Происхождения мироздания и его устройства

Индия

Вайшешика (религ.фил.система) признавала присутствие Бога в космогоническом процессе. Однако Бог – Ишвара не творит мир из ничего. Он скорее осуществляет «надзор» на стихиями, которые так же вечны как он сам. Толчком к движению атомов служат адришты, воплощающие не просто божественное желание, но неумалимый «закон кармы». Великие стихии – махабхуты

Земля, вода, огонь, воздух, акаша.

Для индийской антропологии характерно отделение человека его религиозностью, наличием души, разума.

Китайскаяантропология – человек это одна из 10 000 вещей, но в тоже время он наиболее ценная из всей мирской «тьмы вещей».

Человек – существо, обладающее пятью природными задатками, человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность.

Типичным для конфуцианства является представление о существовании небесного «замысла» в отношении всего сущего и в первую очередь человека.

Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и детерминируемая Дао-Единым (а потому истинная), другая – искусственная, порождаемая и детерминируемая страстями, свойственными человеческому эго (оттого ложная).

Арабо-исламская антропология. В мусульманской культуре жесткая нормативность «социальной» модели добродетельного человека зиждется на фаталистических представлениях о полной зависимости всего сущего от верховного Абсолюта.

Кадаритыотстаивали свободу воли человека и его ответственность за свои действия перед Аллахом.

Сторонниками учения о свободе воли выступали и богословы – мутазилиты.

Суфии:

ü Человек в значении рода – самое совершенное бытие универсума. Всякое другое бытие – отражение одного из бесчисленных атрибутов Абсолюта, человек же синтезирует в себе все формы Божественного проявления, в нем объединено все сущее, все реальности мира.

ü В системе вахдат ал вуджуд человек – микрокосм, своего рода мера всего дольнего мира – макрокосма.

ü Более того, человек – это посредствующее звено между Богом и миром, которое обеспечивает единство космического бытия и бытия земного.

ü Стремление совместить всемогущего Бога и свободу воли человека.

ü Суфии пытаются разъяснить, что, хотя добро и зло объективны, человек свободен сделать между ними выбор.

Пути постижения Истины: Индия

Источников знания (паманы):

ü Восприятие,

ü Умозаключение,

ü Шабда-прамана.

Шабда-прамана – свидетельство принимаемое на веру.

Три источника шабда-праманы:

ü Веды,

ü Традиция смрити («запоминаемое», т.е передаваемая по памяти традиция), включающая дхармашастры, итихасы, пураны,

ü Духовный опыт «совершенных», «компетентных», бесстрстных»

Пути постижения истины: Китай.

Нумерология представляет собой формализованную систему, состоящую из математических и математикоподобных объектов, связанных между собой символически, ассоциативно, эстетически. Остов нумерологии – три вида графической символизации: геометрические формы – «символы», цифры «числа»..

Познавательная деятельность:

ü Сюэ (изуение),

ü Сы (размышление рефлексия),

ü Чжи (знать, предвидеть)

Пути постижения истины: арабо-исламская философия.

Знание в исламе рассматриваются в качестве одной из наиболее важных духовных ценностей.

Ашаритская доктрина

Знание разделяется на две категории: на вечное знание Бога и временное знание тварей, способных познать (к ним относятся люди, ангелы, джины). Последнее делится на знание необходимое или интуитивное, и дискурсивное.

Суфии, хотя и полагают, что Истина-Бог до конца непостижима, допускают вероятность максимального приближения к ней.

Сердце, а не разум, по убеждению суфиев, является главным органом познания.

2.09.16

Автор учебника ЛЕГА Виктор Петрович История Западной Философии

Античная Философия

(греко-римская философия)

Начинается 6-7 веках до Р.Х заканчивается в 5 веке по Р.Х

АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ

- предпосылки генезиса и периодизация ан.фил.

ü Милетская школа

ü Пифагорейцы

ü Гераклит

ü Элеаты

ü Физики-плюралисты и физики-эклектики

1.ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ АН.ФИЛ.

ü Социогенная концепция

ü Психогенная концепция

ü Мифорелигиозная концепция

ü Гносеологическая концепция

Способствовало развитие греческой поэзии.

Гомер (между 12-до7 века до Р.Х) «Иллиада, «Одиссея»

Гесиод (7-6 вв. до Р.Х) «Труды и дни», «Теогония»

ПЕРИОДИЗАЦИЯ АН.ФИЛ.

ü Ранняя классика (6-5 вв до Р.Х)

ü Зрелая классика (4 век до Р.Х)

ü Поздняя классика Эллинизм (3 век до Р.Х – 6 век по Р.Х)

Милетская школа

ФАЛЕС из Милета 625-545 гг. до Р.Х

· Вода

· Гилозоизм – вещество, материя, жизнь.

Анаксимандр (ученик) 610-546 гг. до Р.Х

Дает первоначалу новый термин - Апейрон – греч. «беспредельный»

Анаксимен 585-525 гг. до Р.Х. берет за первоначало образ «Воздух»

Пифагорейцы

Пифагор Самосский570 -490 гг. до Р.Х. За первоначало считалось «число» - оно все определяет, им все можно исчислить

Эфесская школа

Гераклит Эфесский (темный) ок. 544/540 – 480 гг. до Р.Х. за первоначало «огонь» = «логос». касается проблемы бытия.

Элеаты

Школа малой Азии. Предтечей этой школы был Ксенофан из Колофона ок. 570(92г). опровергает олимпийских богов, т.к они плод человеческой фантазии.

Парменид Элейский ок. 540-480 гг. до Р.Х. Бытие - единое, вечное, неизменное.

Зенон Элейский. Апория.

Мелис из Элеи 5 век до Р.Х

Наши рекомендации