Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения

Психологическое сопровождение при посттравматическом расстрой­стве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует се­рьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендо­вал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциаль­но-гуманистический подход.

Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни - вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничи­вается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устране­ния негативных переживаний и коррекции повеления экзистенциаль­ный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответ­ственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистен­циальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.

В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного измене­ния клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно не­обходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утра­те смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, кразвитию, не вызванному житейской необходимос­тью. Главным инструментом психологической помощи является культи­вирование чувствительности, понимания и эмпатии.

Большое значениедля практики психологической работы с лица­ми, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регу­лярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации

или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подоб­ного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внеш­него вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жиз­недеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать осо­бенности ее устройства и характер нарушений, а затем способство­вать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень орга­низации.

В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному раз­витию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, также как и еедезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семей­ных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на чле­нов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к форми­рованию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физи­ческого насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональ­ную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебре­жение жизненно важными потребностями детей, что также являет­ся формой насилия. Патологические, психотравмируюшие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодей­ствия проявляются в виде семейных мифов, которые используются Для поддержания единства в дисфункциональных семейных систе­мах [51].При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.

В этом случае основные этапы системной психотерапевтической ра­боты с семьей будут следующие:

'• Временное объединение психотерапевта с семьей, присоедине­ние его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помошью семьи. Од­новременно он демонстрирует семье новый эффективный спо­соб коммуникации:

2. Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять че­
ловека и его поступки, уважение к личности, толерантность.

3. Помощь в формулировании или переформулировании терапев­
тического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том,
какие именно изменения действительно необходимы для разре­
шения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого
члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого
целостного организма.

4. Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семей­
ной психотерапии, в результате которого должна произойти кор­
рекция неэффективных ролевых предписаний, изменение роле­
вой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности,
установление четких, но проницаемых границ между семейными
подсистемами.

5. Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи.
На последнем занятии обязательно проводится экологическая
проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается
представить себя в ряде ситуаций в будушем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается.

Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополуч­ными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном пове­дении членов семьи [51]. Целью ее становится выявление взглядов чле­нов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий, Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физиче­ское и/или психологическое насилие иногда становится главным аргу­ментом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конф­ликта.

В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют актив­ный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и власт­ные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом

поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. 8 случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности меж­личностных взаимодействий, предшествующие насильственным Дей­ствиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вме­сте со всеми участникамит-ерапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к на­силию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует аг­рессию.

Психотерапевтические техники,

используемые в практике семейной психотерапии

Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания психотерапевта о необходимости опре­деленных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида директив: указание членам семьи делать что-то; указание де­лать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с домашним насилием в ряде случаев пря­мые и четкие указания со стороны психотерапевта бывают необхо­димы и обязательны. Это касается, в первую очередь, ситуаций жес­токого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необхо­димость немедленного обращения в милицию, посещения кризисно­го центра, ухода из дома и временного переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т. д. Но и в менее тяжелых случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на дисфункциональную семью.

Техника «Семейная дискуссия»

Обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающих­ся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дис­куссия может преследовать различные цели. Среди них:

• коррекция ложных и иррациональных представлений о спосо­бах разрешения семейных конфликтов, наиболее эффектив­ных методах воспитания, распределении обязанностей, пла­нировании времени и т.д.;

0 обучение членов семьи приемлемым формам межличностной
коммуникации. Психотерапевт регламентирует ход дискуссии,
сам активно участвует в ней и использует эту ситуацию для
коррекции неэффективного поведения отдельных членов семьи;

1 формирование адекватного представления о том или ином ас­
пекте семейной жизни.

■ Техника «Обусловленное общение»

Группа психотерапевтических методов, общим для которых явля­ется то, что в привычные, устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится какой-то новый, необычный для семьи влемент. Часто, в ка­честве такого нового элемента вводятся определенные правила взаи­модействия. Примером является техника, предложенная С. Кратох-вилом «конструктивный спора или «честная борьба». Эта техника применяется в работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент взаимодействия в повседневную жизнь, психотерапевт обучает супругов определенным навыкам эффективной коммуникации {техника *я-высказываыия*, техники активного слу­шания и пр.). Правила «честной борьбы»:

0 нельзя откладывать прояснение конфликтной ситуации и, по
возможности, преступить к обсуждению сразу же;

1 тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель,
которую он хочет достичь;

2 обе стороны должны принимать активное участие в споре;

3 спор должен касаться только того предмета, с которого он на­
чался, недопустимы отсылки к прошлому опыту, обобщения;

• не допускается применение аргументов, болезненных для одно­
го из участников спора (указание на физические недостатки,
неудачи и т.д.).

