Профессионально-прикладная физическая подготовка

Аннотация

Березина М.Я. Реферат по дисциплине «Физическая культура». – Челябинск: ЮУрГУ, ИСТИС-351, 2014.- 20с., приложения- 4,библиограф.список – 4 наим.

Цель реферата – раскрытие сущности влияние занятий шейпингом на физическое и психическое состояние человека. Рассмотрение типов конституций. Особенности занятия шейпингом в зависимости от конституции занимающихся.

Задачи рефераты – изучение цели профессионально-прикладной физической подготовки, рассмотрение программ и комплексов упражнений по шейпингу; рассмотрение типов конструкций.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.. 5

2 ТИПЫ КОНСТИТУЦИЙ.. 10

3 ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ШЕЙПИНГОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНТИТУЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ............................................................................................ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ А................................................................................................. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ Б................................................................................................. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ В................................................................................................. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ Г................................................................................................. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 20

ВВЕДЕНИЕ

Шейпинг – это методика целенаправленного изменения фигуры и оздоровления организма женщины, включающая в себя специальную программу физических упражнений и соответствующую систему питания. Для женщин любого возраста, с различной спортивной подготовкой, шейпинг позволяет комплексно реализовывать все направления пластического трансформирования тела: увеличение или уменьшение объема мышечной ткани; снижение содержания жира в организме. Система шейпинг-упражнений последовательно и повсеместно нагружает все мышечные группы, в том числе и те, которые слабо задействованы в «повседневной жизни».

Тренировка в шейпинге представляет собой комплекс упражнений, последовательно нагружающих мышцы на различных участках тела. Каждая выбранная мышечная группа «прорабатывается» путем многократного повторения циклического упражнения.

В шейпинге, в соответствии с индивидуальным планом коррекции фигуры, приходится решать два комплекса задач. Первый из них связан с уменьшением жировой и мышечной тканей и, с точки зрения обмена веществ, требует преобладания процессов катаболизма (расщепление белков, жиров и углеводов для восполнения энергозатрат организма). Другой – предполагает наращивание мышц, и основан на процессах анаболизма (синтез тканей). Для решения данных задач в шейпинге предусмотрено два направления (названных по аналогии): катаболическая и анаболическая тренировки.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка».

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность к:

· ускорению профессионального обучения;

· достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

· предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма,

· обеспечению профессионального долголетия;

· использованию средств физической культуры и спорта для активного

отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в

рабочее и свободное время;

· выполнению служебных и общественных функций по внедрению

физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

· формировать необходимые прикладные знания,

· осваивать прикладные умения и навыки;

· воспитывать прикладные психофизические качества;

· воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам («Техника безопасности» и др.). Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

1. формы (виды) труда специалистов данного профиля;

2. условия и характер труда;

3. режим труда и отдыха;

4. особенности динамики работоспособности специалистов процессе труда и специфика их профессионального умения и заболеваемости.

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители. Но, практически, это бывает редко, хотя управленческий характер труда и типичен для специалистов. И все же здесь уместно говорить о смешанной форме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности.

Например, многие буровые бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.А специалисты по радиоэлектронике и автоматике, экономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно, нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Ведь только методически правильное применение средств физической культуры может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Динамика работоспособности в процессе труда является интегральным фактором, также определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.

Дополнительными факторами определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в который направляются выпускники учебного заведения и факультета.

2 ТИПЫ КОНСТИТУЦИЙ

Различают 3 основных типа конституции – астеник, нормостеник и гиперстеник. Зная, к какому типу вы относитесь, можно следовать рекомендациям специалистов. Естественно, все сугубо индивидуально. Зачастую в одном человеке смешаны все три типа. Но, тем не менее, знать свои природные качества необходимо. Это поможет предотвратить некоторые заболевания.

Признаки, определяющие конституцию человека разнообразны – это и аппетит, и кожа, и эмоции. Как показывает практика, употребление продуктов, свойственных лично вам, помогает похудеть гораздо быстрее, или не поправляться вовсе. Но все же главное – внутренняя самодисциплина. Не позволяйте себе быть «аккордеоном», который то сжимается (худеет), то растягивается (поправляется) снова. Здоровые пищевые привычки должны приобретаться на всю жизнь.

Нормостенический тип конституции отличается хорошим развитием костной и мышечной ткани, пропорциональным сложением, широкими плечами, выпуклой грудной клеткой. При гиперстеническом типе рост относительно низкий, грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к избыточному накоплению подкожного жирового слоя.

Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией на одни и те же болезнетворные факторы. Замечено, например, что лица гиперстенического типа конституции более предрасположены к болезням обмена веществ, подагре, заболеваниям желчных путей, эмфиземе, атеросклерозу, но меньше подвержены инфекционным болезням, реже болеют туберкулезом. Люди атлетического телосложения чаще страдают гипертонической болезнью, ревматизмом, гломерулонефритом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Астеники часто страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью. Однако конституция человека в значительной мере определяется унаследованными свойствами (генотипом).

В ее формировании заметную роль играют внешние факторы, при длительномвоздействии которых вполне возможно изменение ряда морфологических и функциональных свойств организма. Легче всего модифицировать конституциональные особенности у детей, влияя на них на фоне активно происходящего обмена веществ, роста и развития организма, причем наиболее выраженного изменения конституции в необходимом направлении проще добиться на фоне критических периодов роста и развития. Суть последних состоит в том, что генетическая информация у детей реализуется поэтапно на уровне любого органа, системы или организма в целом. Например, масса печени ребенка активно нарастает в плодный период, после его рождения увеличение ее замедляется, масса мозга активно нарастает до 7 — 8-летнего возраста, а затем идет его совершенствование. Рост и нарастание массы тела ребенка также идут неравномерно — периоды вытяжения сменяются периодами округления.

При отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии (ретардация), если же существующие условия стимулируют реализацию всех возможностей организма, развитие идет ускоренно (акселерация). Эта закономерность наблюдается как в отношении физического, так и нервно-психического развития. Случается, например, что в связи с болезнью или по другим причинам на длительный период задерживается физическое развитие. В таких случаях в дальнейшем формируется своеобразный тип конституции с равномерным отставанием массы и роста (гипостатура). Если время для нормальной биологической активности, связанной с развитием интеллекта, упускается, возникает ретардация, ведущая к асинхронному или необратимому аномальному развитию личности.

3 ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ШЕЙПИНГОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНТИТУЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

В комплекс упражнений входят разминка, упражнения на растяжку и на расслабление. Шейпинг-тренировки отличаются тем, что в ходе выполнения упражнений инструкторы дают вам советы, которые помогают справиться с тем или иным движением для того, чтобы оно было выполнено с наибольшей отдачей и оказало 100% влияние на организм.

Очень важным является и то, что во время занятия инструкторы следят не только за правильностью выполнения упражнений, но и за физиологическими показателями - дыханием и пульсом. В зависимости от результатов они посоветуют вам сбавить или прибавить темп, закончить или продолжить тренировку.

Каждое занятие длится час. Если вы решили серьезно заниматься шейпингом, лучше распланируйте свое время на несколько месяцев вперед так, чтобы всегда оставался час для шейпинг-класса. Специалисты будут проверять ваши результаты в течение всего времени, которое вы проводите на занятиях. В течение каждого месяца будут производиться контрольные замеры, определяться вес, величина жировых складок, процентное соответствие между вами нынешней и вами будущей, т. е. между вами и вашим идеалом.

Кроме того, что специалисты регулярно наблюдают за вашей фигурой, они еще помогают составить ежедневное меню, в которое входят блюда из тех продуктов, которые необходимы именно для вашего организма. Как известно, наше здоровье во многом зависит от питания, поэтому шейпинг уделяет повышенное внимание не только физической нагрузке, но и правильному питанию. Инструкторы научат вас, как правильно питаться в зависимости от того, какую тренировочную программу вы будете выполнять.

Существуют две программы, которые направлены на достижение разных целей.

Первая программа - катаболическая - направлена на избавление от лишнего веса, снижение мышечной массы и размеров мышц, вторая - анаболическая - на укрепление мышц и увеличение мышечной массы. Естественно, что от состояния фигуры, тела во многом зависят здоровье и ежедневное самочувствие.

Все мы понимаем, что, чем меньше люди страдают от тучности, лишних жировых отложений, одышки, тем меньше времени им приходится проводить в кабинетах врачей и у аптечной витрины. Однако не у всех хватает решимости, а главное - силы воли для того, чтобы в корне изменить свое самочувствие и свой привычный, но не совсем полезный для здоровья образ жизни.

Многие женщины думают, что они «не созданы» для спортивных занятий. Они считают себя невыносливыми, слабыми, в конце концов - ленивыми, и поэтому предпочитают «сидеть» на изматывающих диетах, которые очень часто составляются не специалистом. Но не проще ли заняться спортом, и в частности - шейпингом? Если вы не уверены, что справитесь с большими нагрузками, можем вас успокоить - справитесь.

Комплексы упражнений составляются настоящими профессионалами, которые подбирают нагрузку, рассчитанную на обыкновенную женщину, а не на олимпийскую чемпионку. К тому же особенность этих упражнений заключается в том, что большинство из них выполняется в положении лежа. Конечно, это не потачка для ленивых людей. В таком положении меньше напрягаются сердце и суставы. Даже эта небольшая черта шейпинг-занятий показывает, что люди, создавшие эту программу, заботились, прежде всего, о женском здоровье, которое может быть поправлено с помощью подобных упражнений.

Все, кто хотя бы несколько недель занимался шейпингом, признаются, что эти занятия оказались наиболее эффективными в упорной борьбе с лишним весом. К тому же от шейпинг-занятий заметно улучшаются настроение и самочувствие. Чем же достигается такая эффективность? Дело в том, что во время тренировок идет нагрузка на все группы мышц, и в частности - на проблемные зоны. Упражнения в нужной степени «нагружают» организм, при этом уменьшая количество жировых отложений. Важно также и то, что все упражнения выполняются не менее 100 раз, делается это для того, чтобы укреплялись все группы мышц. Начинающие обычно пугаются этой большой цифры, но нагрузка распределяется на все мышцы и рассчитана на обыкновенную женщину.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

1) Типы телосложения.

Индекс Кетле = масса тела(г)/рост(см)

Индекс Кетле = 59000/164 = 359,7

2) Индекс массы тела

ИМТ = вес(рост*рост)

ИМТ = 59000/(164*164)

3) Шпагат(см) – рост(см) = 135 – 164 = -29

4) Количество потребляемых калорий в сутки

Наименование продукта Килокаллории
кефир
яблоко
сыр
Суп грибной
Котлеты куриные
Каша гречневая рассыпчатая
Салат овощной с маойнезом
Бананы (2шт.)
Суммарное количество потребленных калорий: 1179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обя­занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередкобывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20–30 годамдоводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всехболезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.

Сраннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться,заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ивзаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизическихсил орга­низма повышает резервы здоровья, создает условия для творче­скогосамовыражения в различных областях нашей жизни.Ак­тивный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.Здоровый образ жизни включает в себя следующиеоснов­ные элементы: плодотворный труд,рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальныйдвигатель­ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способностьего к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играетзначимую роль.


Наши рекомендации