Маркировка непродовольственных товаров

Должна содержать следующую информацию:

§ наименование товара;

§ наименование страны, производителя, его адрес;

§ назначение (область использования);

§ основные свойства и характеристики;

§ правила и условия эффективного и безопасного использования;

§ обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;

§ информация о подтверждении соответствия.

3. Носители и структура маркировки. Какова роль рисунков на упаковке товаров? Как классифицируются информационные знаки?

Носителями маркировки могут быть этикетки, грани потреби­тельской упаковки, кольеретки, вкладыши, бирки, ярлыки, конт­рольные ленты, клейма, штампы и др.

Этикетки — наиболее распространенный носитель информации для фармацевтических и парафармацевтических товаров. Этикетки выполняются чаще всего типографским способом (полностью или частично), могут содержать пропуски для внесения необходимой информации вручную или с помощью штампа. Этикетки приклеи­ваются на упаковку или непосредственно на товар. Этикетки отли­чаются значительной информационной емкостью, содержат наи­более обширные по количеству характеризуемых признаков сведения, включая все виды информации (основополагающую, ком­мерческую, потребительскую). Кроме текста, этикетки часто со­держат изображения, символы. Оформление этикеток, их размеры регламентируются в зависимости от вида и назначения продукции, от вида упаковки и стиля, выбранного конкретным производите­лем, различными нормативными документами и правилами. Для оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях (предприятиях) различных форм собственности, существуют «Еди­ные правила» (Приказ № 120 от 5.09.97). Заводские производители лекарственных средств руководствуются соответствующими ГОСТами, ОСТами или ТУ, а также ФС или ВФС. Немаловажное значение придается цветовой гамме при оформлении этикеток на лекарственные средства внутриаптечного приготовления (исполь­зование «сигнальных» цветов).

Грани потребительской упаковки также служат для нанесения информации о товаре. Использование от 4 до 6 граней картонной коробочки позволяет увеличить емкость информационного поля, сделать надписи более разреженными, а при необходимости про­дублировать их. Фактически грани потребительской упаковки по­вторяют этикетки, наклеиваемые на тару.

Кольеретки — разновидность этикеток; имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок (встречаются редко, в основ­ном на упаковках парафармацевтической продукции). Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, их назначение — эс­тетическое оформление бутылок.

Вкладыши — это разновидность этикеток, отличающихся направ­ленностью информации о товаре. Вкладыши, как правило, исполь­зуются при наличии двойной потребительской упаковки (флакон + коробочка; туба + коробочка; контурно-ячеистая упаковка + ко­робка из картона и т.п.). Роль вкладыша могут выполнять «Инст­рукция по применению...», «Листок-вкладыш», «Информационный листок».

Вкладыш содержит более подробную информацию о препарате:

· название препарата,

· название лекарственной формы,

· содержание действующих веществ,

· подробное описание состава препарата (химическое название ингредиентов),

· регистрационный номер,

· сведения об утверждении ФК (для отечественной продукции),

· фармакологическое действие (иногда с описанием фармакоди- намики препарата),

· перечень показаний,

· противопоказания,

· способ применения и дозы,

· меры предосторожности,

· побочные действия (реакции),

· взаимодействие с другими препаратами,

· форму выпуска,

· условия хранения,

· название производителя,

· описание маркировки, нанесенной непосредственно на лекар­ственную форму (используется иногда зарубежными производи­телями).

Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеивают­ся, прикладываются или подвешиваются к товару. Бирки отлича­ются от ярлыков меньшей информационностью. Используются иногда производителями парафармацевтической продукции, баль­замов.

Контрольные ленты — носители краткой дублирующей инфор­мации, выполняемой на небольшом информационном поле. По­добные носители маркировки используются в аптеках при приго­товлении экстемпоральных лекарств (чтобы не выдать на руки больному чужой препарат).

Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на това­ры, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений. Чаще всего штампы или клейма наносятся несмываемой краской, разрешенной органами Минздравсоцразвития РФ (например, та­ким образом, на упаковку могут наноситься серия, срок годности препарата, штамп ОТК и др.). Иногда штамп наносится непосред­ственно на товар (грелки, пузыри для льда и другие товары ухода за больными). Клеймение и штампование часто используется на ме­дицинских инструментах. Рельефная маркировка в виде выдавлен­ных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на метал­лических банках, пластмассовой таре (на донышке и крышке), на стеклянной таре (бутылки, банки).

