Раздел 4.2. профессионально-прикладная физическая подготовка

Внедрение в производственную сферу достижений научно-технического прогресса, информационных и нанотехнологий обуславливает необходимость развития прикладного направления ФВ при подготовке кадров для различных хозяйственных отраслей.

Не менее значимой является также подготовка учащихся и студентов к предстоящей трудовой деятельности. В связи с этим важное социально-экономическое значение приобретает ППФП.

ППФП – это специфический вид ФВ, непосредственно и органически связанный с настоящей или будущей профессиональной деятельностью. Основное назначение ППФП − направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Специфическое воздействие видов трудовой деятельности на организм человека проявляется в преимущественном напряжении определенных (ключевых) функциональных систем: центрально-нервных механизмов, анализаторов вегетативных систем, тех или иных групп мышц.

Важной частью ФВ трудящихся, учащихся средних специальных учреждений образования и студентов является ППФП к трудовой деятельности. Это специализированный вид ФВ, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. ППФП содействует успешному профессиональному становлению и развитию личности.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

а) анализ профессиографической деятельности той или иной области труда;

б) характер рабочей позы и движений;

в) особые внешние условия профессиональной деятельности.

Эти факторы обусловливают следующие задачи ППФП:

1. Развитие ведущих для данной профессии физических качеств.

2. Воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств.

3. Формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями данной профессии.

4. Сообщение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда (эффективности учебы), с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз), с ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом (учебном) процессе.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее специальной направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности.

Формы занятий ППФП могут быть разнообразными. Для трудящихся – занятия в группах ППФП, профилированные спортивные занятия, занятия спортивно-прикладными видами спорта, участие в спортивно-прикладных соревнованиях. Для учащихся и студентов на занятиях по ФВ используются комплексные средства из различных видов спорта, направленные на развитие профессионально важных психофизических качеств, специфичных для избранной профессии. Помимо того, достаточно высокой эффективностью отличаются профилированные спортивные занятия, организуемые по принципу работы спортивных секций.

Поскольку ППФП отличается специфическими особенностями, то выбор видов и форм занятий осуществляется с учетом настоящей или будущей профессиональной деятельности рабочих и студентов. У них целесообразно совершенствовать те психофизические качества и функциональные системы организма, которые помогут развить способность в избранной профессии. Это условие является решающим при организации ППФП, а также при строительстве и оборудовании спортивных площадок, центров здоровья, проведении спартакиад, профессиональных конкурсов, соревнований.

В средних и высших учебных заведениях средства ППФП включаются в подготовительную часть занятий по ФВ или проводятся в виде отдельных занятий, на которых совершенствуются необходимые для предстоящей деятельности психофизические качества.

Группы ППФП

Для трудящихся группы ППФП создаются с учетом состояния здоровья, физической подготовленности, особенностей, условий и характера труда. Занятия проводятся на спортивных сооружениях или в ФОКах предприятий 2–3 раза в неделю продолжительностью 45–90 мин. На таких занятиях в группахППФП широко используется применение комплексов физических упражнений.

В комплексы ППФП включаются 10–15 упражнений, наиболее эффективно содействующих решению задач ППФП и развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). При подборе и применении упражнений соблюдают принципы чередования нагрузки на отдельные органы, системы и мышечные группы, постепенности и последовательности ее повышения и снижения.

Наши рекомендации