История сестринского дела. Медицинская этика и деонтология

Лекция 1

История сестринского дела. Медицинская этика и деонтология

План

  1. Основные вехи истории сестринского дела.
  2. Основоположники сестринского дела.
  3. Общество Красного Креста.
  4. Развитие сестринского дела в первые годы советской власти.
  5. Создание системы среднего специального медицинского образования.
  6. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.
  7. Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России.
  8. Медицинская этика и деонтология.
  9. Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».
  10. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

1. Основные вехи истории сестринского дела.

История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Сколько существует медицина, столько существует потребность в оказании помощи страждущим. Считается, что первой, преимущественно женской профессией в медицине является повивальное искусство, которое возникло примерно в V веке до нашей эры.

В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю в священный город Иерусалим. Так, по пути следования паломников, возникали монастыри, в которых первые братья милосердия оказывали помощь заболевшим путникам.

В 1070 году возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными (прототип общин). Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.

Основатель первых западноевропейских об­щин, французский священник Викентий Поль. В 1617году он организовал первую Общину сестер милосердия для жен­щин, обладавших природной добротой, способностью к со­страданию, интуицией, наблюдательностью, терпением и трудолюбием.

Систематическое обучение уходу за больны­ми в России началось в школе при Москов­ском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лаза­ретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отмене­но. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В Воинском уставе 1716г. написано: «Потребно всегда при деся­ти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, кото­рые оным больным жить имеют и платье на них мыть».

В середине XVIII в. начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.

В 1775 г. при открытии в МосквеЕкатерининской больницы на 150 коекв её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

Идея организациисистематического ухода за больными спе­циально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне.Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов.

Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед извест­ного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больни­цы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

Для информации. Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широ­ким. Они должны были хорошо знать основные правила боль­ничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей во­дой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно поло­жить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больни­ца для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пи­явки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описа­ны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важ­ны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, поло­жение больного, при обмороке нужно освободить больного от стес­няющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарст­ва, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными,сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразд­нен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и шко­лы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы ме­дицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость пове­дения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и само­отверженность, дисциплинированность и беспрекословное под­чинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских сохраняли за членами общины некото­рые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследствен­ным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхож­дения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотвержен­ностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псков­ской губернии общину сельских сестер милосердия.

В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иного­родних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосер­дия.

А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под назва­нием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Ша­ховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала са­мой крупной в России.

2. Основоположники сестринского дела.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первы­ми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно рели­гиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назна­чение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосер­дия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна со­хранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицин­ских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслужи­вания раненых на поле боя.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пироговуотправиться в Крым и взять на себя руководство деятельно­стью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно сле­дили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи.

По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были раз­делены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампу­тированными».

Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимир­ской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сна­чала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одес­скую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в располо­жении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), кото­рая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

Для информации. Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в из­бавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопро­вержимые доказательства распутного поведения медицинских сес­тёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к выс­шему обществу) не могли думать о профессии медицинской сест­ры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медици­не и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществи­лась только в 33 года после её стажировки в больнице, принад­лежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосно­вывала необходимость создания специальной школы для медицин­ских сестёр.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской се­строй в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улуч­шая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко сни­зить смертность и спасти тысячи жизней.

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, пока­завшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эф­фективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за ре­форму системы медицинского обслуживания в английской армии успешной.

Ф. Найтингейл написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859), где дала определение сестринскому делу как профессии, показала его отличие от врачебного дела. По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем и в Америке.

С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл — 12 мая — объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Междуна­родным комитетом Красного Креста в 1912 г. учрежденамедаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной вой­ны 1941 — 1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были на­граждены этой медалью.

В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Общество Красного Креста.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне независимо от звания и нацио­нальности возникли у швейцарца А. Дюнана под влиянием пора­зившей его деятельности сестёр милосердия в период Крымской войны: с одной стороны — Ф. Найтингейл, с другой — Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859 г. в разгар франко-итало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), А. Дюнан был потрясён картиной, ко­торую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1862 г. он издаёт «Воспо­минания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международ­ный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Меж­дународный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоя­лась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение — «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в дей­ствующих армиях». Эта конвенция положила начало международ­ному гуманитарному праву, действующему и сейчас. На этой кон­ференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя, — красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тог­да же было создано Общество попечения о раненых и больных воинах на базе Крестовоздвиженской общины. В 1876 г. оно было пе­реименовано в Российское общество Красного Креста.

