Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения
Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендовал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциально-гуманистический подход.
Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни - вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничивается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устранения негативных переживаний и коррекции повеления экзистенциальный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистенциальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.
В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного изменения клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно необходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утрате смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, кразвитию, не вызванному житейской необходимостью. Главным инструментом психологической помощи является культивирование чувствительности, понимания и эмпатии.
Большое значениедля практики психологической работы с лицами, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регулярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации
или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подобного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внешнего вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жизнедеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать особенности ее устройства и характер нарушений, а затем способствовать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень организации.
В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному развитию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, также как и еедезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семейных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на членов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к формированию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физического насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебрежение жизненно важными потребностями детей, что также является формой насилия. Патологические, психотравмируюшие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодействия проявляются в виде семейных мифов, которые используются Для поддержания единства в дисфункциональных семейных системах [51].При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.
В этом случае основные этапы системной психотерапевтической работы с семьей будут следующие:
'• Временное объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помошью семьи. Одновременно он демонстрирует семье новый эффективный способ коммуникации:
2. Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять че
ловека и его поступки, уважение к личности, толерантность.
3. Помощь в формулировании или переформулировании терапев
тического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том,
какие именно изменения действительно необходимы для разре
шения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого
члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого
целостного организма.
4. Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семей
ной психотерапии, в результате которого должна произойти кор
рекция неэффективных ролевых предписаний, изменение роле
вой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности,
установление четких, но проницаемых границ между семейными
подсистемами.
5. Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи.
На последнем занятии обязательно проводится экологическая
проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается
представить себя в ряде ситуаций в будушем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается.
Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополучными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном поведении членов семьи [51]. Целью ее становится выявление взглядов членов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий, Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физическое и/или психологическое насилие иногда становится главным аргументом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конфликта.
В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют активный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и властные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом
поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. 8 случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности межличностных взаимодействий, предшествующие насильственным Действиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вместе со всеми участникамит-ерапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к насилию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует агрессию.
Психотерапевтические техники,
используемые в практике семейной психотерапии
Техника указаний (директив)
Прямые и четкие указания психотерапевта о необходимости определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида директив: указание членам семьи делать что-то; указание делать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с домашним насилием в ряде случаев прямые и четкие указания со стороны психотерапевта бывают необходимы и обязательны. Это касается, в первую очередь, ситуаций жестокого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необходимость немедленного обращения в милицию, посещения кризисного центра, ухода из дома и временного переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т. д. Но и в менее тяжелых случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на дисфункциональную семью.
Техника «Семейная дискуссия»
Обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дискуссия может преследовать различные цели. Среди них:
• коррекция ложных и иррациональных представлений о способах разрешения семейных конфликтов, наиболее эффективных методах воспитания, распределении обязанностей, планировании времени и т.д.;
0 обучение членов семьи приемлемым формам межличностной
коммуникации. Психотерапевт регламентирует ход дискуссии,
сам активно участвует в ней и использует эту ситуацию для
коррекции неэффективного поведения отдельных членов семьи;
1 формирование адекватного представления о том или ином ас
пекте семейной жизни.
■ Техника «Обусловленное общение»
Группа психотерапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные, устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится какой-то новый, необычный для семьи влемент. Часто, в качестве такого нового элемента вводятся определенные правила взаимодействия. Примером является техника, предложенная С. Кратох-вилом «конструктивный спора или «честная борьба». Эта техника применяется в работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент взаимодействия в повседневную жизнь, психотерапевт обучает супругов определенным навыкам эффективной коммуникации {техника *я-высказываыия*, техники активного слушания и пр.). Правила «честной борьбы»:
0 нельзя откладывать прояснение конфликтной ситуации и, по
возможности, преступить к обсуждению сразу же;
1 тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель,
которую он хочет достичь;
2 обе стороны должны принимать активное участие в споре;
3 спор должен касаться только того предмета, с которого он на
чался, недопустимы отсылки к прошлому опыту, обобщения;
• не допускается применение аргументов, болезненных для одно
го из участников спора (указание на физические недостатки,
неудачи и т.д.).
Техники, формирующие умения и навыки
Особенность методик данной группы состоит в том, что перед членами семьи ставятся задачи формирования определенных умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия друг с другом, и сообщается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. Б данном случае можно говорить о проведении своеобразных -семейных тренингов». В семьях, для которых характерно проявление насилия со стороны некоторых членов, особую значимость приобретает тренировка самоконтроля агрессивных импульсов и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля за импульсами и недостаточная терпимость часто бывают связаны с крайне заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концегщи-ей». Агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое чувствует человек и тем единственным проявлением силы, которое он способен продемонстрировать окружающим.
Агрессия также часто бывает связана со страхом. В свою очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием эмоциональной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя внимание старших исключительно с помощью непослушания, капризов, истерик, грубости и т. д.
Техники саморегуляции
Исследование данных психотерапевтических процедур позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, удерживаться от поведенческих проявлений гнева. Однако в большинстве случаев корреК"
ции внешних проявлений бывает недостаточно, и терапевт обращается к методам коррекции внутриличностных конфликтов отдельных членов семьи.
Техники проигрывания семейных ролей
Ролевая игра является одним из ведущих методов семейной психотерапии. Она имеет разнообразные формы и применяется при решении широкого спектра проблем и задач. Одной иа наиболее эффективных является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамы. Суть метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли других, тех, с кем они находятся в конфликте. Например, родители в процессе проигрывания роли своего ребенка могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему навязывают, что может значительно снизить уровень их агрессивности по отношению к нему.
Достаточно часто в практике терапевтической работы используется метод проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам ролевой игры необходимо инсценировать обычный для семьи конфликт, но при этом они должны с самого начала игры стараться вести себя не так, как привыкли. При использовании данного метода в семьях, в которых практикуется насилие, членам семьи, склонным к проявлению агрессии и насильственным действиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях, провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на члена семьи, вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор, стоя к нему спиной. Механизм психокоррек-ционного воздействия данного метода в работе с ситуациями домашнего насилия основан на том, что в большинстве случаев член семьи, совершающий насильственные действия, хотел бы научиться социально приемлемым формам поведения в семье, даже если он этого не осознает.
МЕТОД ПСИХОДРАМЫ
Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психо-Драмы, разработанный американским психологом Я. Морено [51].
Психодрамаявляется групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе Драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и Прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопо-«имания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, сполняя различные роли, человек может творчески работать над собственными конфликтами и проблемами.
Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креативности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтанности» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68].
Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содействие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накопленных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситуации как следствие озарения-инсайта.
Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульптуры», которые активизируют участников и создают свободную творческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действующим лицом психодрамы - протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для драматического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на места для зрителей. При драматическом действии ведущий обычно использует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциациях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоциональною обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.
Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других» -
В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с воображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия является специализированной формой психотерапии психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творческом самовыражении посредством различных видов искусства (живопись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические технологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-подхода.
Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия б арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, разыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса - освобождения, очищения от негативного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматических заболеваний [46].
В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции - взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, подвергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.
Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в работе с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферыпсихологическ:ой безопасности. Творческие задания ни вкоем слУчае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать напробле-
мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].