Я-реальное и Я-потенциальное

Личность не знает до конца внутреннего пространства самоидентификации и “реальное Я” занимает меньшее пространство чем “ Я потенциальное” (см. рис. 3). Если - бы пространство “Я” мы могли изобразить в виде совершенной мандалы - круга, погруженного своими связями в социум, то мы могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему “ потенциального Я” а по его степени проявления в “реальном-Я”. Еще мы бы могли заметить, что они отличаются по силе и множеству связей с социумом, который часто и является индикатором и ценителем степени реализованности личности. Прямо сейчас я предполагаю, что в далеком Янтиковском районе живет полностью Реализованный Виталий по призвищу Винтик, но я про него ничего не знаю. Про Ошо знаю. Про Чогьяма знаю. Знаю про Володю Майкова и Сергея Всехсвятского. Они больше проявлены в социуме.

Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

Рис 3. Соотношение “Я-реального” и “Я -потенциального”

Это связано с тем, что человек структурирован не только изнутри, но в основном он внешне поле-обусловлен и от него ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое он место в социальных структурах занял. Человек имеет некое представление о себе и Я в основном касается я-реального: «Я такой». Раскрывать свою потенцию, свои способности , с одной стороны, в витальном, энергетическом отношении достаточно трудно, потому что ожидания уже структурированы в обществе. С другой стороны, структурно измениться достаточно трудно потому, что любая подструктура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно. Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован. Будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин. Разницы никакой нет. Разница заключается в том, что Ego является по крупному способом адаптации к обществу. Это инструмент. Люди, которые или спонтанно, или при помощи каких-то специальных техник, тренингов и т.д. соприкасаясь со своими возможностями , как правило, раскрывают Я-потенциальное .

Первичный путь трансформации это движение к “потенциальному-Я”. Пока мы движемся к "потенциальному-Я ", сама трансформация не встречает как внутреннего, так и внешнего сопротивления. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемые и личность как бы интуитивно догадывалась об этих своих возможностях.

С точки зрения социума движение тоже ожидаемо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересован в активном преодолении личности. Социум живет за счет самопроявления “Я”. Энергия высвободившегося “потенциального Я” является питательной средой для социума. В основном это выглядит совсем смешно, человек индентифицируется с каким-то куском себя, с какой то частью себя. Когда человек начинает свое путешествие в Я-потенциальное, он узнает свои не раскрытые способностей. Прорыв может осуществиться в любую сферу. Он может быть в потенциально-Я материальное, в потенциально- Я социальное, в потенциально-Я духовное.

Из Я-реального жизнь, структура жизни и жизненные перспективы описаны абсолютно четко. На первых порах Я-потенциальное шокирует саму личность и шокирует окружение. Но социум заинтересован в том, чтобы личность в социуме давала больше энергии. И в силу того, что раскрываются возможности человека и он начинает выбрасывать огромное количество энергии в социум, социум приветствует это. Когда личность, Ego достигает Я-потенциального, она достигает самоактуализации и реализации. Это может быть психодуховный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начинает реализовываться, он находит новое пространство, где он не только сам деятельностно проявляется, но и получает положительное подкрепление в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то материальных ценностей, а иногда все в сочетании. Когда человек достигает своей потенции, критерием достижения Я-потенциального является «ощущение невыносимой легкости жизни». Точка реализации отличается тем, что все, что хочешь , еще не успев подумать - получаешь.

Мы бы могли обозначить это состояние реализации "потоком" , которое является оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.

Как правило, состояние "потока" знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда. Состояние потока в аффективном измерении маркируется чувством глубокого удовлетворения, на мотивационном - желанием продолжения деятельности, на когнитивном - степенью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию "потока".

