Лечение кариеса. Ошибки и осложнения, возникающиепри лечение кариеса. Профилактика кариеса.

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Общую этиопатогенетическую терапию кариеса.

2. Препарирование кариозных полостей:

а) обезболивание при лечении различных форм кариеса

б) инструменты для препарирования

в) этапы препарирования

3. Препараты для медикаментозной обработки кариозной полости.

4. Классификацию пломбировочных материалов.

5. Стоматологические пломбировочные материалы. Состав, преимущества, недостатки, правила работы:

а) материалы для повязок и временных пломб

б) материалы для изолирующих прокладок

в) материалы для лечебных прокладок

г) реставрационные пломбировочные материалы

5. Адгезивные системы.

6. Ошибки и осложнения, возникающие на этапах лечения кариеса.

7. Диспансеризацию лиц с кариозными поражениями зубов.

8. Современные методы и средства экзогенной профилактики кариеса.

Студент должен уметь:

1. Проводить профессиональную гигиену полости рта. 2. Обучать правильной технике чистки зубов. 3. Проводить различные методики реминерализующей терапии. 4. Проводить герметизацию фиссур. 5. Проводить все виды местной анестезии. 6. Препарировать кариозные полости по Блеку. 7. Работать с современными пломбировочными материалами. 8. Использовать матричные системы при восстановлении контактных пунктов. 9. Проводить окончательную обработку реставрации.

10.Дать рекомендации по гигиене полости рта.

Студент должен ознакомиться:

С методами лечения кариеса, а также, с ошибками возникающие во время лечения кариеса и профилактикой.

3. Содержание обучения:

При лечении кариеса в стадии пятнапримененяют реминерализирующую терапию. В настоящее время применяется ряд методик с использованием препаратов, в состав которых входят ионы Са, Р, F. Наиболее широкое распространение получили 10% р-р глюконата Са, 1-3% р-р ремодента, получаемого из природного сырья. Известны методики восстановление эмали Леуса-Боровского, В.К.Леонтьева, Ю.М.Максимовского и др.

Поверхностный кариес является показанием к пломбированию. Для этой цели показаны современные композитные материалы химического или светового отверждения. Особенностью пломбирования полостей при поверхностном кариесе является то, что пломбу можно накладывать без изолирующей прокладки.

При среднем кариесе препарирование кариозной полости является обязательным. Лечение складывается из следующих этапов:

- раскрытие кариозной полости;

- некроэктомии;

- формирования полости;

- медикаментозной обработки;

- наложения изолирующей прокладки;

- пломбирование зуба.

При лечении глубокого кариеса стоматолог должен четко соблюдать все принципы и этапы препарирования: обезболивание, раскрытие, некроэктомия, формирование кариозной полости. Препарирование дна и стенок осуществляется до крипитации. Можно оставить пигментированный, крипитирующий дентин в полостях 1-2 классов Блека, согласно принципу биологической целесообразности.

Для проведения антисептической обработки используются теплые физиологические антисептики ( р-р 0,02% фурацилина; 0,06% хлоргексидина; 0,02% р-р этакридина лактата и др.). Затем необходимо провести высушивание и обезжиривание кариозной полости, используя для этого стерильные ватные тампоны. Далее производят точечное наложение лечебной прокладки, затем тонким слоем накладывают изолирующую прокладку и переходят к непосредственному восстановлению зуба.

Ошибки и осложнения при лечении кариеса можно разделить на следующие группы: - диагностический;

- манипуляционные;

- технические.

Ошибки в диагностике повлекут за собой неправильный выбор лечения и развитие рецидива кариеса. Для этого необходимо выяснить анамнез жизни, заболевания и использовать диагностические средства и различные приборы для уточнения диагноза.

К манипуляционным врачебным ошибкам можно отнести ошибки

- при препарировании кариозной полости;

- при восстановлении дефекта твердых тканей;

- при окончательной обработке реставрации.

Ошибки при препарировании кариозной полости предполагают:

- недостаточное раскрытие кариозной полости;

- неполную некроэктамию;

- ошибки при формировании полости;

- неграмотное скашивание и сглаживание эмали;

- перфорация стенки кариозной полости;

- облом стенки кариозной полости;

- повреждение бором соседнего зуба.

Ошибки при пломбировании:

- на этапе внесения лечебной прокладки;

- на этапе внесения изолирующего подкладочного материала;

- несоблюдение этапов пломбирования;

Ошибки при окончательной обработке реставрации:

- несоблюдение температурного режима работы;

- некачественное шлифование;

- откол реставрации.

Осложнения:воспаление и некрозпульпы, вторичный кариес, папиллит или воспаление межзубного десневого сосочка, острый и хронический периодонтиты, изменение цвета коронки зуба, смещение, переломы и выпадение пломбы, несоответствие цвета пломбы цвету эмали зуба, неэффективное медикаментозное лечение начального кариеса.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы, муляжи , фильмы.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

· профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

· заполнение карты пациента

· лечение всех форм кариеса.

Цель работы:научиться терапевтическому лечению кариеса зубов

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов,местные анестетики, карпульные шприцы, боры, композиционные материалы светового отверждения, полиры, диски полировочные, абразивная полировочная паста.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

4 местная анестезия

5 препарирование кариозной полости

6 финирование кариозной полости

7 пломбирование полости

8 макро- и микроконтурирование постоянной пломбы

Результаты работы и критерии оценки :грамотно заполненная карта обследования, качественная и эстетичная реставрация зуба.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Строение эмали и дентина.

2. Механизмы чувствительности эмали и дентина.

3. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика различных форм кариеса.

3. Методы обезболивания твердых тканей зуба.

4. Амбулаторная карта стоматологического больного. Правила ее заполнения.

5. Стоматологические материалы для лечения кариеса зубов.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Этапы препарирования кариозной полости

· Антисептические растворы для обработки полости зуба

· Этапы пломбирования кариозной полости различными пломбировочными материалами

· Финишная обработка пломбировочного материала

· Ошибки, возникающие во время препарирования кариозной полости

· Ошибки, возникающие на этапах пломбирования полости зуба

· Постпломбировочная чувствительность, причины

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

· Перечислить все известные Вам методики реминерализующей терапии. Составить общий алгоритм проведения реминерализующей терапии.

· Кем был предложен метод глубокого фторирования? Состав эмаль- и дентингерметизирующих ликвидов

· От чего зависят особенности препарирования кариозных полостей?

· Заполнить таблицу (№4)

· Создать схему (№%)

· Заполнит таблицу (№J

· Ответить на вопросы (№7,8,9)

· Заполнить таблицу (№10)

· Ответить на тесты (№11)

Наши рекомендации