Цель исследования: изучение особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цель исследования: изучение особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

(вспоминаем, что социально-личностное развитие это:

· Представление ребенка о себе, своих способностях, самооценка, самовосприятие;

· Эмоциональная сфера;

· Взаимодействие со взрослыми и сверстниками, взаимоотношение в сообществе, социальный статус ребенка в группе…)

Диагностика детей, предполагает грамотное использование студентами современных психолого-педагогических исследовательских технологий, обработку полученных данных, интерпретацию и комплексную оценку с прогнозом развития.

Основные направления диагностики:

- особенностей социально-личностного-развития ребенка и социальных отношений детей старшего дошкольного возраста.

- особенностей развивающей среды образовательного учреждения,

- особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательной среды с дошкольниками и их влияния на развитие ребенка.

Результатом обследования становятся заключения на ребенка и группу детей характеризующие специфику социального развития, а так же подробные характеристики (монографические портреты развития) конкретного ребенка и группы в целом как первого детского социального коллектива.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:

1. Дневник практики, куда входят:

· Визитка ДОУ с информацией об учреждении;

· Характеристика группы детей (списочный состав, с указанием состава, количества мальчиков/ девочек и социального статуса детей в группе);

· Результаты диагностики специфики педагогического взаимодействия;

· Результаты изучения особенностей социально-личностного развития детей (!!!! Двух детей) и характеристики группы.

· Фрагменты фотозаписей за проявлениями детей относительно друг друга, взрослого, относительно своей успешности/неуспешности в деятельности; эмоциональных реакций…. В таких видах деятельности как игра; на занятиях; самостоятельная деятельность; режимные моменты; общение;

· Монографические портреты на детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерные вопросы к беседе с заведующей или старшим воспитателем детского сада

1. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении и группах раннего возраста:

- № ДОУ, район, приоритетное направление, Ф.И.О. заведующей, старшего воспитателя, адрес детского сада, телефон;

- С какого года функционирует сад (день рождения ДОУ)?

- Лауреатом каких конкурсов и научно-исследовательских проектов является ДОУ и его сотрудники? Есть ли награды у детского сада, какие?

- Отзывы родителей о дошкольном образовательном учреждении, связь с выпускниками детского сада (выдающиеся выпускники).

- Сколько детей посещает дошкольное образовательное учреждение?

- Количество детей, посещающих группы старшего дошкольного возраста, количество групп (их краткая характеристика), группы бюджетные и внебюджетные; востребованность групп раннего возраста.

- По каким образовательным и парциальным программам работает ДОУ? Почему? Какие дополнительные услуги представляет сад детям старшего дошкольного возраста?

- Кто они – потребители образовательных услуг? Краткая характеристика родителей детей, посещающих детский сад.

- Есть ли у детского сада девиз, постулат, которым руководствуются сотрудники в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста?

2. Педагоги и специалисты детского сада, работающие с детьми старшего дошкольного возраста:

- Какое образование имеют руководитель, воспитатели групп, какие квалификационные категории? Какие специалисты работают с детьми, какие решают профессиональные задачи? Где и как повышают профессиональную квалификацию педагоги и специалисты?

- В чем заключаются специфические особенности воспитателя группы старшего дошкольного возраста? Какими способностями ему необходимо обладать, какие профессиональные умения важны для такого специалиста?

- Как осуществляется сотрудничество специалистов и воспитателей групп старшего возраста, специалистов и родителей? Существуют ли трудности? Какие? Возможные пути решения.

3. Любая другая информация по усмотрению руководителя ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Алгоритм выполнения диагностического задания,

связанного с изучением спецификипедагогического взаимодействия:

Шаг 1.

Ознакомьтесь заранее с содержанием методик, их всего три. Подготовьте

методики к «работе», распечатайте вопросы, таблицы для заполнения.

Шаг 2.

Корректно выясните у педагога, когда ему будет удобно ответить на вопросы опросника и анкеты, и только после этого предложите ему это сделать. Обязательно фиксируйте ответы педагога.

Шаг 3.

Внимательно ведите наблюдение за ситуациями педагогического взаимодействия, оценивая показатели наблюдения (методика №2) в соответствии с предложенными критериями.

Шаг 4.

В итоге, у Вас должен сформироваться диагностический материал по трем методикам, а именно: наблюдение, опрос и анкетирование.

