Часть 1 об основах мироздания
Раби Моше Хаим Луцатто
ПУТЬ ТВОРЦА
Содержание
Раби Моше Хаим Луцатто. 1
ПУТЬ ТВОРЦА.
Содержание.
От издательства.
Предисловие автора.
Часть 1.
Об основах мироздания.
Глава 1.
О Творце, благословенно Его Имя.
Глава 2.
О цели Творения.
Глава 3.
О роде человеческом.
Глава 4.
О положении человека в этом мире.
Глава 5.
О частях творения и их состояниях.
Часть вторая.
О провидении Творца.
Глава 1.
Общее описание провидения Творца.
Глава 2.
События, происходящие с людьми в этом мире.
Глава 3.
Об индивидуальном провидении.
Глава 4.
Об Израиле и народах мира.
Глава 5.
О путях Провидения.
Глава 6.
О порядке Провидения.
Глава 7.
О воздействии звезд.
Глава 8.
О деталях Провидения.
Часть 3.
О душе человека, о духе святости и пророчестве и о сверхъестественных действиях.
Глава 1.
О душе человека и ее действиях.
Глава 2.
О действиях с помощью имен и о колдовстве.
Глава 3.
О духе святости и пророчестве.
Глава 4.
О случаях пророчества.
Глава 5.
О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну, мир ему.
Часть 4.
О служении Творцу.
Глава 1.
О частях служения.
Глава 2.
Об изучении Торы.
Глава 3.
О любви к Б-гу и о страхе перед Ним.
Глава 4.
О чтении Шма и его благословений.
Глава 5.
О молитве.
Глава 6.
О порядке дня и молитвы.
Глава 7.
О служении во времени.
Глава 8.
О заповедях, связанных с определенным временем.
Глава 9.
О служении, зависящем от обстоятельств, и о благословениях.
От издательства
Хотя наше издательство специализируется по выпуску литературы по иудаизму на русском языке, хотя за последние годы мы выпустили десятки больших и малых, простых и сложных книг на эту тему, хотя в мире накоплен уже существенный опыт по переводу терминов и понятий иудаизма на другие языки, все же мы испытываем немалый трепет, предлагая вам, дорогие читатели, книгу Рамхаля (раби Моше Хаима Луцатто /1707—1747/) «Путь Творца».
Прежде всего, этот трепет вызван сознанием огромной важности книги: по мнению выдающихся еврейских мудрецов эта книга Рамхаля является единственной классической книгой, назначение которой не отбивать нападки еретиков и других врагов еврейства, но последовательно и систематически изложить все основные положения еврейского мировоззрения .
Второе обстоятельство, повышающее ответственность издателей — сжатость и точность языка и формулировок Рамхаля. Великий Виленский Гаон сказал о другой книге Рамхаля «Путь праведных», что до главы 18 в ней нет ни одного лишнего слова , и это высказывание в большой мере можно отнести ко всем произведениям Рамхаля. Значит тот, кто по небрежности удаляет или прибавляет слово, «грозит разрушить целые миры», то есть, может придать словам автора совершенно иное значение.
Поэтому мы с предельной тщательностью подходили ко всем стадиям подготовки книги: книга переводилась с особым трепетом, редактировалась самым внимательным образом, не раз просматривалась компетентным консультантом, равом Хаимом Верцманом, снова и снова перечитывалась всеми участниками подготовительной работы. Для обеспечения связности и читабельности русского текста мы вводили в перевод поясняющие слова. Эти слова заключены в скобки.
Судить же о том, достигнута ли поставленная цель: сделать так, чтобы Рамхаль «заговорил» на правильном русском языке и, в то же время, сохранить точность и лапидарность его формулировок, мы предоставляем вам, дорогие читатели.