Некоторые производители наносят маркировку непосредствен­но на таблетки (выдавливание штампа).

26.8.2. Структура маркировки

Маркировка может состоять изтекста, рисунка иусловных обо­значений (информационных знаков), которые различаются соотно­шением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и некоторыми другими функциями.

Текст — наиболее распространенный элемент маркировки. Для него характерна высокая степень доступности информации. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в боль­шей степени ему присущи информационная и идентифицирующая функции. На упаковках фармацевтической и парафармацевтичес- кой продукции текстовая часть занимает значительное место (удель­ный вес от 50 до 100%). Текст может быть представлен на несколь­ких языках (русский, латинский, язык страны происхождения товара). Основная часть информации, предназначенной для потре­бителей, также выполняется текстом, например название лекар­ственного средства, способ употребления, дозы, предупредитель­ные надписи, фармакологическое действие препарата и др.

Рисунки не всегда присутствуют на упаковке. Хотя в последнее время появилось много лекарственных средств безрецептурного отпуска, на упаковках которых нанесены рисунки. Гораздо чаще рисунки встречаются на упаковках парафармацевтической продук­ции. Рисунок имеет высокую степень доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, а в некото­рых случаях — мотивационную и идентифицирующую функции (когда в виде рисунков дается информация по эксплуатации или использованию продукта). Удельный вес рисунков в общей массе информации колеблется от 0 до 50%.

В зависимости от заключенной в рисунках информации, их ус­ловно можно разделить на следующие группы:

а) содержат информацию о происхождении продукта (сырьевой ис­точник, отдельные компоненты, место производства) либо об ав­торах продукции. Примером могут служить рисунки лекарствен­ных растений на упаковках; изображение местности (например, природы региона по розливу минеральной воды); портрет автора, чьим именем названа продукция (например, бальзам «Корнеич») и др.;

б) конкретизируют область возможного применения. Например, ри­сунки органов, на которых проявляется лечебное действие пре­парата (рисунки горла, желудка, глаза и др.);

в) ограничивают сегмент возможного использования продукта по полу или возрасту (для детей — изображение мультипликационных героев, для женщин — изображение женской фигуры и т.п.);

г) воспроизводят способ употребления продукта. Повторяя действия, изображенные на таких рисунках, потребитель учится правиль­но пользоваться упаковкой или непосредственно самим продук­том;

д) имеют неопределенный вид, создающий фон или участвующий в создании общего дизайна упаковки. Примером таких рисунков могут служить изображения атомов, молекул и т.п. По цветовой гамме рисунки также отличаются между собой: они могут исполняться как в черно-белом варианте, так и с использо­ванием ярких красок (это придает рекламный характер). Рисунки играют большую роль в создании стиля упаковки, позволяя сделать его узнаваемым для потребителя, что немаловажно для формирова­ния потребительских предпочтений.

К рисункам отнесем условно также репродукции картин или фотографий, используемых в маркировке упаковок товаров.

Информационные знаки — условные обозначения, предназначен­ные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны: краткость, выра­зительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Их удельный вес в общей массе товарной информации составляет от 0 до 30%.

В качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки, символы. Информационные знаки делятся на:

· товарные;

· наименование места происхождения (места назначения);

· знаки соответствия или качества, технологические знаки;

· компонентные;

· размерные;

· манипуляционные;

· эксплуатационные;

· предупредительные;

· экологические;

· штриховое кодирование;

· прочие.

Информационные знаки (ИЗ)— условные обозначения, пред­назначенные для идентификации отдельных или совокупных ха­рактеристик товара. Информационным знакам свойственны крат­кость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.Удель­ный вес ИЗ в общей массе товарной информации составляет от 0 до 30%.

Несмотря на небольшие размеры, информационные знаки заклю­чают в себе обширный блок информационных данных о товаре. Иног­да информация, заложенная в ИЗ, бывает доступна только профес­сионалам и требует специальной расшифровки.

В качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки, символы.

Наши рекомендации