Обобщите весь материал и сделайте развернутый вывод о специфике педагогического взаимодействия, осуществляемого с детьми старшего дошкольного возраста:

· на какую модель взаимодействия ориентирован педагог? Совпадает ли это с реальностью?

· Каков уровень проявления субъект-субъектного взаимодействия с детьми и какое это может оказывать влияние на социально-личностное развитие детей?

· Как Вы можете охарактеризовать взаимодействие с точки зрения выраженности компонентов (когнитивного, поведенческого, эмоционального)?

· Постарайтесь обосновать полученные Вами результаты, а не только констатировать их.

· можно ли сказать, что проанализированное Вами педагогическое взаимодействие способствует успешному социально-личностному развитию детей и почему?

· какие рекомендации Вы могли бы дать воспитателю по результатам диагностики взаимодействия, осуществляемого ими? (обязательно зафиксируйте их в дневнике практики)

Диагностические методики:

МЕТОДИКА № 1

«Опросник для воспитателей» (Ситаров В.А. Маралов В.Г.), направленная на изучение специфики ориентации педагога на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста.

Опросник для воспитателей.

Цель - оценка представлений и ориентированности педагогов на ту или иную модель поведения с детьми, а также выявление уровня стереотипности педагогов.

Инструкция. Уважаемый воспитатель! Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся воспитания и обучения дошкольников.

Если вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5».

Если согласны в большей степени, чем не согласны – балл «4».

Если согласны и не согласны в равной степени – балл «3».

Если в большей степени не согласны – балл «2».

И, наконец, если полностью не согласны – балл «1».

Благодарим вас.

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем

4. Послушание детей - заслуга педагога

5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя

7. Основная цель воспитателя - реализовать требования программы воспитания и обучения детей

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками

9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей

10. Воспитание - прежде всего, это требовательность к детям

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам

12. Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении детей

13. Наказание - не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

43-47 баллов - умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

38-42 балла - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;

37 и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем более выраженной является ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

МЕТОДИКА № 2

Метод наблюдения, позволяющий охарактеризовать педагогическое взаимодействие педагога, как условие, способствующее проявлению субъектной позиции ребёнка.

Показатели субъект - субъектного взаимодействияпедагога и ребёнка:

· Педагог осуществляет совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов, целей деятельности;

· Педагог обращается к ребенку, как к источнику свободных и ответственных действий;

· Происходит совместное обсуждение педагогом и ребёнком условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант деятельности;

· Педагог осуществляет совместное планирование необходимых действий реализации задуманного;

· Договор педагога и ребёнка о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного;

· Педагог сохраняет, как особую ценность, активность ребёнка;

· Педагог не запрещает действовать ребёнку;

· Педагог не навязывает ребенку своего варианта решения проблемы;

· Педагог создает для ребенка прецедент наличия различных вариантов действий, предоставляя ребёнку самостоятельно выбрать необходимый. Педагог учитывает феноменальный опыт ребенка;

· Педагог проявляет к ребёнку уважительное отношение.

Критерии для оценки показателей субъект - субъектного взаимодействия педагога и ребёнка:

· Никогда – 0 баллов

· Иногда – 1 балл

· К некоторым детям – 1 балл

· На определённых занятиях – 1 балл

· Достаточно часто – 2 балла

· Всегда – 3 балла

· Ко всем детям – 3 балла

· На всех занятиях, проводимых воспитателем – 3 балла

Балла - Высокий уровень

Балла - Оптимальный уровень

Оптимальный уровень.

Оптимальный уровень характеризуется неполным составом проявлений субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. На данном уровне взаимодействия воспитательный процесс не предполагает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. Он предполагает уход от жесткого манипулирования сознанием воспитанников, отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению. При оптимальном уровне субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника достигается развитие самостоятельности. Активно происходят процессы его самоопределения, самореализации, саморазвития. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии, что становится предпосылкой для становления субъекта воспитания - личности, воспитывающей саму себя.

Недостаточный уровень.

Недостаточный уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех показателей субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. В данном типе взаимодействия отсутствует отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, нет осознаваемой общей цели совместной деятельности, наблюдается индифферентность по отношению друг к другу, скрытая или явная конфронтация, со стороны воспитателя заметно подавление личности ребёнка, его опека. Диалог между взрослым и ребёнком нарушен, сотрудничество отсутствует как таковое. С некоторыми детьми взаимоотношения воспитателя являются нейтрально-отрицательными.

