Медицинская этика и деонтология.

Соблюдение медицинской этики и деонтологии должно лежать в основе деятельности любого медицинского учреждения и пронизывать все моменты работы врача, медсестры, фельдшера и т.д.

Деонтология — учение о долге, основанное на принципе «соблюдения долга» (греч. deon – должное + logos). Термин «деонтология» введен в философию И.Бентамом. Деонтология базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдении некоторого набора правил, устанавливаемых сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей человека для обязательного исполнения.

Медицинская деонтология – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики. В современной медицине употребляются и термин «медицинская этика», и термин «медицинская деонтология»; при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других, работающих в медицине специалистов, а термин «деонтология медицинская» – на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

Основными нормами медицинской этики и деонтологии должны быть следующие:

1. непричинение вреда больному

2. справедливость

3. правдивость

4. компетентность (специалиста любого уровня)

5. приватность (неразглашение сведений о частной жизни)

6. конфиденциальность (соблюдение медицинской тайны)

7. предоставление пациенту благодеяний

8. соблюдение принципов «автономии» пациента

Взаимоотношения врача и больного

Ведущая роль во взаимоотношениях врача и больного, как свидетельствует многочисленные работы, посвященные изучению данной проблемы, имеют личностные и характерологические качества, определяющие их поведение, мотивация деятельности врача, ожидания пациента.

Обращение больного к врачу обусловлено стремлением получить качественную медицинскую помощь. При выборе врача он имеет определенную свободу и опирается при этом на представления об идеальном враче, сведения о конкретном враче, полученные из различных источников, профессиональный статус врача.

Важной составляющей профессиональной деятельности медицинского работника является наличие такого качества, как эмпатия – способность сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Во время общения с пациентом у врача возникает личностный резонанс в виде сострадания, желания облегчить страдания больного человека.

Медицинская тайна.

Конфиденциальность – норма этики и права, запрещающая медицинским работникам разглашать определенную информацию. В том или другом виде норма конфиденциальности имеется в многочисленных кодексах профессиональной этики медицинских работников, юристов, психологов, журналистов и т.д. Данная норма распространяется на всех лиц, которые в силу своего служебного или профессионального положения стали обладателями указанной информации. Оглашение медицинской информации допустимо лишь с открытого согласия пациента или в случаях, прямо предусмотренных законом.

Сохранение медицинской тайны является одним из самых важных вопросов медицинской деонтологии. По роду своей деятельности врач часто становится обладателям множества биографических, часто самых сокровенных, интимных сведений о больном. В настоящее время основы учения о врачебной тайне формируются следующим образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие либо сведения, касающееся больного, без его согласия, если таковые почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашении их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, врач, узнавший от больного сведения, представляющие опасность для общества, обязан выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации

В медицинской практике встречаются как прямые, так и косвенные нарушения медицинской тайны. Прямые связаны с недобросовестностью работников, нарушением ими этических норм. Косвенные могут быть связаны с небрежным хранением документов, использованием всякого рода справок не по назначению (передача случайным лицам).

Важным является не только конфиденциальность, но и приватность, то есть сохранение в тайне не только медицинских сведений, но и сведений о личной жизни пациента, которыми он мог поделиться с врачами или другим медицинским персоналом.

Врачебные ошибки:

Понятием «врачебные ошибки» обычно определяют действия медицинских работников, приводящие к негативным последствиям в состоянии здоровья человека или неблагоприятным исходам.

Действия врача, связанные с неблагоприятными последствиями, обычно делят на 3 группы:

1. несчастные случаи

2. врачебные ошибки

3. профессиональные преступления

Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват.

Под врачебными ошибками понимают ошибки, произошедшие по вине медицинского работника вследствие недостатка его образования или опыта работы. Обычно они связаны с какими-то объективными или смягчающими вину обстоятельствами, например, отсутствие практического навыка, плохие условия для оказания медицинской помощи, несовершенные методы исследования и т.д.

Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами. Разница между врачебной ошибкой и профессиональным преступлением состоит, по существу, в причинах и условиях их возникновения.

Взаимоотношения в медицинском коллективе.

Отношения медработника со своими коллегами являются важной составляющей медицинской деонтологии, так как атмосфера, царящая в медицинском коллективе, способна оказывать полярное воздействие, как на пациентов медицинского учреждения, так и на его сотрудников.

В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей, организационная структура весьма консервативна и традиционна, общим требованием является соблюдение субординации. Для поддержания благоприятного социально-психологического климата медицинским работникам необходимо быть взаимовежливыми, доброжелательными, уметь оказывать товарищескую помощь и не превышать свои должностные обязанности.

Наши рекомендации