Среди них :

- чувство слитости со своими действиями ("слияние действия и осознания"),

- полная управляемость ситуацией, сознание полноты контроля за своими действиями,

- потеря самосознания, стандартной концепции себя и наиболее интенсивное осознавание своих внутренних процессов. Это состояние полной мобилизации и высочайшей внутренней активности, что приводит к новым неожиданным решениям,

- наличие трансцендентных переживаний, чувство гармонии с окру-жением, исчезновение психологических защит,

- чувство аутотентичности опыта, т.е. именно субъективное переживание является главным мотивирующим фактором деятельности,

- чувство наслаждения процессом деятельности, из за чего лишение возможности выполнять необходимую деятельность может в ряде случаев стать личной катастрофой для человека,

Такой опыт безусловно является оптимальным для человека. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры. Потенциально это наиболее творческий, наиболее завершенный вид опыта, помогающий человеку экспериментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.

Таким образом - первый шаг это рефлексия себя, своей еgo-структуры. Это честный анализ своего Ego. Второй шаг - движение к Я-потенциальному.

Сознание, как живая открытая система, обладает качеством гомеостаза. Причем это свойство является некой центростремительной силой, которая обеспечивает постоянство и стабильность личностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, начинаем “отпускать” отождествленные фрагменты “я” и устанавливаем, что это “не я”, что этим качеством или статусом, ролью я не являюсь, как раз и происходит процесс трансформации.

Процесс изменения личности всегда связан с тем, что человек отпускает какие-то части своего эго.

Хаос и космос в личности.

Мы уже указывали выше, что на первом этапе изменения личность движется к "потенциальному - Я". Этот этап связан с социальной и психологической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен - исчезает перспектива трансформации. Как правило при достижении самореализации у человека возникает ощущение невыносимой легкости жизни.

Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отдаешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начинает говорить и окружающие его взрослые испытывают огромный энтузиазм по этому поводу. Умение говорить это своеобразная точка реализации ребенка.

В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в трансформации. Человеку некуда меняться. Реализовывается так называемый кризис стабильности. Все есть, но невыносимы само постоянство и стабильность.

Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека - потребность к изменению. С одной стороны личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны заявляет о себе тенденция к первичному хаосу, дестабилизации.

В конце концов, человек сознательно или бессознательно совершает инвакацию, приглашает хаос. Жизнь в “потенциальном”, “реализованном” “ Я” выстроена, рациональна, эффективна. Гомеостазис (равновесие) личности, с одной стороны, удерживается внутренними силами личности, а с другой стороны - социумом.

Стержень устойчивости личности погружен в социум и во многом социальная среда является силой, которая поддерживает стабильность личности через механизмы обусловленности ролями, статусами, диспозициями, установками. В связи с этим методологически самый надежный способ изменения личности - изменение места в социальной структуре или изоляция от привычного социума. Как только мы меняем место, изнутри начинает пульсировать энергия хаоса, когда сила социума не обуславливает личность.

Трансформация возможна, когда мы просто меняем место. В этом смысле выездные тренинги с погружением наиболее благоприятны для расширения осознания, трансформации личности. В реальной жизни личность, которая “застревает” в кризисе стабильности сила эволюции (или сила хаоса, сила изменения) сметает через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос ( психодуховный кризис).

При нарушении баланса в сторону консерватизма, сила хаоса сминает жестко-структурированную личность, либо за счет общей интенсивности процесса, либо за счет прицельного воздействие на слабые точки личности.

«Не-Я»

Когда при достижении “я-потенциального” личностью осознается потребность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она целостна. Остается единственная возможность трансформации - через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как “не Я”. Третий шаг касается огромной еgo-структуры, зеркального отражения Ego, но за счет которого как раз и существует само Ego. Это подструктура, которая называется “не Я”. Целостность личности, структура личности существует не как некое свободное пространство, с которым мы можем идентифицироваться. Оно существует только за счет того, что в каждом из нас существует барьер, охранная граница с “не Я”. Между Я и “не Я” всегда существует полевое напряжение. Это напряжение может быть огромным, и человек никак не может перейти через него. Более того, само приближение к “не Я” уже пугает. Для любого Я существует “не Я”, также как и для любого “не Я” существует Я. За счет напряжения между Я и не-Я обеспечивается целостность личности. Если мы возьмем некий фрагмент Я, то должны понимать, что существует и “не Я”, которое мы отрицаем. Любому куску Еgo-структуры существует некое отрицаемое, вытесняемое “не Я”- структура.