Нам представляется крайне важным подчеркнуть еще одно обстоятельство. Книга, к чтению которой вы сейчас приступите, есть не сочинение по еврейской философии, но произведение Устной Торы . Разница между двумя этими явлениями огромна и принципиальна. Источник философских идей — человеческий разум, исследующий и анализирующий явления с целью понять их истинную природу. В философии разум — высший судия. Источник же мыслей Торы — Б-жественное Откровение. Назначение человеческого разума состоит в осмыслении Откровения, выводе из него практических указаний: как жить человеку на земле в соответствии с волей Всевышнего. Рамхаль и другие еврейские мудрецы не придумали и не изобрели мысли, содержащиеся в написанных ими книгах. Они «лишь» придали умопостигаемую форму той мудрости, которую в сжатом виде еврейский народ получил на Синае во время дарования Торы. Величие мудреца не в том, что он придумывает идеи и концепции, которые становятся частью народного самосознания, но в том, что он раскрывает своему и последующим поколениям знание, которое уже содержится в идущей от Синая Традиции .
Тот, кто примет такой подход, обогатит себя несравненно, ибо знание — у смиренных.
Предисловие автора
Преимущество знания явлений в совокупности их частей, согласно их разделению и порядку отношения между ними, над знанием о них без различения, подобно преимуществу созерцания сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, над созерцанием зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи. Ибо, действительно, для разума, желающего познания, картина многих частей, связь которых и истинная ступень каждой из них в общем здании неизвестна, есть не что иное, как нежеланная тягостная ноша, над которой он будет трудиться, прилагать усилия, ослабнет и устанет — и все без удовлетворения.
Ибо каждая из частей, чья картина дойдет до него, обязательно возбудит в нем стремление дойти в познании этой части до конца, но это не удастся ему, поскольку от него скрыто знание явления в его полноте. Ведь значительная часть явления — в его отношениях с (другими) соотносимыми (явлениями) и в его точном уровне в общем (явлении), а это скрыто от него. И получается, что он не может удовлетворить свое стремление к знанию, которое утруждает его; страсть причиняет ему боль — и нет покоя.
Не таков познающий явление во всей полноте. Поскольку объект воочию открывается ему таким, какой он есть, он пойдет и уразумеет (любую часть), к какой ни обратится, и будет наслаждаться и развлекаться красотой плода своего труда.
Основное, что человек должен различить в явлении, — это его истинная ступень, как мы упомянули. Ибо, когда мы произведем различение всего существующего, чувственного и рационального, — всего, чей образ может быть нарисован в нашем сознании, мы найдем, что не все явления относятся к одному виду и занимают одну ступень, но относятся к разным категориям с переменными уровнями. И в каждом виде свои уставы и законы.
И это одна из тех вещей, которые вынуждают нас различать между явлениями в нашем сознании, чтобы постигнуть их истинную суть, каждого — согласно его закону. Однако, у каждого вида и уровня есть один исток, и именно это следует различить в явлении: узнать, к какому истоку оно относится. Эти истоки: целое и часть, общее и частное, причина и следствие, само явление и то, что к нему присоединяется. В первую очередь об явлении необходимо знать, есть ли оно целое или часть, общее или частное, причина или следствие, основное или присоединяющееся.
И согласно уровню явления, различим в нем аспекты, которые требуются по его природе для завершения его понимания и формирования его образа: если оно — часть, постараемся узнать целое, частью которого оно является; если частный случай, исследуем его общий случай; если причина, исследуем его следствия, а если следствие, узнаем его причину; если оно — явление присоединяющееся, постараемся узнать то, к чему оно присоединяется, и исследуем, к какому виду присоединяющихся оно относится: предваряющее, продолжающееся или сопровождающее, сущностное или случайное, потенциальное или актуализированное — все это аспекты, без различения которых представление об явлении не будет законченным.
И в каждом случае человек поразмыслит о природе явления, чтобы узнать, абсолютно ли оно или ограничено, и если ограничено, исследует его границы. Ибо всякая истина обернется ложью, если будет отнесена не к тому объекту или взята вне своих границ.