МЕТОДИКА № 3

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми (модифицированный вариант анкетирования Л. В. Байбородовой).

Педагогу предлагается ряд суждений, свое согласие с данным суждением педагог фиксирует знаком “+”, а несогласие - знаком “-“:

Контрольная оценка взаимодействия воспитателя с детьми

Таблица 1.

Суждения Оценка
1. Я могу точно предсказать результаты моей работы. +
2. Мне трудно ладить с детьми. -
3. Я справедлива по отношению к детям. +
4. Моя задача – умело помогать детям преодолевать трудности. +
5 Иногда мне не хватает чуткости. -
6. Мнение детей является для меня важным. +
7. Я тщательно планирую работу с детьми. +
8. Дети меня любят. +
9. Я требовательна по отношению к детям. -
10. Я всегда могу дать разумный ответ на вопрос ребенка. +
11. Дети доверяют мне. +
12. Моя оценка важна для детей. +
13. Мне легче работать по шаблону, чем «заниматься творчеством». -
14. Взаимодействие со мной детям приносит радость, удовольствие. +
15. Я стараюсь всем детям уделять равное внимание. +
16. Я всегда учитываю индивидуальные особенности детей +
17. Я умею чувствовать настроение ребенка. +
18. Я всегда выслушиваю мнение ребенка +
19. Я считаю, что применяемые мною методы и приемы эффективны. +
20. Дети делятся своими мыслями, переживаниями со мной. +
21. Необходимо обращать внимание на все ошибки ребенка. -
22. Я хорошо знаю сильные и слабые стороны каждого из своих воспитанников. +
23. Дети пытаются подражать мне. +
24. Между мной и детьми сложились теплые отношения. +

В предложенной таблице проставлены знаки, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога с детьми. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется 1 баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту.

Когнитивный компонент включает фразы: 1, 4, 7, 10, 12, 16, 19, 22.

Эмоциональный компонент: 2, 5, 8, 11, 14, 15, 17, 23.

Поведенческо - волевой компонент: 3, 6, 9, 13, 18, 20, 21, 24.

ШАГ 1.

ШАГ 2

Создать индивидуальный профиль степени выраженности проявления субъектной позиции ребёнка, используя метод наблюдения за самостоятельной и организованной деятельностью детей в ДОУ.

Определить тип проявления субъектной позиции ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельной и организованной деятельности, по степени выраженности (балльная оценка) таких показателей индивидуального профиля как:

· наличие мотива, как естественного желания к деятельности

· наличие способности к самостоятельному выбору

· наличие умений проектировать собственную деятельность

· умение ребёнка занимать рефлексивную позицию по отношению к деятельности

· наличие воли (механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на деятельность)

· проявление ребёнком творчества в деятельности

Неустойчивый тип. Ребёнок с неустойчивым типом проявления субъектной позиции в организованной и свободной деятельности проявляет то устойчивый тип субъектной позиции, то слабый тип проявления субъектной позиции, в зависимости от внутренних (настроение, состояние здоровья, мотивация) и внешних (определённый воспитатель, тематика занятия, отрезок дня и т.п.) факторов.

Устойчивый тип. Ребёнок с устойчивым типом проявления субъектной позиции обладает мотивом, как естественным желанием, побуждающим его к свободной деятельности (играть, рисовать, конструировать), или к организованной деятельности (смастерить открытку для мамы, нарисовать натюрморт, дорисовать буквы). Ребёнок с данным типом субъектной позиции способен к самостоятельному выбору вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, необходимых для деятельности материалов и оборудования. Ребёнок обладает умениями, необходимыми ему для проектирования собственной деятельности. Ребёнок определяет, что он может сделать самостоятельно для осуществления желаемого результата, а в чём ему потребуется помощь взрослого, сверстника. Он умеет занимать рефлексивную позицию по отношению к деятельности, т.е. не просто действует, а размышляет над тем: как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в ситуацию (сверстники, педагог, родители). Ребёнок обладает наличием воли. В организованной и в самостоятельной деятельности ребёнок концентрирует внимание и направляет свои усилия на процесс деятельности. В деятельности всегда проявляет творчество. В самом процессе деятельности у дошкольника наблюдается высокий эмоциональный подъём.