Сознание человека бинарно и в силу этой особенности в психике человека существует “Не Я” как глобальная система “Анти - Я - Концепция” и любой подсистеме “Я” соответственно существует “Не Я”, как некое зеркальное отражение “Я” с отрицательной валентностью с соответствующей мозаикой (“я - отец”, а “не отец - это “не я”; “я - умный доцент”, а “глупый доцент - это “не-я”; “я - богатый”, бедный - “не я” и т.д.).

Любому “Я” в человеческом сознании, в том числе и бессознательной его части, существует противоположная структура, которую можно обозначить как “не Я”.

Как в материальной, социальной, так и в духовной подсистемах существуют постоянно действующие психологические комплексы, фрагменты “Я” и “не Я”, мы все время находим след этой бинарной структуры, мы все время натыкаемся на эту бинарность. Более того - мы и есть эта бинарность. Личность сохраняет качество гомеостазиса до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность выступает как уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций. Если провести аналогию с полевыми структурами, личность представляет собой систему напряжений между “я” и “не я”. Система этих напряжений является гарантом сохранности стабильности личности.

Поход в «Не-Я».

Какова же динамика трансформации?

Кризис "невыносимой легкости жизни" и дальнейшая эволюция личности приводит в поход в “не Я” и этот поход в “не Я” сопровождается разрушением границы между “Я” и “не Я” в результате которого образуется третье пространство внутри личности, которое мы обозначим как “Равностность” или неотождествленность (см. рис. 4).

 
  Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

“Я”

 
  Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

РАВНОСТНОСТЬ

“НЕ Я”

Рис.4. Три зоны в личности

Смысл интеграции заключается не в том чтобы проворачивать колесо “Я - НЕ Я”, а в том, чтобы полностью слить пространство между “Я "и "НЕ Я” в зону “Равностности”.

К сожалению, работа современного психотерапевта или практического психолога заключается как раз в “проворачивании” колеса “Я - НЕ Я”. При этом меняется содержание идентификаций, но напряжение и ограниченность между бинарностями не исчезает. Приходит на консультацию к психологу или психотерапевту женщина, у которой проблема во взаимоотношениях с мужчинами (она ненавидит мужчин). После некоторого процесса работы с профессионалом ее проблема разрешена - она начинает принимать и любить мужчин. Изменилось содержание идентификации, но она не стала свободнее. В первой ситуации запрет на любовь, во второй - на ненависть. Она “трансформировалась” (см. рис. 3).

Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru "я”

 
  Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

“не я”

Рис. 5. Мнимая трансформация.

Такого рода “трансформация” не имеет смысла, потому как жесткая бинарная структура личности остается, личность по прежнему не имеет степени свободы - она может быть идентифицирована (в содержании, в качестве, в поведении, поступках) с фрагментами “Я”. Личность не является свободной, когда она жестко идентифицирована с определенными установками, ценностями, картами реальности.

Третий шаг трансформации - интеграция “не Я”. В конце концов Я и “не Я” - это определенные смыслы. Самое главное: возможные варианты этих смыслов в жизни существуют.

Равностность.

“Не Я” - это просто возможный выбор: возможный выбор поведения, возможный выбор деятельности, возможный выбор активности, возможный выбор эмоционального состояния и т.д. Можно интегрировать это напряжение, в результате чего возникает некое новое пространство. Это новое пространство возникает в структуре личности. И это новое пространство я называю “Равностностью”. Это пустое пространство, здесь человек ни с чем не отождествлен и вообще никем не является. В точке Равностности человек никем не является.