Но необходимо понять, что количество частностей слишком велико, чтобы человеческий разум вместил их, и невозможно знать их все. Поэтому следует постараться узнать общие принципы, правила. Ибо всякое правило по своей природе включает много частностей, и когда человек поймет одно правило, окажется, что он, тем самым, постиг множество частностей, хотя еще и не различил их и не познал бытность их частными случаями этого правила. Но когда он столкнется с одной из этих частностей, не преминет узнать ее, поскольку ему уже известно общее, без которого невозможно существование частностей. И так сказали наши Мудрецы, благословенна их память (Сифри, Аазину 32:2): «Всегда собирай слова Торы в правила и выводи из них частные случаи».
Однако в этом знании правил необходимо знать их во всех их границах и аспектах. Даже вещи, кажущиеся по началу не имеющими последствий, следует хранить, обращать на них внимание и не пренебрегать ими. Как сказали наши Мудрецы: «Нет в Торе такой “пустой” вещи, что если истолкуешь ее, не получишь за нее награду в этом мире и основной капитал в Будущем мире». Ибо нет в правиле большой или малой вещи, для которой нет места в частных случаях. И то, что не добавляет и не убавляет в знании одних частностей, может произвести значительные изменения в других. И поскольку правило объединяет все свои частности, необходимо, чтобы оно содержало (всю информацию), достаточную для (понимания) всех (частных случаев). Поэтому необходимо крайне тщательно разобраться в этом, размышлять об явлениях, их соотношениях и связи между ними с большой точностью, с предельной ясностью различить их протяжение и развитие, как одно следует из другого, от начала и до конца, и тогда придет успех и разум просветится.
И вот, согласно всему этому, я составил для тебя, дорогой читатель, это небольшое сочинение, в котором намеревался исчерпывающе изложить общие принципы веры и служения таким образом, чтобы ты смог правильно понять их и достаточно отчетливо, без примесей и путаницы, обрисовать в своем сознании. Чтобы ты узрел с наивозможной ясностью их корни и ответвления и чтобы они стройно сложились в твоем сердце, а твой разум смог бы овладеть ими наилучшим образом. И после этого тебе будет легче разглядеть во всех частях Торы и в объяснениях к ней Б-жественный замысел и постичь все ее тайны, в соответствии с тем благословением, которым тебя наделит Ашем, твой Б-г.
Я постарался упорядочить вещи в порядке, который кажется мне наиболее удовлетворительным, и выразить их словами, которые я счел наиболее подходящими, чтобы дать тебе полную картину тех вещей, которым я решил тебя просветить. Поэтому и ты должен сейчас скрупулезно изучить все это и запомнить хорошенько до той поры, пока это (знание) не пригодится тебе. Не пренебрегай ни одной деталью, чтобы не скрылось от тебя что-нибудь необходимое. Поступай так: уточняй каждое слово и постарайся понять содержание всех понятий и зафиксировать в своем сознании их истинную суть; тогда найдешь себе покой, который одарит тебя благом. Я назвал эту книгу «Путь Творца», так как она (описывает) общие принципы всех Его путей, которые Он открыл нам через Своих пророков и дал нам познать в Своей Торе; согласно им Он управляет нами и всеми Своими созданиями.
Я разделил эту книгу на четыре части: в первой говорится об основах мироздания, во второй — о надзоре Всевышнего над Творением, в третьей — о пророчестве и в четвертой — о служении.
И ты, брат мой, ступай этой дорогой, и Ашем будет с тобой, и даст тебе глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать чудеса Его Торы.
Амэн, такова да будет Его воля.
Глава 1
Глава 2
О цели Творения
[1] Целью творения было воздать от Блага Творца другим.
И очевидно, что только Б-г — истинное совершенство, лишенное каких бы то ни было недостатков, и не существует другого, такого же как Он, совершенства. Всякое совершенство, которое можно себе представить, кроме Его совершенства, не есть истинное совершенство. Все другие вещи можно назвать совершенными только по сравнению с другими, менее совершенными. Но абсолютное совершенство — только совершенство Всевышнего.
Поскольку Он пожелал воздать благо другим, недостаточно было бы для Него воздать немного блага, но именно предельное благо, которое творения смогут принять. И, поскольку только Он — истинное Благо, Его доброе желание может быть удовлетворено только воздаянием другим того Блага, которое в Нем Самом, ибо это — истинное и совершенное благо.
