Организационная структура мсэ
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства. В главном бюро медико-социальная экспертиза проводится в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза проводится в случае обжалования гражданином решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. Экспертиза проводится по заявлению гражданина, которое подается в бюро в письменной форме с приложением «Направления на медико-социальную экспертизу», выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
На МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
ü очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяца от даты ее начала;
ü благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев);
ü необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
В зависимости от степени утраты работоспособности и способности к самообслуживанию, различают три группы инвалидности:
I группа. Способность к самообслуживанию полностью утрачена. Инвалид зависит от окружающих, постоянно нуждается в их помощи и уходе. Способность к передвижению утрачена, человек не может передвигаться без чужой помощи. Отмечается дезориентация во времени и пространстве. Человек не может общаться с окружающими, не в состоянии контролировать свое поведение.
II группа. Способность к самообслуживанию утрачена частично: инвалид в состоянии себя обслуживать и передвигаться, но только с использованием специальных приспособлений или с помощью окружающих. Трудоспособность утрачена, либо человек может выполнять определенные виды работы, но нуждается в специальных условиях, особом оснащении рабочего места, посторонней помощи. Способность к обучению утрачена, либо человек может обучаться в специальных учебных заведениях, по особой адаптированной программе, либо только в домашних условиях. Ориентация во времени и пространстве, контроль над своим поведением возможны с помощью посторонних. Для того чтобы общаться с окружающими людьми, нужна посторонняя помощь или специальные устройства.
III группа. Человек может себя обслуживать, применяя специальные вспомогательные средства. Он может передвигаться, но медленнее, чем здоровые люди, на меньшие расстояния. Способность к обучению сохраняется, но нужен специальный режим, помощь других людей помимо педагогов. Люди с третьей группой инвалидности не могут работать по профессии, вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, в меньших объемах. Для адекватной ориентации во времени и пространстве нужны вспомогательные устройства. Скорость общения снижается, человек способен усваивать и передавать меньшие объемы информации.
Инвалидность у ребенка. Когда речь заходит об инвалидности у детей, нужно различить два понятия: ребенок-инвалид – это ребенок в возрасте до 18 лет, которому присвоена группа инвалидности; инвалид с детства – взрослый человек, которому группа инвалидности была присвоена в детстве, пока еще ему не исполнилось 18-ти лет.
Общая цель:
Освоить теоретические знания об утрате трудоспособности как одного из разделов общественного здоровья. Научиться методике расчета основных показателей нетрудоспособности, используемых в практике здравоохранения, их научному анализу.
Конкретные цели:
Знать | Уметь |
1. определение нетрудоспособности, ее основные разделы и показатели 2. источники информации о трудоспособности и нетрудоспособности, роль врачей в ее сборе и анализе; 3. основные тенденции формирования процессов и факторов нетрудоспособности, их определяющие. | 1. рассчитывать основные показатели временной и стойкой нетрудоспособности; 2. оценивать основные показатели временной и стойкой нетрудоспособности; 3. анализировать эти показатели с позиций медицинской и социальной эффективности системы здравоохранения. |
Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
1. Определение экспертизы нетрудоспособности, что она изучает.