Viii.понятийный аппарат курсовой работы (глоссарий)
Автопрезентация – представление экзаменационной комиссии результатов собственной деятельности – курсовой или дипломной работы – и их публичная защита.
Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате проводится самоанализ проделанной работы: кратко излагается научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Акцентирование текста – процесс выделения в тексте наиболее значимых понятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное – благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных.
Анализ – метод исследования, который позволяет расчленить или разложить предмет исследования (объект, свойства) на составные части.
Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух или нескольких объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве.
Анкетирование - сбор информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.
Аспект – угол зрения, под которым рассматриваетсяобъект (предмет) исследования.
Введение – вступительная часть текста, книги, ориентирующая читателя в дальнейшем содержании.
Валидность метода исследования – соответствие метода поставленной цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю.
Виды анализа – это специфика его применения при изучении теоретического и иного материала. Различают следующие виды анализа: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др.
Виды (жанры) научной литературы – условное деление научной литературы на теоретические, методические и справочные издания. Теоретические — тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методические учебники и учебные пособия, методические разработки, рекомендации.
Внедрение – это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей, свои идеи, подходы, методы работы.
Выборка – определение единиц исследования. Это может быть выборка медицинского персонажа, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал».
Генеральная совокупность – тот класс явлений или человеческая общность, которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изучения совокупность явлений, фактов или людей идентична общей генеральной совокупности.
Гипотеза – составная часть научного аппарата исследования, выполняемого в рамках дипломной работы, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и после определения предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипотезы о развитии существующей теории, о проверке существующей теории, о разработке новых идей.
График– наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств – чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измерения зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин.
Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод движения от общего к частному.
Доступность исследования – принцип выбора темы исследования, обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность научной литературы, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем для выполнения работы.
Естественный эксперимент – эксперимент, проводящийся в естественных условиях, когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой.
Заголовок – название подраздела печатного издания.
Задачи формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь, стремясь достичь поставленной цели.
Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой или дипломной работы в виде разработанного научного аппарата.
Знание – языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, учений, принципов, формул, событий, фактов и т.д. Знание амбивалентно, т.е. двойственно: оно черпается из книг, а также из познания реальной жизни. Дидактическим эквивалентом знаний в курсовой и дипломной работах выступает их содержание. По нему судят, каким знанием по данному вопросу обладает студент, как он его освоил. Здесь знание – это результат учебной деятельности студента.
Индуктивный метод – такой метод изучения явлений, когда сначала собираются и описываются их частные признаки и проявления, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойства. Это движение поиска от частного к общему.
Интеграция – это действие по созданию связей, зависимостей между суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.
Информация:
- обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
- реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
- справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Краткое сообщение –научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
Компиляция – несамостоятельность при выполнении курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста.
Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная новизна исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента в науку. Для этого путем самоэкспертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные.
Научный аппарат исследования – перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами развития.
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.
Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности студента - исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты.
Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношение к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководителем.
Понятийно-терминологический аппарат исследования –совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой и дипломной работе.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретная проблема в теме курсовой работы, которая находится в границах объекта исследования. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.
Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
Практическая значимость исследования есть определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Введение должно быть по возможности кратким (до 5 страниц).
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Рандомизация – выравнивание исходных условий проведения эксперимента с участием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристикам.
Репрезентативность – возможность применения результатов эксперимента, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.
Самоэкспертиза – критический анализ собственной работы и определение ее научной новизны и практической значимости.
Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Цель исследования – словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге сложной исследовательской работы.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказательства.
IX. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ
НАУЧНОГО АППАРАТА
Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- при выявлении проблемы исследования: что надо изучить (сделать) из того, что ранее не было изучено (сделано)?
- при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии?
- при обосновании актуальности: почему эту проблему необходимо изучать (решать) именно сегодня?
- при определении объекта исследования:что будет исследоваться?
- при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию, углубленному изучению или преобразованию?
- при формулировке цели исследования: какой результат вы намерены получить в ходе исследования (решения проблемы)?
- при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (В каждом параграфе, как правило, решается не более одной задачи). Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?
- при выдвижении гипотезы исследования (в случае написания работы научно-исследовательского характера): каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?
X. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Заведующей отделом по учебной работе
___________________________________
(Ф.И.О.)
от студента группы №_________________
специальности (название)_______________
форма обучения______________________
(очная, очно-заочная, заочная)
___________________________________
(Ф.И.О. студента)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу утвердить тему моей курсовой работы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись студента ______________/____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Подпись научного руководителя курсовой работы __________________/_________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Зав. отделом по УР
_____________ / ___________________________
(подпись) (Ф. И.О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Название»
Специальность:_________________________
ПМ ___________________________________
МДК __________________________________
раздел ___________________________________
Работу выполнил(а):
______________________________________
(фамилия)
______________________________________
(имя)
______________________________________
(отчество)
______________________________________
Группа № _____________________________
Научный руководитель:
______________________________________
(Ф.И.О. ,ученая степень, звание, должность)
Работа заслушана ________________________
(дата)
Работа оценена: _________________________
(оценка, подпись преподавателя)
Самара, год
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец оформления содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….………5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..……..…………7
ГЛАВА I. (НАЗВАНИЕ)…………………………………………………………7
1.1. (Название) ……………………………………………………………….8
1.1.1 (Название)………………………………………………..………..8
1.2. (Название) ………………………………….………………….………..16
ГЛАВА II. (НАЗВАНИЕ) ………………………… .…………………..………..25
2.1. (Название) ……………………………………………………..………..25
2.2.1. (Название)……………………………………………..…………26
2.2.2. (Название)………………………………………………..………30
2.2. (Название)………………………………………………………………39
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ)…..……….……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И/ИЛИ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….……….58
Приложение 1. (Название)
Приложение 2. (Название)
Приложение 3. (Название)
Приложение 4. (Название)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ВВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыопределяется тем, что ____________ ___________.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования:выявление _____________________________________________________________.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость ________________________________________ _________________________________, определили тему исследования: «_________________________________________».