С другой стороны, это благо может находиться только в Нем. Поэтому постановила Его мудрость, что это истинное воздаяние Блага будет заключаться в том, что Он даст место творениям приобщиться к Нему в той мере, в которой возможно им приобщиться. И тогда получается, что, хотя творениям самим по себе нельзя приписать совершенство Творца, но из-за приобщенности их к Нему им будет приписано в той мере, в какой это возможно, Его совершенство. И получится, что творения наслаждаются этим Истинным благом в наибольшей мере, в которой это возможно для них.
Получается, что замысел Б-га в Творении — создать тех, кто будет наслаждаться Его благом, таким образом, каким это возможно для них.
[2] Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть — тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом.
И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка, и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом.
[3] И вот, помимо того что создание, приобретшее совершенство, становится достойным приобщиться к своему Творцу со стороны уподобления Ему, через приобретение совершенства это творение продолжает далее приобщаться к Творцу, так что, в конце концов, приобретение им совершенства и приобщение к Всевышнему становятся одним и тем же.
Причина этого в том, что Его сущность есть истинное совершенство. Поэтому все, что является совершенством, обязано этим только Ему, как ветвь корню, ибо, хотя оно и не достигает совершенства Корня, оно — его порождение и продолжение. И пойми, что истинное совершенство — это Его сущность, и всякий недостаток — не что иное, как утаение Его Блага и сокрытие Его Лица. Получается, что озарение Его Лица и Его близость есть корень и причина любого совершенства, а сокрытие Его Лица — корень и причина всякого недостатка, и согласно мере сокрытия будет мера недостатка, вытекающего из этого сокрытия.
И вышеупомянутое создание, стоящее в равновесии между совершенством и недостатками, которые суть порождения озарения и сокрытия, в укреплении в совершенствах и приобретении их в себе как бы связывается с Творцом, так как Он — Корень и Источник совершенств. И насколько это создание преумножит совершенства, настолько оно преумножит связь с Ним и приобщение к Нему. И когда оно достигнет предела приобретения совершенства, то достигнет предельной связи с Ним и приобщения к Нему и окажется прилепившимся к Нему, наслаждающимся Его благом и совершенствующимся в Нем, и оно само является обладателем своего блага и совершенства.
[4] Для того, чтобы все это стало возможным, должны существовать различные факторы совершенства и недостатка. Вышеупомянутое создание должно иметь способность и возможность приобретать совершенство и устраняться от недостатков, и должны существовать для него средства для приобретения этого совершенства. Для всего этого непременно должны быть в Творении различные и многочисленные элементы и разнообразные отношения между ними.
И создание, предназначенное для этого великого дела — приобщения к Всевышнему, будет названо основным в творении, а все остальные объекты будут не чем иным, как способствующими с какой-то стороны или в каком-то аспекте его преуспеянию и достижению им цели. Поэтому они назовутся второстепенными по отношению к этому вышеупомянутому основному созданию.
[5] Поистине, этим основным созданием является человек. Все же остальные творения, как более низменные, так и более высокие, чем он, существуют только для него. И все они, во всех своих многочисленных и различных аспектах, которыми следует их наделить, существуют для того, чтобы создать для человека соответствующую среду. Я объясню это более подробно далее, с Б-жьей помощью.
Разум и все хорошие качества — это те сферы совершенства, в которых человек должен совершенствоваться, а материальность и плохие качества — это упомянутые элементы недостатка, в среду которых помещен человек, чтобы приобрести себе совершенство.
Глава 3
О роде человеческом
[1] Мы уже упомянули, что человек — это то самое создание, которое сотворено для того, чтобы прилепиться к Всевышнему. Человек помещен между совершенством и недостатками, и он в состоянии приобрести совершенство.