ДАЛЕЕ

Беседа «Что ты любишь»

( модифицированный вариант методики Корепановой М.)

Методика проведения: Сегодня мы поговорим о тебе, мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться

· Что ты любишь больше всего на свете?

· Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все?

· Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

· Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

· Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?

· Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить?

Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется тест «Лесенка», которая разработана для дошкольников в нескольких модификациях.

Особенности образа «Я»

  Содержание представления ребенка о себе  
Фамилия имя ребенка «Я -хороший» «Самокритичный» Содержательное представления о себе Примечания педагога
         

Обобщая результаты методики, выясняют сформированность у детей образа «Я», представлений о себе и отношения ребенка к себе. Высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.

ШАГ 5

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цель исследования: изучение особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

(вспоминаем, что социально-личностное развитие это:

· Представление ребенка о себе, своих способностях, самооценка, самовосприятие;

· Эмоциональная сфера;

· Взаимодействие со взрослыми и сверстниками, взаимоотношение в сообществе, социальный статус ребенка в группе…)

Диагностика детей, предполагает грамотное использование студентами современных психолого-педагогических исследовательских технологий, обработку полученных данных, интерпретацию и комплексную оценку с прогнозом развития.

Основные направления диагностики:

- особенностей социально-личностного-развития ребенка и социальных отношений детей старшего дошкольного возраста.

- особенностей развивающей среды образовательного учреждения,

- особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательной среды с дошкольниками и их влияния на развитие ребенка.

Результатом обследования становятся заключения на ребенка и группу детей характеризующие специфику социального развития, а так же подробные характеристики (монографические портреты развития) конкретного ребенка и группы в целом как первого детского социального коллектива.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:

1. Дневник практики, куда входят:

· Визитка ДОУ с информацией об учреждении;

· Характеристика группы детей (списочный состав, с указанием состава, количества мальчиков/ девочек и социального статуса детей в группе);

· Результаты диагностики специфики педагогического взаимодействия;

· Результаты изучения особенностей социально-личностного развития детей (!!!! Двух детей) и характеристики группы.

· Фрагменты фотозаписей за проявлениями детей относительно друг друга, взрослого, относительно своей успешности/неуспешности в деятельности; эмоциональных реакций…. В таких видах деятельности как игра; на занятиях; самостоятельная деятельность; режимные моменты; общение;

· Монографические портреты на детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерные вопросы к беседе с заведующей или старшим воспитателем детского сада

1. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении и группах раннего возраста:

- № ДОУ, район, приоритетное направление, Ф.И.О. заведующей, старшего воспитателя, адрес детского сада, телефон;

- С какого года функционирует сад (день рождения ДОУ)?

- Лауреатом каких конкурсов и научно-исследовательских проектов является ДОУ и его сотрудники? Есть ли награды у детского сада, какие?

- Отзывы родителей о дошкольном образовательном учреждении, связь с выпускниками детского сада (выдающиеся выпускники).

- Сколько детей посещает дошкольное образовательное учреждение?

- Количество детей, посещающих группы старшего дошкольного возраста, количество групп (их краткая характеристика), группы бюджетные и внебюджетные; востребованность групп раннего возраста.

- По каким образовательным и парциальным программам работает ДОУ? Почему? Какие дополнительные услуги представляет сад детям старшего дошкольного возраста?

- Кто они – потребители образовательных услуг? Краткая характеристика родителей детей, посещающих детский сад.

- Есть ли у детского сада девиз, постулат, которым руководствуются сотрудники в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста?

2. Педагоги и специалисты детского сада, работающие с детьми старшего дошкольного возраста:

- Какое образование имеют руководитель, воспитатели групп, какие квалификационные категории? Какие специалисты работают с детьми, какие решают профессиональные задачи? Где и как повышают профессиональную квалификацию педагоги и специалисты?

- В чем заключаются специфические особенности воспитателя группы старшего дошкольного возраста? Какими способностями ему необходимо обладать, какие профессиональные умения важны для такого специалиста?

- Как осуществляется сотрудничество специалистов и воспитателей групп старшего возраста, специалистов и родителей? Существуют ли трудности? Какие? Возможные пути решения.

