Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель:

1) гармоничное физическое развитие;

2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

3) формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

1) Оздоровительные:

Ø охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;

Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Ø воспитание культурно гигиенических навыков;

Ø повышение работоспособности и закаливание.

2) Образовательные:

Ø формирование двигательных умений и навыков;

Ø развитие физических качеств;

Ø овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

3) Воспитательные:

Ø формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

Ø разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.

Направления физического развития:

1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

Ø связанной с выполнением упражнений;

Ø направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;

Ø способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

Ø связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

1) Дидактические:

Ø систематичность и последовательность;

Ø развивающее обучение;

Ø доступность;

Ø воспитывающее обучение;

Ø учет индивидуальных и возрастных особенностей;

Ø сознательность и активность ребенка;

Ø наглядность.

2) Специальные:

Ø непрерывность;

Ø последовательность наращивания тренирующих воздействий;

Ø цикличность.

3) Гигиенические:

Ø сбалансированность нагрузок;

Ø рациональность чередования деятельности и отдыха;

Ø возрастная адекватность;

Ø оздоровительная направленность всего образовательного процесса;

Ø осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.

Методы физического развития:

1) Наглядные:

Ø наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

Ø наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

Ø тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

2) Словесные:

Ø объяснения, пояснения, указания;

Ø словесная инструкция.

Ø показ

3) Практические:

Ø Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

Ø Проведение упражнений в игровой форме;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель:Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:

1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ

6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

7) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

8)Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Направления:

1) Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

2) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3) Трудовое воспитание.

4)Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:

1) Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

2) На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.

3) На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:

Ø об обязательном общении с детьми: ди­алогическом общении, полилогическом общении, предполага­ющем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;

Ø создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.

Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмеша­тельство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельнос­тью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятель­ности) воздействия на игру и играющих.

Труд

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

1) Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества).

2) Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности).

3) Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности).

4) Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда).

5) Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель:Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1) Овладение речью как средством общения и культуры.

2) Обогащение активного словаря.

3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

4) Развитие речевого творчества.

5) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

6) Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

7) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Принципы развития речи.

1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3) Принцип развития языкового чутья.

4) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.

5) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7) Принцип обогащения активной языковой практик

Методы развития речи.

1) Наглядные:

Ø непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Ø опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

2) Словесные:

Ø чтение и рассказывание художественных произведений;

Ø заучивание наизусть;

Ø пересказ;

Ø общая беседа;

Ø рассказывание без опоры на наглядный материал.

3) Практические:

Ø дидактические игры;

Ø игры-драматизации, инсценировки,

Ø дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

1) Общение взрослых и детей.

2) Культурная языковая среде.

3) Обучение родной речи в организованной деятельности.

4) Художественная литература.

5) Изобразительное искусство, музыка, театр.

6) Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.

Задачи.

1) Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний

2) Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

3) Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте

4) Развитие литературной речи

Формы работы:

1) Чтение литературного произведения.

2) Рассказ литературного произведения.

3) Беседа о прочитанном произведении.

4) Обсуждение литературного произведения.

5) Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.

6) Игра на основе сюжета литературного произведения.

7) Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

8) Сочинение по мотивам прочитанного.

9) Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель:развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи:

1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2) Формирование познавательных действий, становление сознания.

3) Развитие воображения и творческой активности.

4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

 
  Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru

Развивающие задачи РЭМП

1) Формировать представление о числе.

2) Формировать геометрические представления.

3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях).

4) Развивать сенсорные возможности.

5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин

6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации , знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин.

7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии –

8) предпосылки творческого продуктивного мышления.

Детское экспериментирование

Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников  
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru     Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru    
Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания     Опыты     Поисковая деятельность как нахождение способа действия  
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru     Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru    
Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью)   Кратковременные и долгосрочные     Опыт-доказательство и опыт-исследование  

Ребенок и мир природы

  Общий дом природы  
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru  
Содержание образования  
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru    
  Живая природа       Неживая природа  
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru     Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru  
  растения       грибы     животные     человек     вода     почва     воздух
                                 

Законы общего дома природы:

Y Все живые организмы имеют равное право на жизнь

Y В природе всё взаимосвязано

Y В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое

Методы ознакомления дошкольников с природой
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru  
наглядные   практические   словесные
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru   Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru     Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru
наблюдения   рассматривание картин, демонстрация фильмов   игра   труд в природе   элементарные опыты   Ø рассказ Ø беседа Ø чтение
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru       Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru     Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - student2.ru        
Ø кратковременные Ø длительные Ø определение состояния предмета по отдельным признакам Ø восстановление картины целого по отдельным признакам   Ø дидактические игры: · предметные, · настольно-печатные, · словесные · игровые упражнения и игры-занятия Ø подвижные игры Ø творческие игры (в т.ч. строительные   Ø индивидуаль-ные поручения Ø коллективный труд      
                       

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

1) Эстетическое восприятие мира природы:

Ø Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

Ø Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

Ø Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

Ø Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

2) Эстетическое восприятие социального мира:

Ø Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

Ø Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

Ø Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

Ø Формировать интерес к окружающим предметам.

Ø Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

Ø Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

3) Художественное восприятие произведений искусства:

Ø Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

Ø Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Ø Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

Ø Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Ø Дать элементарные представления об архитектуре.

Ø Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

Ø Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

4) Художественно-изобразительная деятельность:

Ø Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

Ø Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

Ø Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

Ø Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

Ø Развивать воображение, творческие способности.

Ø Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

Ø Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Детское конструирование

Виды детского конструирования:

1) Из строительного материала.

2) Из деталей конструкторов.

Формы организации обучения конструированию:

1) Конструирование по показу.

Взаимосвязь конструирования и игры:

Ø Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Режим работы ДОУ составляет 5-дневную рабочую неделю, длительность определяется в нём 10,5-часовым пребыванием с 7.00 до 17.30 часов.

В ДОУ составлен гибкий режим деятельности с детьми (на тёплый – холодный период времени года, адаптационный, режим двигательной активности, оздоровительные режимы, а также режимы по всем возрастным группам), в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов – педагогов, пересмотрены подходы к обучению дошкольников, к организации всех видов детской деятельности. Разработана гибкая вариативная сетка занятий, учитывающая возрастные психофизиологические особенности детей, их интересы и потребности, обеспечивающая взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки,

включая реализацию дополнительных образовательных программ

Организационный раздел.

Двигательный режим

Образовательная деятельность

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет.

Физическое развитие

3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Социально-личностное развитие

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Познавательно-речевое развитие

Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей
Планируемые результаты усвоения программы.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

Ø ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ø использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Ø владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Ø стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Ø проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

Ø у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ø ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ø ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ø ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ø ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Ø у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ø ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ø ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель:

1) гармоничное физическое развитие;

2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

3) формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

1) Оздоровительные:

Ø охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;

Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Ø воспитание культурно гигиенических навыков;

Ø повышение работоспособности и закаливание.

2) Образовательные:

Ø формирование двигательных умений и навыков;

Ø развитие физических качеств;

Ø овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

3) Воспитательные:

Ø формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

Ø разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.

Направления физического развития:

1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

Ø связанной с выполнением упражнений;

Ø направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;

Ø способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

Ø связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

1) Дидактические:

Ø систематичность и последовательность;

Ø развивающее обучение;

Ø доступность;

Ø воспитывающее обучение;

Ø учет индивидуальных и возрастных особенностей;

Ø сознательность и активность ребенка;

Ø наглядность.

2) Специальные:

Ø непрерывность;

Ø последовательность наращивания тренирующих воздейс

Наши рекомендации