Однако необходимо, чтобы это приобретение совершенства было по его выбору и желанию, ибо если бы он был вынужден в своих действиях выбирать в любом случае совершенство, то не назывался бы на самом деле обладателем своего совершенства, и Высшее Намерение не исполнилось бы. Поэтому было необходимо поставить это в зависимость от его выбора, чтобы его склонность к обеим сторонам была сбалансированной и он не вынуждался выбирать одну из них. И чтобы он обладал силой выбора — осмысленно и по собственному желанию выбрать ту сторону, которую захочет, а также способностью приобрести ту сторону, которую захочет. Поэтому сотворен человек с добрым началом (ецер тов ) и злым началом {ецер ара ). И есть у него свободный выбор склониться к желанной им стороне.
[2] Для того чтобы это дело устроить наилучшим образом, постановила Высшая Мудрость, чтобы человек был составлен из двух противоположностей, а именно: из разумной и чистой души и земного и темного тела, причем каждое из них по природе склоняется в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа — к духовности.
Таким образом, между телом и душой существует постоянное противоборство. Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит с собой тело, и такой человек достигнет предназначенного совершенства; а если он допустит, чтобы в нем победила материальность, опустится тело, и опустится душа вместе с ним, и такой человек будет не достоин совершенства и оттолкнут от него, не дай Б-г. И у этого человека есть возможность принизить свою материальность перед своим разумом и душой, и приобрести совершенство, как мы упомянули.
[3] Всевышний по Своей доброте постановил, чтобы был предел старанию, необходимому человеку для приобретения совершенства. И когда тот завершит свой труд и достигнет своего уровня совершенства, будет покоиться в своем наслаждении во веки веков. Поэтому были установлены для человека два периода: первый — время труда, а второй — время получения награды.
Но мера добра превосходит (меру суда): для работы есть установленное время — столько, сколько сочла Высшая Мудрость подобающим для этого. Но получение награды бесконечно, и человек вечно продолжает наслаждаться приобретенным им совершенством.
[4] Поскольку периоды труда и получения награды различны, то следует, чтобы статус человека и все происходящие с ним события, были различными в этих двух периодах. Ибо все время труда необходимо, чтобы человек был в таком качестве, когда могло существовать все необходимое ему для этого труда. Объяснение: необходимо, чтобы в нем происходило противоборство между разумом и материей, и чтобы не было бы ничего такого, что мешало бы материи властвовать и делать то, что ей подобает, и ничего такого, что мешало бы разуму властвовать и поступать по собственному усмотрению. Не должно быть ничего, что повлекло бы чрезмерное усиление материи, и ничего, что повлекло бы чрезмерное усиление разума. Ибо, хотя с одной стороны кажется лучше, чтобы разум был сильнее материи, но в свете истинной цели человека и того, что Б-г желает от него — приобрести своим старанием совершенство — это нехорошо.
А в период получения награды человеку надлежит быть в обратном положении. Ведь любая власть материи в то время будет только затемнять душу и препятствовать ей прилепиться к Создателю. Поэтому следует, чтобы тогда властвовала только лишь душа, а материя полностью влеклась за нею, совершенно ей не препятствуя.
И, поэтому были сотворены два мира: этот мир и Грядущий мир. Место и природные законы этого мира таковы, как подобает человеку все время труда; а место и законы Грядущего мира таковы, как подобает ему во время получения награды.
[5] И вот что еще необходимо знать: первоначальное состояние рода человеческого не такое, каким мы видим и различаем его сейчас, ибо в нем произошло большое изменение. В результате греха Первого человека и человек, и мир изменились по сравнению с их первоначальным состоянием. Детали этого изменения и их порождения многочисленны, и мы еще обсудим их далее.
Выходит, что разговор о роде человеческом двояк. Можно вести речь о человеке и об аспектах его бытия до греха и после греха, как мы еще, с Б-жьей помощью, объясним.
[6] Первый человек в момент своего создания находился в точности в вышеупомянутом положении. Он был составлен из двух противоположных частей — души и тела; в мире существовали два явления — добро и зло, и он стоял на равном расстоянии от обоих, чтобы прилепиться к тому из них, которое захочет.
Ему следовало избрать добро и сделать так, чтобы душа пересилила тело, а разум — материю, и тогда он сразу же стал бы совершенным и покоился бы в совершенстве вечно.