3. Любая другая информация по усмотрению руководителя ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Алгоритм выполнения диагностического задания,

связанного с изучением спецификипедагогического взаимодействия:

Шаг 1.

Ознакомьтесь заранее с содержанием методик, их всего три. Подготовьте

методики к «работе», распечатайте вопросы, таблицы для заполнения.

Шаг 2.

Корректно выясните у педагога, когда ему будет удобно ответить на вопросы опросника и анкеты, и только после этого предложите ему это сделать. Обязательно фиксируйте ответы педагога.

Шаг 3.

Внимательно ведите наблюдение за ситуациями педагогического взаимодействия, оценивая показатели наблюдения (методика №2) в соответствии с предложенными критериями.

Шаг 4.

В итоге, у Вас должен сформироваться диагностический материал по трем методикам, а именно: наблюдение, опрос и анкетирование.

Обобщите весь материал и сделайте развернутый вывод о специфике педагогического взаимодействия, осуществляемого с детьми старшего дошкольного возраста:

· на какую модель взаимодействия ориентирован педагог? Совпадает ли это с реальностью?

· Каков уровень проявления субъект-субъектного взаимодействия с детьми и какое это может оказывать влияние на социально-личностное развитие детей?

· Как Вы можете охарактеризовать взаимодействие с точки зрения выраженности компонентов (когнитивного, поведенческого, эмоционального)?

· Постарайтесь обосновать полученные Вами результаты, а не только констатировать их.

· можно ли сказать, что проанализированное Вами педагогическое взаимодействие способствует успешному социально-личностному развитию детей и почему?

· какие рекомендации Вы могли бы дать воспитателю по результатам диагностики взаимодействия, осуществляемого ими? (обязательно зафиксируйте их в дневнике практики)

Диагностические методики:

МЕТОДИКА № 1

«Опросник для воспитателей» (Ситаров В.А. Маралов В.Г.), направленная на изучение специфики ориентации педагога на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста.

Опросник для воспитателей.

Цель - оценка представлений и ориентированности педагогов на ту или иную модель поведения с детьми, а также выявление уровня стереотипности педагогов.

Инструкция. Уважаемый воспитатель! Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся воспитания и обучения дошкольников.

Если вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5».

Если согласны в большей степени, чем не согласны – балл «4».

Если согласны и не согласны в равной степени – балл «3».

Если в большей степени не согласны – балл «2».

И, наконец, если полностью не согласны – балл «1».

Благодарим вас.

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем

4. Послушание детей - заслуга педагога

5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя

7. Основная цель воспитателя - реализовать требования программы воспитания и обучения детей

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками

9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей

10. Воспитание - прежде всего, это требовательность к детям

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам

12. Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении детей

13. Наказание - не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

43-47 баллов - умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

38-42 балла - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;

37 и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем более выраженной является ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

МЕТОДИКА № 2

Метод наблюдения, позволяющий охарактеризовать педагогическое взаимодействие педагога, как условие, способствующее проявлению субъектной позиции ребёнка.

Показатели субъект - субъектного взаимодействияпедагога и ребёнка:

· Педагог осуществляет совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов, целей деятельности;

· Педагог обращается к ребенку, как к источнику свободных и ответственных действий;

· Происходит совместное обсуждение педагогом и ребёнком условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант деятельности;

· Педагог осуществляет совместное планирование необходимых действий реализации задуманного;

· Договор педагога и ребёнка о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного;

· Педагог сохраняет, как особую ценность, активность ребёнка;

· Педагог не запрещает действовать ребёнку;

· Педагог не навязывает ребенку своего варианта решения проблемы;

· Педагог создает для ребенка прецедент наличия различных вариантов действий, предоставляя ребёнку самостоятельно выбрать необходимый. Педагог учитывает феноменальный опыт ребенка;

· Педагог проявляет к ребёнку уважительное отношение.

Критерии для оценки показателей субъект - субъектного взаимодействия педагога и ребёнка:

· Никогда – 0 баллов

· Иногда – 1 балл

· К некоторым детям – 1 балл

· На определённых занятиях – 1 балл

· Достаточно часто – 2 балла

· Всегда – 3 балла

· Ко всем детям – 3 балла

· На всех занятиях, проводимых воспитателем – 3 балла

Наши рекомендации