Медицинская этика, деонтология

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Мораль – это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием. Она отражает характер людей и следовательно, структуру конкретной социальной системы.

Одна из категорий морали – долг. Понятия долга означает моральную необходимость выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом.

Нравственность – это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведения людей в обществе.

Медицинская этика – наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала. Этические нормы медсестры – сопереживание и милосердие.

Существуют и определенные правила культуры поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения, например, медицинский этикет, субординация.

Медицинский этикет состоит из соблюдения правил поведения в обществе и внутренней культуры медработника:

а) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь);

б) соблюдение внешних приличий: тон, умение вести беседу, манеры;

в) отношение к труду;

г) соблюдение дисциплины;

д) дружелюбие, соблюдение субординации.

Субординация – система служебного подчинение младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины.

В связи с появлением новых мощных лекарственных средств, новых диагностических и лечебных установок и приборов, появилась возможность пересаживать органы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, лечить генетические болезни и реанимировать человека. Все это потребовало пересмотра принципов медицинской этики. Для этого было предложено в 1971 году новое название – биоэтика (этика живого). Биоэтика – это наука о выживании и улучшении условий жизни.

Частью медицинской этики является медицинская деонтология (от греческого deon, deontos – долг, должное; logos – учение) – это наука о должном, как должен себя вести медицинский работник в процессе его профессиональной деятельности, а также вне лечебного учреждения.

Человек обратившейся в ЛПУ находится в непривычной для него обстановке, которая изобилует отрицательно влияющими на него факторами – миелогениями. Предупредить их можно путем создания благополучной обстановки в лечебном учреждении.

Выделяют несколько форм миелогений:

- эгогения – отрицательное влияние, которое пациент оказывает на себя (самовнушение, «уход в болезнь», преувеличение симптомов заболевания);

- ятрогения (от греческого iatros - врач и genkao - порождаю) – отрицательное влияние, вызванное деятельность врача;

сорогения (от латинского soros - сестра) – отрицательное влияние, вызванное деятельностью (поведением) медицинской сестры.

Общение и обучение в сестринском деле

Общение

Общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности медсестры с пациентом, его семьей и врачами, участвующими в лечебном процессе.

Уровни общения

1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой.

2. Межличностное – общение между двумя или более людьми.

3. Общественное – общение одного человека с аудиторией.

Техника общения

В технике общения можно выделить пять элементов:

1. Отправитель – кто передает информацию.

2. Сообщение – посылаемая информация.

3. Канал – форма отправки сообщения (устная речь, мимика, жесты, письменная речь).

4. Получатель– кому посылается сообщение.

5. Подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

Каналы общения

1. Вербальное общение – устная речь.

Условия эффективного вербального общения:

- говорить медленно;

- не злоупотреблять специальной терминологией;

- выбирать скорость и темп речи;

- правильно выбирать время для общения;

- следить за интонацией;

- выбирать нужную громкость;

- убедиться в том, что вас поняли.

Помните, что диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны.

Поэтесса Юна Мориц написала такое стихотворение:

Таблетки, микстуры и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово,

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова – не лечат больного!

2. Невербальное общение – письменное общение и общение с использованием мимики, жестов.

Условия эффективного письменного общения:

- пишите аккуратно, грамотно;

- убедитесь, вся ли информация включена в записку;

- выбирайте понятные слова;

- обязательно подписывайте свое сообщение.

Условия эффективного общения мимикой, жестами:

- внешний вид медсестры;

- выражение лица мимика, жесты

- положение тела в пространстве по отношению к пациенту;

- время общения;

Зоны комфорта

1. Интимная зона (15см - 0,46м).

2. Личная зона (0,46 – 1,2 м).

3. Социальная зона (1,2-3,6 м).

4. Общественная зона (более 3,6 м).

Для более эффективного общения необходимую помощь может оказать социальная поддержка.

Она осуществляется как вербальным (внешний вид человека, понимание, поощрение, одобрение), так и невербальным (прикосновение, улыбка, кивок головы) способами.

Обучение

Выделяют 3 сферы обучения.

1. Познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию.

2. Эмоциональная - человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мнением, оценкой.

3. Психомоторная – человек овладевает умением благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым типам движения.

Факторы, влияющие на эффективность обучения

1. Желание и готовность к обучению.

2. Способность к обучению.

3. Окружающая обстановка.

Этапы учебного процесса

1. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента (родственников пациента).

2. Определение целей, планирование содержания, методов и сфер обучения.

3. Реализация плана обучения.

4. Оценка результатов обучения.

Сестринский процесс

Сестринский процесс – это систематизированный подход, организующий сестринскую работу, а также научный метод профессионального решения проблем пациента. Сестринский процесс – познавательный целенаправленный планируемый и последовательный процесс поддержания и восстановления здоровья пациента. Одним из непременных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов его семьи) в составлении целей ухода, плана и способа сестринского вмешательства. Степень участия пациента в осуществлении сестринского процесса зависит от:

- взаимоотношений медсестры и пациента, степени доверия;

- отношения пациента к здоровью;

- уровня знаний, культуры;

- осознания потребности в уходе.

Целью сестринского процесса является:

1. Определение потребности в уходе.

2. Определение приоритетов в уходе и ожидаемых результатах.

3. Составление плана ухода за больным, направленного на удовлетворение потребностей пациента.

4. Оценка эффективности сестринского процесса.

Наши рекомендации