[7] Необходимо знать: несмотря на то, что мы не чувствуем никакого другого действия души в теле, кроме жизненности и разумения, в природе души очищать само тело и его материю и возвышать их ступень за ступенью, пока тело не станет достойным сопровождать ее в наслаждении совершенством.
И действительно, если бы Первый человек не согрешил, он достиг бы того, что его душа постепенно очистила бы тело до необходимого уровня, и оно удостоилось бы вместе с душой вечного наслаждения.
[8] Но поскольку Первый человек согрешил, все это подверглось большому изменению. В начале недостатков в Творении было ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы Первый человек находился в вышеупомянутом уравновешенном положении, и чтобы была у него возможность приобрести совершенство своим трудом. Но из-за греха добавились и приумножились недостатки в самом человеке и во всем Творении, и исправление еще более усложнилось по сравнению с тем, что было ранее.
То есть, вначале человеку было легко избавиться от заложенного в нем недостатка и приобрести совершенство. Ибо Высшая Мудрость устроила все самым лучшим и справедливым образом. Поскольку единственной причиной зла и недостатка в человеке было то, что так было заложено при его создании, то своим отдалением от зла и обращением к добру, он сразу же избавился бы от недостатка и приобрел бы совершенство.
Но после греха скрылось совершенство больше, чем раньше, и приумножились недостатки, и человек сам стал причиной собственного зла. И теперь уже ему не так легко избавиться от недостатков и приобрести совершенство, как это было тогда, когда не он был причиной своего недостатка, а изначально создан так (с недостатком). Поэтому теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие. Ведь необходимо, чтобы человек и мир вернулись сначала к положению, в котором были до греха. А впоследствии человек сможет возвыситься из этого положения к совершенству, к которому ему надлежит подняться.
[9] И, кроме всего этого, постановил Праведный Судия, что с этих пор не смогут ни человек, ни мир достичь совершенства, находясь в испорченной форме, то есть в форме, которая есть у них сейчас, в которой приумножилось зло. Но они будут вынуждены пройти через разрушение, а именно: смерть для человека и разрушение для всех других реалий, испорченных вместе с ним.
Душа сможет очистить тело только после того, как сначала выйдет из него, и тело умрет и разрушится. И тогда будет вновь построено новое здание и войдет в него душа и очистит его. Также вся нынешняя форма мира будет разрушена, и он обретет иную форму, подобающую совершенству.
Поэтому установлено человеку умереть и ожить вновь, и это — воскресение мертвых. А миру установлено разрушиться и обновиться, и об этом сказали наши благословенной памяти Мудрецы (Санхедрин 97а): «Шесть тысяч лет существует мир, и одну (тысячу лет) — (будет) разрушен», и в конце тысячи лет Святой, благословен Он, обновит Свой мир.
[10] Таким образом, время истинного воздаяния, то есть, вышеупомянутое время получения награды и его место — после воскресения, в обновленном мире. Человек будет наслаждаться в нем душой и телом, поскольку его тело очищено душой и подготовлено ею наслаждаться тем благом.
Однако люди там будут различаться. Ступень и вознесенность каждого будет определяться в зависимости от меры его труда в мире служения и от того, что человек старался достичь из совершенства. Ибо по мере этого воссияет сама душа и осветит тело и очистит его, и оба приобретут ценность и значимость и удостоятся приближаться к Б-гу, быть освещенными светом Его лица и наслаждаться Его истинным благом.
[11] И поскольку приговорена человеку смерть, как мы говорили выше, получается, что это соединение (души и тела) должно разъединиться на определенное время, и после этого — опять соединиться. Во время этого разъединения должно быть место для души и для тела, соответствующее цели этого разъединения.
Необходимо, чтобы тело возвратилось к своему основанию, чтобы разложилась его структура и уничтожилась форма. Поскольку тело было сотворено из праха, в него возвратится, как сказал Благословенный человеку (Берешит 3:19): «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
Но душе, удостоенной своими деяниями, ничего не остается делать, кроме как ждать, пока с телом произойдет то, что должно произойти. Оно должно сначала разложиться и уничтожиться, и оставаться в прахе нужное время, и затем быть заново построенным к тому времени, когда душа вновь войдет в него.