Любое Я - интегрированное является возможной формой отождествления. Например, могу так, а могу и наоборот. И то и другое являются выбором. Что касается идентификации в Я, выбора в Я нет. Любой выбор в Я - абсурд, потому что любая структура и мифологически и исторически подкреплена. Здесь первый шаг к свободе - это интеграция дуальностей. Как только возникает эта интеграция дуальностей, появляется выбор. Можно так, а можно и иначе. Например, хочу крашусь, а хочу - нет.

Равностность - это неотождествленность, это пустота форм. При этом равностность не нужно путать с равнодушием, потому что в любой момент жизни человек полностью живет в форме: чувствует , действует, желает, достигает имеет цели и т.д., он полностью реализованно живет. Но при этом, он не отождествлен с формой. Это очень важно. Он никогда не покидает своего основного пространства - Равностности. Единственно возможное пространство беспроблемного существования - это Равностность. Там нет проблем, потому что там нет решетки личности, там нет формы. На самом деле Равностность почти невозможна или маловозможна. Как показывает мой опыт : равностность достаточно хорошее пространство, где жизнь просто является потоком осознания. Только за пределами болезни, старости и смерти существует Равностность. Дело не в том, что мы не живем. Дело в том, что жизнь, все формы жизни являются просто возможным выбором и при этом человек не теряет ощущение своей внутренней гармоничности. Более того, возможно как бы земное просветление. Просветление возможно. Это то состояние личности, когда она не идентифицирована ни с материальным, ни с социальным и живет , в основном, в духовном пространстве. Дело не столько в том, что человек имеет или не имеет, а в том, что точка Равностности является пространством фокусировки осознания, основным пространством жизни. Личность не является свободной, когда социально идентифицирована, адаптирована, отождествлена с определенным нормотипическим поведением, образом жизни.

Личность становится свободной тогда, когда она входит в пространство Равностности, где “Я” и “НЕ Я” не имеют уже никакого смысла, а являются просто возможностями выбора. Ты можешь войти как в форму в любое содержание установок, стереотипов, ценностей, картин мира, поведения, масок, ролей, но ты из точки Равностности не являешься ни тем, ни другим, ни третьим. Личность, наконец, становится осознанно свободной в зоне Равностности.

Смысл трансформации заключается не в том, чтобы менять личностные формы, проворачивая колесо “Я - НЕ Я”, а в том, чтобы трансцендировать формы, выйти за пределы всех форм, интегрировать формы в пустотность Равностности, выйти за пределы форм. В этом я вижу духовное сердце трансформации. Смысл интеграции ¾ это осознание конфликтов между "Я" и "Не Я", "Так" и "Не так", и открытое принятие того, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было нерефлексируемо. В конце концов, интеграция¾ осознание выбора "Я" и "Не Я" как конфуза дуальности. принятие зоны "Равностности " дает человеку вместо жесткого ограничения гибкий выбор. Цель трансформации находится за пределами мучительных дуальностей "Да" и "Нет", которые являются качественными характеристиками "Эго". Цель ¾ устойчивое обживание пространства "Равностности", где каждый может отыскать равновесие и целостность, которые им подходят.

Из точки "Равностности" возможно входить и в “Я” и в “НЕ Я”, и, наконец, когда большое количество значимых фрагментов Я и НЕ Я сливаются в пространстве “Равностности” происходит то, что называют земным просветлением или мудростью (см. рис.5)

Мудрость.

На поверхности возникшей мандалы остаются лишь основные экзистенции личности, что воспринимается как самая благородная самоактуализация в социуме. Примером такого рода в православии могут быть биографии святых Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, Серафима Саровского и др.

 
  Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

“Я”

 
  Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

РАВНОСТНОСТЬ

“НЕ Я”

Рис. 6. Три зоны в личности при просветлении

Просветленный, транслируя через свою личность основные экзистенциальные ценности, является хранителем человеческой духовности. При просветлении Равностность приобретает качество брахма–вихары ¾ пространства ничем неограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания: Любящей доброте (приносящей чистую радость), Сострадании (удаляющей страдание), Радость (счастье в счастье других), Равностность (состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цеплянья за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей).

