Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка

Общие положения

Современные тенденции развития системы образования, и дошкольного образования в том числе, выстраиваются в связи с переходом образовательных учреждений из режима функционирования в режим развития, в связи с чем особое внимание уделяется качеству содержания образования.

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС, Стандарт), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Стандарт определяет основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт является основой в том числе для:

- разработки Программы;

- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Воспитание и образование детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи (дети с ограниченными возможностями здоровья), осуществляется на основе «Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (автор-составитель Г.В. Чиркина, 2008).

С учетом положений ФГОС коррекционная работа должна быть направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития речи детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Необходимо учитывать, что воспитание и обучение детей с нарушением речи по данной программе в условиях логопедического пункта детского сада не обеспечивает в полной мере развитие ребенка с ограниченными возможностями.

Дети с нарушениями речи - это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении группа. Проблемы развития воспитанников успешно поддаются психолого-медико-педагогическому диагностированию и именно в этот период могут быть успешно скорректированы и компенсированы при правильном коррекционно-образовательном воздействии.

Программа не рассматривает вопросы организации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), осуществляющей углубленное диагностирование детей, ни регламент работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), разрабатывающего индивидуальные планы, рекомендации по коррекции проблем в развитии ребенка, обеспечивающие системное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Диагностический блок в детском саду необходим как важная часть коррекционно-образовательной программы и главное звено в организации результативного воспитательно-образовательного процесса для детей с нарушениями речи.

Основными направлениями Программы для детей с нарушением речи являются гуманизация и направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Гуманизация выражается в организации щадящего режима, дифференциации воспитательно-образовательной работы. Это достигается путем создания гибких программ, позволяющих формировать у детей знания, умения и навыки в соответствии с их возможностями. Программы подгрупповой работы сочетаются с развивающими индивидуальными программами, что позволяет реализовать компенсаторные возможности каждого ребенка.

Создание предпосылок к социальной адаптации и интеграции рассматривается как стержневая проблема всей системы обучения и воспитания. Это не только подготовка к обучению в школе, но и подготовка к жизни в обществе.

Специалисты, работающие с данной категорией детей, должны знать особенности их развития в дошкольном возрасте, а также иметь представление о тех проблемах, которые могут возникнуть в дальнейшем. В зависимости от психофизического статуса ребенка уже в дошкольном возрасте можно предположить, какие виды деятельности будут ему доступны, и сосредоточить внимание детей и родителей на подготовке к этим видам деятельности. Чрезвычайно важно максимально адаптировать ребенка к бытовой сфере, повысить его активность и самостоятельность, сформировать умения прибегать к помощи окружающих в необходимых случаях.

Одним из компонентов этой работы является формирование правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Педагоги тактично подводят родителей к реальной оценке возможностей ребенка и прогнозированию дальнейших перспектив его жизни. Это помогает родителям оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.

Рабочая коррекционно-образовательная программа, разработанная учителем-логопедом детского сада № -----, сориентирована на ФГОС, с использованием в качестве базовых Программ дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи (автор-составитель Г.В. Чиркина), Программы ----------------, реализуемой в качестве базовой в МБДОУ № --------. Данная программа позволяет преодолеть проблемы и противоречия, возникающие при использовании образовательных программ на логопедическом пункте в детском саду.

К противоречиям относятся:

- растущее число детей дошкольного возраста с проблемами в здоровье, нуждающимися в специальной коррекции и недостаточным нормативным и программно-методическим обеспечением коррекционно-воспитательного процесса;

- рост количества нарушений здоровья у воспитанников детских садов и направленность существующего программно-методического обеспечения общего образования на здорового ребенка;

- потребность детей с проблемами в развитии в комплексной медицинской и педагогической помощи и недостаточная проработка коррекционно-образовательных программ.

Инновационным в данной коррекционно-образовательной программе является организация воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи в условиях логопедического пункта детского сада, где ведущее место отдается психолого-медико-педагогической реабилитации, разработке технологии педагогического процесса, обеспечивающей индивидуальный подход к воспитанникам с проблемами в здоровье, охрану и укрепление здоровья детей, активную роль ребенка в образовании.

Реализация данной программы требует соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения.

Коррекционная работа осуществляется учителем-логопедом в специализированном кабинете, а также воспитателями и родителями на основе рекомендаций специалиста.

Цели и задачи реализации Программы

Содержание образования в МДОУ определяется в соответствии с целевыми ориентирами, представленными в Стандарте, направлениями развития детей дошкольного возраста, определяемыми основными образовательными программами, реализуемыми в МДОУ.

Таким образом, целью рабочей программы МБДОУ № -------- является реализация комплекса мер по осуществлению всестороннего, гармоничного развития детей в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями.

Основные задачи рабочей программы:

1. Обеспечить полноценное физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие воспитанников на основе формирования любознательности, самостоятельности, инициативности для повышения их компетентности в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми.

2. Развивать у дошкольников способности к творческому самовыражению в различных сферах деятельности, эмоционально-оценочного отношения к природному и рукотворному миру в ближайшем окружении на основе этнокультурных особенностей родного края - Среднего Урала.

3. Осуществлять квалифицированную комплексную коррекцию отклонений в речевом развитии воспитанников.

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Наши рекомендации