Однако необходимо, чтобы существовало в ожидании этого место для души. И для этой цели, действительно, приготовлен мир душ, куда войдут чистые души после выхода их из тела, и будут пребывать там, в месте покоя, все время пока тело проходит то, что уготовано ему пройти.
И все это время эти души будут пребывать в достоинстве и наслаждении, подобном тому, что будет дано им после, во время вышеупомянутого истинного воздаяния. Ибо также и уровень воздаяния в мире душ будет, конечно, измеряться согласно деяниям человека, как и уровень воздаяния после воскресения.
Но истинное совершенство, предназначенное для удостоившихся его, будет достигнуто и телом, и душой только при соединении их во второй раз, после воскресения.
[12] Кроме того, что мир душ является местом пребывания душ все время ожидания ими тела, есть в нем дополнительная большая польза для самих душ и для тела после воскресения.
Было постановлено, что человек сможет достигнуть совершенства только после смерти, даже если его деяния сделали его достойным совершенства еще при жизни. (Если бы человек не был достоин совершенства при жизни, то никогда не достиг бы его, ведь время приобретения совершенства — только в этом мире, до смерти).
Еще вытекает из этого постановления, что все время пребывания души в теле в этом мире, содержащем зло, (ибо не может быть зло устранено из этого мира до конца), будет также и душа темна и тускла.
И хотя с помощью добрых дел, которые делает человек, душа приобретает совершенство и достоинство, это не сможет раскрыться. Душа не сможет воссиять сиянием, которым следует ей воссиять согласно достоинству, обладаемому ею на самом деле. Все это остается скрытым в ее сущности до того времени, когда ему будет дано раскрыться.
Но задержка эта не со стороны души, а со стороны тела, и оно само теряет из-за этого, так как не получает все это время очищение, которое следовало бы ему получить.
Однако и душа тоже теряет, потому что она замкнута в самой себе и не может излучить свое сияние; и еще потому, что не выполняет подобающее ей действие — очищение тела. А если бы выполняла его, то весьма совершенствовалась бы из-за этого со стороны самой сущности этого действия, поскольку функция совершенства — воздавать добро и совершенствовать другого. И еще: очищение тела — действие, подобающее душе по ее природе и закону, ибо для этого она создана. И всякое создание совершенствуется, когда выполняет то, что постановил ему делать Творец, и недостает этому созданию совершенства все время, пока не выполняет предписанного ему Творцом.
Но когда душа выходит из тела и перемещается в мир душ, она расправляется и сияет своим сиянием, которое подобает ей согласно ее деяниям. И тем, что душа постигает там все время пребывания в мире душ, она укрепляется после того, как ослабла в теле, и больше приготовляется к тому, что следует ей делать во время воскресения. Таким образом, когда она вернется в тело, сможет выполнить в нем подобающее ей действие, а именно: упомянутое очищение.
[13] И нужно знать, что даже сейчас, когда душа входит в смертное тело, несмотря на то, что она еще не приобрела совершенство своими деяниями, она находится на высоком уровне совершенства и, со стороны своих собственных достоинства и сияния, в состоянии дать столь большое очищение материи человека, что тот вышел бы из границ рода человеческого.
Но постановление Творца останавливает ее, скрывает ее силу и уменьшает ее сияние, чтобы она не смогла сделать этого. Она будет пребывать в теле, замкнутая в себе в той мере, в какой нужно согласно Высшему намерению, и будет действовать только согласно мере и порядку, которые пожелала мудрость Всевышнего.
Вследствие добрых дел, которые душа постоянно делает, следовало бы ей раскрыться и воссиять, как мы упомянули, и тогда тело получило бы от нее очищение. Но согласно постановлению, объясненному нами выше, она сможет раскрыться только в мире душ.
Но при возвращении души в тело после воскресения она не уменьшится и не скроется, а войдет в него во всем своем сиянии и во всей силе, и тогда сразу же очистит тело великим очищением. И не нужно будет человеку постепенное взросление, какое требуется сейчас детям, а сразу же в тот момент засветит душа в нем и фазу же очистит его большим очищением.