Техники, формирующие умения и навыки

Особенность методик данной группы состоит в том, что перед члена­ми семьи ставятся задачи формирования определенных умений и навы­ков, необходимых для успешного взаимодействия друг с другом, и сооб­щается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. Б данном случае можно говорить о проведении своеобразных -семейных тренингов». В семьях, для которых характер­но проявление насилия со стороны некоторых членов, особую значи­мость приобретает тренировка самоконтроля агрессивных импульсов и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля за импуль­сами и недостаточная терпимость часто бывают связаны с крайне зани­женной самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концегщи-ей». Агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое чувствует человек и тем единственным проявлением силы, ко­торое он способен продемонстрировать окружающим.

Агрессия также часто бывает связана со страхом. В свою очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием эмоцио­нальной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя внимание старших исключительно с помощью непослуша­ния, капризов, истерик, грубости и т. д.

Техники саморегуляции

Исследование данных психотерапевтических процедур позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, удерживаться от пове­денческих проявлений гнева. Однако в большинстве случаев корреК"

ции внешних проявлений бывает недостаточно, и терапевт обраща­ется к методам коррекции внутриличностных конфликтов отдель­ных членов семьи.

Техники проигрывания семейных ролей

Ролевая игра является одним из ведущих методов семейной пси­хотерапии. Она имеет разнообразные формы и применяется при ре­шении широкого спектра проблем и задач. Одной иа наиболее эф­фективных является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамы. Суть метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли других, тех, с кем они находятся в конфликте. Например, родители в процессе проигрывания роли сво­его ребенка могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему навязывают, что может значительно сни­зить уровень их агрессивности по отношению к нему.

Достаточно часто в практике терапевтической работы использует­ся метод проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам ролевой игры необходимо инсценировать обыч­ный для семьи конфликт, но при этом они должны с самого начала игры стараться вести себя не так, как привыкли. При использова­нии данного метода в семьях, в которых практикуется насилие, чле­нам семьи, склонным к проявлению агрессии и насильственным дей­ствиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях, провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на чле­на семьи, вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор, стоя к нему спиной. Механизм психокоррек-ционного воздействия данного метода в работе с ситуациями домаш­него насилия основан на том, что в большинстве случаев член семьи, совершающий насильственные действия, хотел бы научиться соци­ально приемлемым формам поведения в семье, даже если он этого не осознает.

МЕТОД ПСИХОДРАМЫ

Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психо-Драмы, разработанный американским психологом Я. Морено [51].

Психодрамаявляется групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе Драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и Прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопо-«имания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональ­ных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, сполняя различные роли, человек может творчески работать над соб­ственными конфликтами и проблемами.

Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креатив­ности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтаннос­ти» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68].

Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содей­ствие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накоплен­ных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситу­ации как следствие озарения-инсайта.

Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульп­туры», которые активизируют участников и создают свободную твор­ческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действу­ющим лицом психодрамы - протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для дра­матического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме­ста для зрителей. При драматическом действии ведущий обычно исполь­зует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциаци­ях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоциональною обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.

Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других» -

В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с во­ображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия является специализированной формой психотерапии психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творче­ском самовыражении посредством различных видов искусства (живо­пись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические тех­нологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под­хода.

Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия б арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, ра­зыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса - освобождения, очищения от негатив­ного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход аг­рессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чув­ства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматичес­ких заболеваний [46].

В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семей­ной интеграции - взаимного отчуждения, затруднений в налажива­нии контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, под­вергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вы­зывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в рабо­те с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферыпсихологическ:ой безопасности. Творческие задания ни вкоем слУчае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать напробле-

мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].

Наши рекомендации