Медицинская этика и деонтология педиатра

Этика – система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о доброте и зле; а также – философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни. Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология- совокупность этических норм при выполнении медицинским работникам своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком.

Деонтология педиатра. Александр Федорович Тур повторял, что для того, чтобы быть хорошим педиатром, необходимо:

1. любить детей;

2. быть терпеливым к их родителям;

Любить педиатрию.

Педиатр и родители здорового ребенка

Здоровый образ жизни родителей – фундамент формирования здоровья ребенка. Задача педиатра – всемерно способствовать образованию родителей по их роли в рациональном формировании состояния здоровья у детей в семье. В этом плане педиатру важно иметь объективное представление о материальных и психологических особенностях родителей, психосоциальных возможностях семьи. Все рекомендации педиатр должен давать родителям так, чтобы они поняли, то есть педиатру надо иметь «обратную связь» - уточнить, как родители уразумели те или иные его рекомендации. Нужно все время ставить себя как бы наместо матери и с учетом этого давать рекомендации.

Педиатр и родители больного ребенка

Деликатность, собранность, подтянутость, уверенность, внимательность, без улыбки на лице способствуют успокоению родителей, а значит и ребенка.

Тщательный сбор анамнеза и расспрос о начале болезни, предпринятых родителями мерах и их эффективности, причинах, по мнению родите­лей, болезни, состоянии здоровья окружающих взрослых нередко опре­деляют тактический диагноз.

Обязательно мытье рук до начала осмотра больного. Аккуратный, скру­пулезный, пунктуальный осмотр ребенка и лишь после этого — сужде­ние о диагнозе. «Диагноз с первого взгляда» расценивается родителями нередко как халатность, небрежность. Необходимо убежденное и четкое, но не категоричное, изложение све­дений о болезни. Излишних подробностей о болезни лучше избегать. Никогда не высказываться отрицательно или скептически о диагнозе и назначениях врачей, осматривавших ребенка до Вас, даже если они не правы, надо лишь скорректировать терапию, сказав, что ситуация изме­нилась и сейчас нужно другое лечение. Давать родителям лишь выполнимые рекомендации. Обязательно убедиться, как родители поняли сказанное, и быть уверен­ным, что они будут выполнять рекомендации, а также владеют ли они навыками ухода. О любых инвазивных манипуляциях и агрессивных методах лечения должны быть поставлены в известность родители ребенка. Никогда нельзя скрывать от родителей возникшие у ребенка в ходе ле­чения нарушения состояния или осложнения, но давать им соответству­ющую трактовку. Никогда не ругать ребенка или высказываться негативно о нем, особен­но в присутствии родителей.

Если у ребенка есть повреждения, не характерные для его возраста, осо­бенно повторные травмы, если ребенок выглядит запуганным, а один из родителей агрессивен, алкоголик — особое внимание педиатра должна привлекать семья. Это может быть «синдром жестокого обращения с детьми», который по данным ВОЗ встречается в 5% случаев.

Педиатр и здоровый ребенок.

Для снятия страха педиатру лучше при осмотре детей раннего возраста адресоваться в своих первых словах, не глядя на ребенка и как бы не обращая на него внимания, прежде всего, к родителю, который его при­нес или с которым он пришел. Напротив, для детей дошкольного и школьного возраста лучше, как правило, если педиатр вначале обраща­ет внимание на них, устанавливает контакт в первую очередь с ребен­ком: спрашивает его имя, возраст и т. д. Если ребенок плачет, лучше дать ему успокоиться и лишь потом осмат­ривать его. У детей первых месяцев жизни прекращение плача иногда вызывает перемена положения ребенка (например, из положения лежа — в положение сидя или стоя), отвлечение на яркую игрушку, осо­бенно звучащую. Иногда срабатывают другие приемы отвлечения — дать пощупать фонендоскоп, поднеся его к ладони. Для более старших детей — условный рисунок педиатра — котенка, зайца и других живот­ных. Иногда надо вначале «выслушать» фонендоскопом зайца, мишку, маму. Раздевать малыша лучше поэтапно, постепенно, это его успокаивает. Детей дошкольного возраста очень важно периодически хвалить — не­важно за что, но всегда поощрять за поведение: «Молодец! Хорошо ды­шишь!» и т. д. Каждый педиатр вырабатывает свои методы отвлечения и поощрения ребенка.