Лекция 1

История сестринского дела. Медицинская этика и деонтология

План

  1. Основные вехи истории сестринского дела.
  2. Основоположники сестринского дела.
  3. Общество Красного Креста.
  4. Развитие сестринского дела в первые годы советской власти.
  5. Создание системы среднего специального медицинского образования.
  6. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.
  7. Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России.
  8. Медицинская этика и деонтология.
  9. Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».
  10. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

1. Основные вехи истории сестринского дела.

История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Сколько существует медицина, столько существует потребность в оказании помощи страждущим. Считается, что первой, преимущественно женской профессией в медицине является повивальное искусство, которое возникло примерно в V веке до нашей эры.

В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю в священный город Иерусалим. Так, по пути следования паломников, возникали монастыри, в которых первые братья милосердия оказывали помощь заболевшим путникам.

В 1070 году возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными (прототип общин). Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.

Основатель первых западноевропейских об­щин, французский священник Викентий Поль. В 1617году он организовал первую Общину сестер милосердия для жен­щин, обладавших природной добротой, способностью к со­страданию, интуицией, наблюдательностью, терпением и трудолюбием.

Систематическое обучение уходу за больны­ми в России началось в школе при Москов­ском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лаза­ретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отмене­но. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В Воинском уставе 1716г. написано: «Потребно всегда при деся­ти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, кото­рые оным больным жить имеют и платье на них мыть».

В середине XVIII в. начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.

В 1775 г. при открытии в МосквеЕкатерининской больницы на 150 коекв её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

Идея организациисистематического ухода за больными спе­циально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне.Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов.

Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед извест­ного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больни­цы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

Для информации. Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широ­ким. Они должны были хорошо знать основные правила боль­ничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей во­дой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно поло­жить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больни­ца для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пи­явки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описа­ны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важ­ны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, поло­жение больного, при обмороке нужно освободить больного от стес­няющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарст­ва, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными,сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразд­нен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и шко­лы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы ме­дицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость пове­дения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и само­отверженность, дисциплинированность и беспрекословное под­чинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских сохраняли за членами общины некото­рые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследствен­ным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхож­дения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотвержен­ностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псков­ской губернии общину сельских сестер милосердия.

В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иного­родних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосер­дия.

А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под назва­нием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Ша­ховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала са­мой крупной в России.

2. Основоположники сестринского дела.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первы­ми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно рели­гиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назна­чение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосер­дия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна со­хранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицин­ских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслужи­вания раненых на поле боя.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пироговуотправиться в Крым и взять на себя руководство деятельно­стью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно сле­дили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи.

По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были раз­делены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампу­тированными».

Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимир­ской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сна­чала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одес­скую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в располо­жении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), кото­рая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

Для информации. Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в из­бавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопро­вержимые доказательства распутного поведения медицинских сес­тёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к выс­шему обществу) не могли думать о профессии медицинской сест­ры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медици­не и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществи­лась только в 33 года после её стажировки в больнице, принад­лежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосно­вывала необходимость создания специальной школы для медицин­ских сестёр.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской се­строй в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улуч­шая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко сни­зить смертность и спасти тысячи жизней.

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, пока­завшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эф­фективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за ре­форму системы медицинского обслуживания в английской армии успешной.

Ф. Найтингейл написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859), где дала определение сестринскому делу как профессии, показала его отличие от врачебного дела. По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем и в Америке.

С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл — 12 мая — объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Междуна­родным комитетом Красного Креста в 1912 г. учрежденамедаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной вой­ны 1941 — 1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были на­граждены этой медалью.

В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Общество Красного Креста.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне независимо от звания и нацио­нальности возникли у швейцарца А. Дюнана под влиянием пора­зившей его деятельности сестёр милосердия в период Крымской войны: с одной стороны — Ф. Найтингейл, с другой — Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859 г. в разгар франко-итало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), А. Дюнан был потрясён картиной, ко­торую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1862 г. он издаёт «Воспо­минания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международ­ный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Меж­дународный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоя­лась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение — «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в дей­ствующих армиях». Эта конвенция положила начало международ­ному гуманитарному праву, действующему и сейчас. На этой кон­ференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя, — красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тог­да же было создано Общество попечения о раненых и больных воинах на базе Крестовоздвиженской общины. В 1876 г. оно было пе­реименовано в Российское общество Красного Креста.

Наши рекомендации