Любящая доброта — это Любовь вне страсти, вне отношений к объекту желаний, вне обусловленности объектом. Любовь как состояние дарения доброты и милости, как благостность, жертвенность отдачи, божественная любовь Христа на кресте, милосердный взгляд Будды Шакьямуни ко всему живому и неживому под деревом бодхи... “...Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную...” (Иоан. 3:16).

Сострадание это состояние вне страдания, полное знания, силы и ясности, открытости для честной и безупречной помощи другим существам. Сострадание существует вне эмоциональных переживаний сочувствия, жалости, эмпатии. Когда мы захвачены чувствами, мы теряем ясность и осознанность, теряем знание. Мы становимся чувствами. Когда мы сострадаем, мы не вовлечены в чувства другого человека, мы не вовлечены в чувства, которые возникают у нас по отношению к ситуации. Великое сострадание это открытость в энергии, помощи другому и другим вне осуждения, вне отношения к тому, что делает человек, как он проявляется. Великое сострадание находится за пределами добра и зла.

Третий аспект брахма-вихары — это Радостность. Радостность это гимн жизни, это чистое проявление чувства. Радостность, это когда человек свободен в потоке чувств, когда тело, глаза, голос, уши - все в человеке празднует жизнь. Радостность это состояние сознания, когда человек является носителем чистой энергии жизни, которая светлыми лучами струится на все существующее.

Равностность это состояние равного ко всем и ко всему отношения - глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правильным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между людьми независимо от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных отношений... Из точки Равностности нет различия между негром и русским, японцем и чеченцем, евреем и татарином, моей женой и матерью, моим сыном Вадимом и эвенком, сидящим в чуме, миллиардером и нищим, сущностного различия между Христом и Буддой Шакьямуни, Мохаммедом и Ошо. Из пространства Равностности нет различия между человеком и другими живыми существами. В этом смысле кот Максим, лежащий прямо сейчас рядом на кресле, на сущностном уровне равен Бодхидхарме и обладает той же природой. Равностность это не равнодушие. В православной религии аналогом этого состояния является Великое смирение. Равностность это состояние беспристрастного отношения к реальности - к живой и неживой, пробужденной и спящей, к духовной и бездуховной, к словесной, эмоциональной, перцептивной, символьной, знаковой... Человек наблюдает за рекой жизни и является наблюдением вне отношений и вовлеченности.

Это состояние Будды, когда остается служение и человек полностью проявлен в своей духовной потенции, одновременно свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то.

Он ни за что не хватается и ничего не считает своим, у него ничего нет и в то же время есть все. В нем все есть : все состояния , все идеи , все реакции - он ничем не является. Он встал над полем человеческих переживаний. И уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в любое отношение, в любой контакт с реальностью, не теряя связи с состоянием Равностности. В буддизме равностность называется пространством великого сострадания (Махакаруна). Пространство великого сострадания имеет связь с реальностью . Отношение к реальности - неоценочное. Равностность никогда не приходит одна. Сострадание и милосердие - границы, через которые фильтруется равностность. Объем равностности - это любовь и радостность. Эти четыре качества являются драгоценными состояниями сознания в буддизме, ламаизме, христианстве, магометанстве потому, что они чрезвычайно редко встречаются. Если нет какого-либо из этих состояний сознания, то нет и пространства великого сострадания (Махакаруны). Для человека возможна разработка этого пространства, знание о нем, знание пути к этому пространству. Выработанная Равностность, как основное психическое состояние или осознанное психическое состояние является той Родиной, которая, с одной стороны, питает, а с другой стороны, той Родиной, которая приводит человека в баланс и гармонию в любой момент и той Родиной, в которой ничья помощь не нужна, где становишься свободным.

Именно в брахма-вихаре, Махакаруне бьется духовное сердце трансформации за пределами всех форм, за пределами отождествлений, за пределами человеческой дуальности. Путь трансформации это путь не изменения форм, а их интеграции в брахма-вихаре.