Это не значит, что воскресший человек не будет и далее продолжать возвышаться. Но дело в том, что по приходе души в тело станет человек достойным и возвышенным, и его тело получит сразу же первое очищение, и поднимется в нем надо всем, что было во все дни его первой жизни.
Уровень этого очищения будет зависеть от всех добрых дел, которые человек уже сделал. Это очищение поставит человека на ступень, на которой подобает ему быть среди достойных наслаждаться совершенством. И после этого будут оба, душа и тело, (продолжать) возвышаться в зависимости от первоначальной ступени, на которую человек был помещен.
Глава 4
Глава 5
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Об Израиле и народах мира
[1] Одна из глубоких концепций в Его управлении миром — это концепция статуса Израиля и народов мира. Со стороны человеческой природы они кажутся совершенно одинаковыми, но со стороны Торы они весьма отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно разных вида. Сейчас мы разъясним этот вопрос в достаточной мере и объясним, в чем они схожи, и в чем различны.
[2] Первый человек до греха находился в необычайно вознесенном состоянии по сравнению с тем, что есть человек сегодня, и этот вопрос мы уже объяснили в части 1, гл. 3. В этом состоянии человечество занимало очень почетную ступень, подобающую его возвышенному вечному достоинству. И если бы Первый человек не согрешил, то совершенствовался бы и возвышался, переходя с уровня на уровень.
И в том благом состоянии надлежало ему породить определенное число потомков. Это число отмерено Мудростью Творца, согласно истинности того, что подобает для совершенства наслаждающихся Его благом. И все эти будущие поколения наслаждались бы вместе с Адамом тем благом.
Всевышний постановил также, что все поколения, которые должен был Адам породить, разделяются на отдельные уровни. То есть, что будут среди них главные и второстепенные, «корни» и «ответвления», происходящие один из другого в определенном порядке, как деревья и их ветви; и количество «деревьев», и число «ветвей» отмерено с предельной точностью.
Но, согрешив, Первый человек опустился на очень низкую ступень, и вошла в него большая мера тьмы и мути, как мы уже упомянули, и весь человеческий род низвергся со своей ступени и занял очень низкую ступень, не подобающую возвышенному и вечному уровню, предназначавшемуся для него изначально. Человек стал соответствовать лишь много более низкой ступени, и в этом качестве породил потомство в мире, все — на упомянутой низменной ступени.
Однако, несмотря на все это, со стороны своего истинного корня человеческий род не потерял высшего аспекта из тех аспектов, которыми обладал к моменту совершения греха. Первый человек не был отвергнут насовсем, настолько, что не сможет вернуться на высшую ступень, но актуально он находится на низшей ступени, обладая потенцией подняться до ступени высшей.
Господин всего предоставил порождениям Первого человека, существовавшим в то время, выбор: [возможность] укрепиться и постараться поднять себя с низменной ступени и вознести себя на высшую ступень. Он положил им для этого время, которое Высшая Мудрость сочла подобающим для этого усилия таким же образом, как полагает нам сейчас время достигнуть совершенства и ступени в собрании обладателей Будущего мира, как мы упомянули выше. Ибо всякому старанию должен быть положен предел.
[3] И посчитала Высшая Мудрость подобающим разделить это старание для «корней» и для «ветвей». То есть, чтобы сначала было время старания для «корневых» порождений Адама, а потом — для относящихся к «ветвям». Ибо тогда весь человеческий род имел еще шанс возвратиться в первоначальное положение и исправить испорченности, которые в нем появились. А по порядку управления следовало, чтобы сначала «корни» и главы порождений человека укрепились на исправленной ступени, и тогда бы на ней находились и они, и их «ответвления», ибо ветви всегда тянутся за корнем.
Время этого старания для «корней» было ограничено, и тот из живших в ту эпоху людей, кто удостоился раскрытия ворот и кто смог достичь этого — подготовить себя как следует, мог стать одним из благих и драгоценных «корней». Тогда он б