Никогда нельзя посмеиваться над ребенком или стыдить его перед дру­гими детьми, родителями, всегда надо уважать его достоинство и лич­ность. Если мать или отец ругают, отчитывают ребенка при осмотре, всегда надо встать на сторону ребенка, оправдать дефекты его поведе­ния — этим легко заслужить доверие ребенка. Педиатр во время приема должен быть внимателен, спокоен, сдержан, аккуратен, приветлив и ребенок должен почувствовать интерес к нему, его доброту, желание помочь. Все расспросы и беседа должны идти ров­ным и спокойным голосом. От педиатра не должно исходить раздража­ющих запахов духов, табачного дыма и др.

Педиатр и больной ребенок

«Больница — доброжелательная к ребенку» — программа Всемирной Организации Здравоохранения.

Перед контактом с больным ребенком педиатр должен отключиться от личных забот и настроиться на эмпатию, сочувствие, сопереживание, сострадание чувствам больного, создать «доминанту на лицо другого» (А. А. Ухтомский). Ребенок должен почувствовать внимание, любовь и защиту осматривающего врача, то, что помощь ребенку в настоящее вре­мя — главное дело врача.

Телесный контакт при осмотре обязателен, ибо при этом происходит энергетическая и эмоциональная «подпитка». Прикосновение к руке, поглаживание и другие виды ободряющих прикосновений во время рас­спроса, осмотра в сочетании с ласковым взглядом укрепляют в ребенке чувство безопасности и уверенности в себе, уменьшают страх.

При расспросе о симптомах болезни необходимо учитывать особеннос­ти личности опрашиваемого ребенка, его возраст, состояние. Нередко дети односложно отвечают на вопрос врача, используя его формулиров­ку, то есть «каков вопрос — таков ответ», и врач получает ответ, кото­рый он хочет, находится в плену собственной версии болезни, локали­зации боли. Дети плохо ориентируются во времени, поэтому вопросы, связанные со временем, следует задавать в понятной для них форме (например, «до или после Нового года или елки заболел животик» и т. д.).

К детям в стационаре нужно обращаться по имени, иногда с ласкатель­ными сокращениями, особенно принятыми в семье ребенка. Необходимо расспрашивать ребенка о его опасениях, страхах перед пла­нируемыми обследованиями и успокоить его, медикаментозно подго­товив к болезненной процедуре.

Студент должен строжайше соблюдать все правила этики и деонтологии!

ГЛАВА 3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы (1 день)

Пребывание ребенка в стационаре является вынужденной ситуацией, а поэтому травматичной. Необычайность обстановки, внезапный круг новых людей, медицинские лечебно – диагностические мероприятия – все это накладывает на психику ребенка большие нагрузки, резко затрудняющие адаптацию.

Исходя из этого, кроме общих принципов устройства стационаров, для детских отделений создается особенная обстановка, благодаря которой период адаптации проходит более гладко. Персонал отделений на срок болезни ребенка заменяет ему родителей в уходе и воспитании, кроме этого выполняет свою основную обязанность в лечении больного. Очень сложно разграничить основные и второстепенные функции персонала в отношениях с детьми, так как процесс лечения является единым процессом, а создание лечебно – охранительного режима для ребенка – одним из залогов его успешного выздоровления.

Лечебно-профилактические учреждения по своему устройству, оборудованию и содержанию должны отвечать самым строгим гигиеническим требованиям. Эти требования необходимы, так как:

· позволяют создать для больных наиболее благоприятные условия внешней среды;

· способствуют проведению лечебно - охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспечивающие больным физический и эмоциональный покой и ограждение от тех факторов среды, которые могут отрицательно влиять на течение заболевания;

· предупреждает возможность инфицирования больных во время пребывания в стационаре и распространение внутрибольничных инфекций;

· облегчает работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным;

· способствует скорейшему выздоровлению больных.

В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также пре­емственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического ре­жима, предусматривающего организацию и проведение необходимых санитарно-профилактических и противоэ­пидемических мероприятий. В стационаре концентриру­ются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьез­ное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций. Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существу­ющих санитарных правил: соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т. д.), использовать имеющиеся помещения по назначению; создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях; строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных; соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевремен­ное прохождение обязательных профилактических меди­цинских осмотров; детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены; иметь средства для проведения дезин­фекционных мероприятий (достаточное количество спец­одежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфициру­ющих средств); осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежа­щих ему участков земли.

Наши рекомендации