Запредельное.

Возможен последний шаг в трансформации - полная интеграция личности за пределами брахма-вихары. Это совершенная мандала интеграции (см. рис. 6).

Я-реальное и Я-потенциальное - student2.ru

Рис. 7. Полное просветление

Уже нет личности, ни “Я”, ни “Не Я”, нет служения, нет милосердия, нет четырех драгоценных состояний сознания, нет отношения и связи с реальностью, нет пульсации желаний. Ничто человеческое не узнаваемо в этой мандале. Говорят, что в этой мандале пульсирует окно в божественное. Я видел это, когда впервые мой сын после рождения открыл глаза и посмотрел на меня, сквозь меня, за пределами меня. Я там увидел вечность за пределами человеческого, я не увидел там ничего человеческого. Сейчас я знаю, что нас “не минует чаша сия”.

Сейчас я знаю, что полная интеграция, тотальное уничтожение личности, полет в Брахму, где пройдена точка возврата и служения людям, абсурдна.

В брахма-вихаре рождается Божественный Ребенок, сдувающий своим дыханием пыль суеты с зеркала Равностности.

Равностность это одновременно состояние и срединный, интегративный путь жизни. Смысл этого пути в том, что он вбирает в себя все остальные формы возможного духовного пути. И рассматривает все остальные традиции, как некие возможности, как некие формы, переживаемые сознанием, которые человек может объективизировать, наполнить их личным смыслом и таким образом выстраивать свой уникальный, индивидуальный путь к интеграции.

При этом традиции являются лишь временным материалом, а психотехники, используемые в традициях, временным инструментом для личностной интеграции и существования в Махакаруне, Великом Сострадании.

Главное это то, что личность не отождествляется ни с одной традицией.

Человек идущий этим путем ни даос, ни буддист, ни христианин, ни тантрист, но при этом использует формы этих традиций в холистических целях, в целях достижения целостности и поддержания этого состояния.

Человек, выбравший Равностность как цель и занимающийся срединным путем похож на ребенка, который знакомится с игрушками, а потом выбрасывает их. Он также знакомится с традицией, играет с традицией и выбрасывает традицию, зная об ее существовании. И в этом смысле это срединный путь, предполагающий неотождествленность с традиций. Это божественная игра, где ребенок имеет все игрушки и не имеет ни одной.

Равностность не противоречива и не встает в оппозицию, потому что вообще не имеет никакой позиции.

Сохраняя Равностность, ты все понимаешь: что хочет этот человек, и что другой. Уши твои открыты голосам жизни. Сердце твое живет в Любящей доброте, Радостности и Великом сострадании сущему. Одновременно зеркало твоего осознания чисто и отражение четко и ясно.

До тех пор, пока Божественный Ребенок сдувает своим дыханием с него пыль.

Глава IV.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.

Кризис как посвящение.

Во многих культурах существовали в переломные моменты жизни, которые являлись для членов сообществ критическими, кризисными, определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое.

Например, существовали ритуалы инициации подростков во взрослое состояние. Перед ним молодых людей специально готовили к этому важному моменту в их жизни. Они овладевали основными производственными навыками, усваивали основные традиции и нормы поведения в обществе, знали наизусть необходимые заклинания, молитвы, ритуальные церемонии. После прохождения этого ритуала молодой человек, до сих пор неполноценный член общества, становился его полноценным членом.

Во многом кризисное состояние напоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее.

Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысловую структуру, приводящее к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей и таким образом становится действительным преображением индивида.

Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном Я., новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Позитивная дезинтеграция происходят тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности по преодолению испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.

