Лекция 4. Профессионально-прикладная физическая культура
И.Ю.Якимович
Введение
Физическая культура — важная составляющая профилактической медицины.
«Знание основных положений, характеризующих физическую культуру и спорт, обязательно для врачей различных специальностей. Очевидно, что существующая сеть специальных спортивно-медицинских, лечебно-профилактических учреждений и кабинетов не в состоянии обслужить всех желающих приобщиться к занятиям оздоровительной физкультурой и спортом, лечебной физкультурой (для больных), и в эту работу неизбежно включаются врачи общей лечебной сети. Именно к ним идут люди различных возрастов и состояния здоровья за консультацией по поводу оптимальной физической нагрузки, за допуском к занятиям оздоровительной или лечебной физкультурой, и подчас врачи общей лечебной сети, высококвалифицированные специалисты в своей области, оказываются беспомощными при решении, казалось бы, несложных вопросов. Вот почему врачи общей лечебной сети, а также будущие врачи должны быть хорошо ориентированы в основных принципиальных вопросах физической культуры и спорта»: ‑ профессор В.А. Епифанова (1999)
Будущий доктор должен быть компетентным в использовании средств и методов физической культуры для профилактики и лечения заболеваний.
Студент-медик (будущий врач) должен сам владеть методами и средствами физического воспитания и иметь хорошую физическую подготовку.
Профессионально-прикладная физическая культура— одно из направлений физической культуры, используемое в вузах, на производстве, в учреждениях и Вооруженных силах.
Это система физической подготовки и физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирующих прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.
Профессионально-прикладная физическая культура включает в себя 2 вида: профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) и производственную физическую культуру (ПФК).
4.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка
ППФП — система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические, специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности и защите Родины.
Цель ППФП — развитие и поддержание требуемого уровня профессионально важных физических и психических качеств.
Задачи ППФП врача:
1. Приобретение необходимых прикладных знаний и методико-практических умений и навыков.
преимущественное развитие прикладных основных физических качеств:
ü выносливость;
ü быстрота;
ü сила;
ü ловкость;
ü гибкость.
2. Преимущественное развитие прикладных специальных качеств.
устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, условий труда:
ü устойчивость к гиподинамии;
ü устойчивость к укачиванию;
ü устойчивость к прямостоянию;
ü быстрота зрительного различия;
ü подвижность нервных процессов.
3.Преимущественное развитие прикладных умений и навыков.
прикладные упражнения:
ü ходьба;
ü бег;
ü равновесие;
ü лазание и перелезание;
ü бросание и ловля предметов.
4.Преимущественное развитие прикладных психических качеств:
ü внимание: концентрация и устойчивость;
ü оперативное мышление;
ü эмоциональная устойчивость.
волевых качеств:
ü инициативность;
ü смелость;
ü решительность;
ü самообладание;
ü настойчивость;
ü уверенность в своих силах.
Формы ППФП в системе физического воспитания: учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Цель практических и теоретических занятий по ППФП для студентов-медиков — овладеть, как будущим специалистам, необходимыми знаниями, которые обеспечат правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики выбранной профессии.