине, высоте, ширине, объемности и т. д.

Особенно значительный дискомфорт при ориентации в пространстве дети испытывают в период окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз. У дошкольников старшего возраста с этой патологией отражение пространства носит еще диффузный, нерасчленненый характер; представления о пространстве неточны, фрагментарны, их уровень значительно ниже, чем у нормально видящих дошкольников того же возраста. Это касается как микро-, так и макроориентировки: дети способны выделить только отдельные признаки пространства при ориентировании на плоскости, не устанавливая связи между ней и предметами; система ориентиров и точек отсчета не сформирована у них даже и старшем дошкольном возрасте.

Опосредованное словом представление пространства находится на уровне приблизительных словесных обозначений, а имеющиеся представления приобретают зачастую вербальный характер, что обусловлено монокулярным характером зрения, при котором нет возможности точно отражать эти признаки.

Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет работа по развитию зрительно – пространственного восприятия. Необходимо научить детей сравнивать окружающие предметы по сходству и различию признаков, выделять с помощью зрения заданные объекты среди нескольких других.

Развитие навыков ориентировки на микроплоскости у детей с косоглазием и амблиопией может быть успешным, если в процессе занятий использовать специальные приемы, задания и упражнения, обеспечивающие следующее: уточнение в речи дошкольников понятий, обозначающих направления пространства; освоение детьми способов ориентировки на микроплоскости («относительно себя», «от окружающих предметов»); совершенствование навыков выделения основных направлений пространства; совершенствование навыков, направленных на выделение промежуточных направлений пространства.

Вывод по главе 2.

Для детей с амблиопией и косоглазием характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро – и макроориентировки, выявлены затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. Отражение пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Анализируя литературу по проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения, следует выделить методики и работы Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной, послужившие основой разработанных и изученных в данной работе методик.

На основе результатов проведенных методик выяснилось:

1) дети ориентируются в пространстве, как по схеме, так и по словесной инструкции, в микропространстве листа, бумаги, стола;

2) дети ориентируются в пространстве с точкой отсчета «от себя», определяют пространственное положение объектов относительно себя;

3) дети используют пространственную терминологию, передающую прямое направление («впереди», «слева», «вверху» и т.д.), понимают и используют предлоги («над», «под», «между», «около», «за», «перед» и др.)

В ходе проведения методик возникали трудности:

1. При определении местоположения предметов дети используют приблизительные словесные обозначения или же указательные в сопровождении жестов.

2. Трудности в определении расстояния, перспективы.

3. Трудности в составлении описательных рассказов о местоположении предметов, игрушек.

4. Трудности в выделении направления «справа - слева», «вправо – влево».

6. Испытывают затруднения в работе со схемой, в движении по направлению, словесной инструкции.

7. Трудности при определении формы окружающих предметов, геометрических фигур на плоскости.

8. Для детей с косоглазием и амблиопией характерно выделение части предмета, а не всего предмета в целом.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы для развития пространственной ориентировки.

Заключение

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.

Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.

Ряд исследований отечественных психологов показал, что развития ребенка происходит в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности - сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность - ориентировка в пространстве.

Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.

Ориентировка в пространстве - характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.

Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Список используемой литературы

• Абенова А. К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения / А. К. Абенова, Б. Е. Тайлак // Молодой ученый. -2014. - №6. - С. 669-671.

• Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. – М.: «Логос», 2008. – 122с.

• Алексеев, О. Л. Анатомия, физиология и патология органа зрения. : учеб. пособие. / О. Л. Алексеев;– Екатеринбург: Урал. Гос.пед.ун-т, 2004. – 85 с.

• Алексеев, О. Л. Повышение эффективности ориентировки слепого в окружающей среде. / О. Л. Алексеев // Дефектология. – 2002. - № 8. – С. 5-8.

• Венедиктова М.В., Галкина Л.Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. – Нижний Новгород: «Перспектива», 2004.

• Вишневская Т. А. Завалишина О. В. Программа дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения. – Алматы, 2010

• Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернардская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева – М.: Школа – Пресс, 2001. – 96с.

• Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернардская, И. В. Блинникова., О. Г. Солнцева – М.: Школа – Пресс, 2001. – 96 с.

• Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборникигр для педагогов и родителей. / под редакцией Л. А. Головчиц. – М.: ООО «ГРАФ ПРЕСС», 2003 – 160 с.

• Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Методические рекомендации / Дружинина Л.А. – Челябинск: Алим, изд-во Марины Волковой. – 2008. – 206с.

• Дьяченко О.М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. / Под. Ред. О.М. Дьяченко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000. – 91с.

• Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2000. – 240 с.

• Ермаков, В. П. / Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие. / В. П. Ермаков, Якунин Г. А. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

• Забрамн6ая, С.Д. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей: метод. рекомендации. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 32 с.

• Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого – педагогическая диагностика и консультирование» / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова – М., 2001. – 80 с.

• Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

• Кручинин, В. А. Работа по совершенствованию сенсорно-перцептивной сферы у слепых на занятиях по физическому воспитанию и ориентировке в пространстве. / В. А. Кручинин // Дефектология. – 2003. № 5 . – С. 34

• Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с.

• Малёва, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. / З. П. Малёва. – Челябинск: Изд - во ЧелГУ, 2006. – 150с.

• Мельяновская Л. Суметь увидеть лето // Орловская Искра. – 28 июля. – 2010. – С.8.

• Мишин М.А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2003. -№4.- С. 46-68.

• Мишин М.А., Козлова Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. -№2. - С. 30-40.

• Мишин М.А., Смирнова И.А., Ванюшина О.Б. Зрительно-двигательно-пространственная ориентировка. Тестирование и развитие // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2004. -№5. – С.47-69.

• Мишин М.А., Тюбекина З.Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя дефектолога (тифлопедагога) // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2000. -№1. - С. 44-60.

• Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.Наука, 2001. – С.8-11.

• Никулина, Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого – педагогические работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Никулина Г. В., Фомичёва Л. Ф., Артюкевич Е. В. / Под ред. Г. В. Никулиной. – СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 86 с.

• Подколзина Е. Н. Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения. / Е. Н. Подколзина // Дефектология, 2005. –№ 6.- С. 33-37.

• Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве // Дефектология.-2003. № 3.- . 24

• Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.

• Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения // Дефектология. - № 7. - 2002. – с. 19

• Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – 2008. - №4.

• Программа воспитания и обучения в детском саду // под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С..- М., 2010

• Программа коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной – М: Просвещение, 2003.- 327с.

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. М. : Просвещение, 2003. – 96 с.

• Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев,2001. – 168 с.

• Солнцева, Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп / Л.И. Солнцева // Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. – М.:

• Солнцева. Л.И. Тифлопсихология детства. / Л. И. Солнцева – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250с.

• Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие. / Е. А. Сребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. - 312 с.

• Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Назаровой Н.М. — М.: «Академия», 2000. – 519с.

Содержание

Введение…3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием…7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием…7 1.2. Особенности ориентировки в пространстве при нарушении зрения…15 1.3.Организация работы по формированию навыков ориентировки в пространстве в ДОУ для детей с нарушением зрения..21 Глава II. Эмпирическое исследование проблемы пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием….35 II.1 Состояние развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…35 II.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента..38 II.3 Организация работы по формированию простарнственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…49  
Заключение…82  
Литература…84  
Приложение  

Введение

Одной из актуальных и сложных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения остается проблема обучения их ориентировке в пространстве и формирования пространственных представлений, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах и проявлениях имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека.

Для старших дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки и недостатки в ее развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушенным зрением во всех сферах деятельности. У многих детей с нарушением зрения часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных представлений, недостаточно развиты возможности практической ориентировки, наблюдаются ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому проблема развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием считается для нас первостепенной и актуальной и является темой курсовой работы.

Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетьянц, М.В. Вовчик-Блакитная, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют принципиальное значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.

Цель данной работы – изучить процесс развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования является ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – процесс развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.

Задачи исследования:

• Раскрыть сущность ориентировки в пространстве детей 6 - 7 лет с амблиопией и косоглазием на основе изучения психолого-педагогической литературы.

• Выявить психологические особенности ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.

• Составить комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием.

В качестве гипотезы мы предположили, что развитие пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием будет проходить успешно, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

• правильная постановка задач работы;

• системная организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием;

• положительной обратной связи;

• комплексности и системности коррекционно-развивающих занятий.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации накопленных в науке и практике знаний о содержании работы по формированию пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием.

Практическая значимость выражается в выявлении эффективных путей и средств формирования пространственной ориентировки у детей с амблиопией и косоглазием.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; методы эмпирического исследования: беседа, тест, эксперимент.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикации статьи по теме исследования какой статьи и где?

Организация и этапы исследования.Экспериментальной базой исследования стало МБДОУ Детский сад № 25 комбинированного вида г. Орла, В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап(2014 – 2015 гг.) – поисковый. На данном этапе проводилось теоретическое изучение состояния проблемы особенностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения. В результате этой работы была выявлена проблема, определены методология, его объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, понятийный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.

Второй этап (2015 – 2016 гг.) – экспериментальное исследование. Была составлена методика экспериментальной работы и процедура исследования пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, осуществлён выбор экспериментальной базы; проведено исследование особенностей запоминания детей.

На третьем этапе (2016 – 2017 гг.) – формирующий этап эксперимента. Была разработана и проведена программа формирующего эксперимента. Проводился анализ, обобщение и теоретическое осмысление фактического материала исследования. Завершающей стадией этапа стало литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Глава 1. Теоретические особенности развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.

Наши рекомендации