Кризисное состояние всегда является лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности – образ и состояние тела, пища, одежда, более или менее комфортные условия существования, счет в банке, автомобиль, жена, дети, социальный статус, смыслы и духовные ценности. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. В психологии существует красивая метафора формирования «внутренней матери». При полноценном развитии ребенка у него формируется образ внутренней матери. Сначала есть реальная, “внешняя” мать, она любит ребенка, поддерживает, помогает, и ребенок знает, что всегда может к ней обратиться в трудную минуту и она придет и поможет. И вот при правильном развитии у ребенка постепенно формируется образ внутренней матери. Он как бы вбирает в себя свою реальную мать и сам себе оказывает поддержку. Сначала мать оставляет после себя различные заместители (игрушки, например, которые напоминают ребенку о присутствии матери), затем постепенно формируется и внутренний образ матери. Мать свою любовь, свои навыки оказания помощи и правила принятия решения в трудную минуту оставляет ребенку. Так ребенок остается с матерью на всю жизнь.

А если такого образа у человека внутри нет, он будет все время цепляться за внешнее, искать поддержки и утешения вне себя.

Кризис всегда является вызовом для личности. Он является испытанием на укорененность, интроецированность каких-то важных установок личности.

Кризисное состояние это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно - это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Это разрушение внешнего и проявление внутреннего важно прежде всего для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, сопроикосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Основные этапы социальной работы с кризисными состояниями

По мере того, как кризисное состояние личности и кризисная личность все более интегрируются в практику социальной работы, становится очевидно, что термин "кризис" употребляется в двух смыслах:

- вероятностные, которые могут случиться и могут не случиться с любой личностью. К ним мы можем отнести такие неожиданные, непредсказуемые события, как смерть близкого человека, потеря значимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др.

- закономерные, которые являются эволюционными этапами онтогенеза. К ним мы можем отнести возрастные кризисы, пенсионный кризис.

В настоящий момент наблюдается расширение объекта социального работника, т.к. представляется возможность продуктивной работы не только при работе с клиентом в ситуации острого ситуационного кризиса, но и во множестве других ситуаций, включая предкризисные состояния, которые могут превращаться, а могут и не превращаться в кризис.

Выбор стратегии в качестве средства воздействия в кризисных состояниях зависит от характера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов.

Основная задача социального работника -это в первую очередь смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиентов на преодоление кризиса в процессе незамедлительного терапевтического воздействия.

Р. Рапопорт (1970) считает, что при "кризисном вмешательстве" должны быть реализованы, как минимум, следующие цели:

1) снятие симптомов;

2) восстановление докризисного уровня функционирования;

3) осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;

4) выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса.

Плюс к этому, отмечает Рапопорт, в случае наличия у клиента необходимых индивидуальных качеств и благоприятной социальной ситуации могут быть достигнуты две дополнительные цели:

· во-первых, осознание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами,

· во-вторых, освоение новых моделей восприятия, мыслей и чувств, развитие новых адаптивных реакций и стратегии совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, ной в будущем.

В американской социальной работе ( Энциклопедия социальной работы. Т.1 М.1993, С. 110 –117) детально разработана основная модель, которая может быть гибко и дифференцированно использована практиками. Эта модель основывается на теории решения проблем при работе с конкретным человеком и является одним из вариантов применения на практике подхода, ориентированного на решение конкретной задачи в течение непродолжительного времени. Эта модель состоит из трех фаз.

• Начальная фаза предполагает определение и оценку ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит; определение, имеет ли место действительно острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности. Помня о составных элементах общей кризисной ситуации, социальный работник, ведущий прием, сосредоточивается вначале на факторе. событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент, затем старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу и приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать в себя как субъективные реакции на событие, так и более ранние попытки справиться с ситуацией. Оценивается также настоящее кризисное состояние клиента и степень его неспособности к привычной жизнедеятельности. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту представляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели. задачи и график ближайших встреч.

• Средняя фаза сосредоточена на решении специфических проблем кризисной ситуации. Клиенту оказывают помощь в осознании нижних неадекватных образцов поведения и предлагают попытаться использовать новые модели. По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и таким образом постепенно тepяeт ощущение, что находится под контролем), ведущий прием занимает более пассивную

Наши рекомендации