Цель исследования:________________________________________.
Объект исследования:______________________________________.
Предмет исследования:_____________________________________.
Гипотеза исследования: ____________________________________, если:
- _________________________________________;
- _________________________________________;
- _________________________________________.
Задачи исследования:
1. Определить место и роль ____________________.
2. Обосновать _______________________________.
3. Показать _________________________________.
4. Выявить __________________________________.
5. Составить ________________________________.
6. Разработать ______________________________.
7. Сопоставить ______________________________.
Методы исследования:
Теоретическая значимость:
Практическая значимость:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
________________________________________________________________
(тема курсовой работы)
студента (ки) _________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Группа ______Специальность ______________________________
Содержание курсовой работы | ||||
№ | Критерии оценки/ Баллы - 0 | Критерии оценки/ Баллы - 1 | Критерии оценки/ Баллы - 2 | Количество баллов по каждому критерию |
Актуальность исследования не продемонстрирована | Актуальность исследования объяснена частично | Актуальность исследования хорошо объяснена и направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности специалиста | ||
Цель и задачи исследования неясны или не определены | Цель и задачи исследования определены, но недостаточно соответствуют проблеме исследования | Цель и задачи исследования ясно и грамотно определены, соответствуют проблеме исследования | ||
Список использованной литературы до 10 источников | Список использованной литературы 11-15 источников | Список использованной литературы более 15 источников | ||
Теоретическая часть не соответствует поставленным задачам исследования | Теоретическая часть частично соответствует поставленным задачам исследования | Теоретическая часть полностью соответствует поставленным задачам исследования | ||
Большое количество текста, не относящегося к заявленным теме и вопросам исследования | Исследование раскрывает тему и частично отвечает на поставленные вопросы | Исследование раскрывает тему и четко отвечает на поставленные вопросы | ||
Поверхностный анализ исследуемой проблемы | анализ исследуемой проблемы проведен частично | Проведен глубокий анализ исследуемой проблемы | ||
Практическая часть не соответствует поставленным задачам исследования | Практическая часть частично соответствует поставленным задачам исследования | Практическая часть полностью соответствует поставленным задачам исследования | ||
Нет ясных выводов, или сделанные выводы не базируются на предшествующем анализе | Выводы сделаны, но не учтены все данные проведенного анализа | Сделаны ясные и аргументированные выводы | ||
Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует | Теоретическая и практическая значимость исследования полностью не раскрыта | Теоретическая и практическая значимость исследования обоснована полностью | ||
Стиль и оформление курсовой работы | ||||
Неясная структура работы | Работа структурирована частично | Структура работы четко определена | ||
Работа не соответствует техническим требованиям к оформлению курсовой работы, предусмотренным Положением об организации и защите курсовой работы (нарушение по 10 и более параметрам) | Работа частично соответствует техническим требованиям к оформлению ВКР, предусмотренным Положением об организации и защите курсовой работы (нарушение по 5 параметрам) | Работа полностью соответствует техническим требованиям к оформлению ВКР, предусмотренным Положением об организации и защите курсовой работы | ||
Допущено более 10 орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, значительные отступления от научного стиля | Допущено не более 10 орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, незначительные отступления от научного стиля | Орфографические, пунктуационные, речевые ошибки отсутствуют, нет отступлений от научного стиля | ||
Значительное нарушение в оформлении источников. Отсутствие или некорректное использование ссылок на источники литературы, не соблюдены правила цитирования | Незначительное нарушение в оформлении источников в соответствии с ГОСТами. Некорректное использование ссылок на источники литературы или не соблюдены правила цитирования | Оформление источников согласно ГОСТам. Указанные ссылки включают все использованные источники литературы, правила цитирования соблюдены | ||
Представленная информация не визуализирована (отсутствие необходимых графиков, таблиц, рисунков и др.) | Недостаточная визуализация информации | Представленная информация визуализирована | ||
Итого баллов | ||||
Оценка |
Оценка:
26-28 баллов – «отлично»;
23-25 баллов – «хорошо»;
20-22 балла – «удовлетворительно»;
19 и менее баллов – «неудовлетворительно»
Оценка овладения общими компетенциями по специальности 060301 Фармация:
№ | Наименование ОК | Характеристика сформированных ОК в курсовой работе |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Студент проявляет заинтересованность в реализации темы курсовой работы |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | При выполнении курсовой работы студент способен самостоятельно организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач, адекватно оценивать их качество и эффективность. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | При подготовке курсовой работы студент способен самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Студент самостоятельно осуществляет поиск и использует информацию, необходимую для выполнения курсовой работы |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Студент может самостоятельно использовать ИКТ при написании курсовой работы и подготовке презентации к защите |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Студент может работать эффективно в команде, общаться с руководителем курсовой работы |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Студент способен брать на себя ответственность за результат выполнения заданий при курсовом проектировании |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. | Студент способен самообразовываться, определять задачи профессионального и личного развития |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Студент ориентируется в современных технологиях, используемых в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Студент способен уважать социальные и культурные различия, бережно относится к традициям. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | Студент понимает профессиональные обязательства по отношению к обществу и пациентам |
4. Недостатки и замечания:
5. Выводы: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите»
6. Руководитель ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество) (ученая степень, должность)
___________________________________________________________________________________________________________
(подпись)
7. «___» _______________201____г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ОБРАЗЕЦ
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»